С ростом доли дистанционных продаж (главным образом, телекоммуникационных) неуклонно возрастает и количество жалоб потребителей на действия продавцов. Продавцы, в свою очередь, сталкиваются с проблемой применения на практике норм права, регламентирующих дистанционную торговлю. Серьезной проблемой является также предупреждение и разрешение конфликтов с потребителями.
Основными нарушениями прав потребителей при приобретении товаров (услуг) дистанционным способом в сети Интернет являются:
— реализация опасных товаров, не соответствующих обязательным требованиям;
— непоставка товара (неоказание услуги) по оплаченному договору;
— нарушение сроков поставки товара (оказания услуги);
— реализация некачественного товара (услуги) или товара (услуги), не соответствующего описанию (ожиданию);
— целенаправленное введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товаров;
— сокрытие или неполное раскрытие информации о продавце (изготовителе, исполнителе);
— уклонение от рассмотрения требований потребителя;
— невозврат (уклонение от возврата) уплаченных потребителем средств;
— отказ потребителю в возмещении убытков (неустоек).
Поэтому территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах даёт разъяснения для потребителей, чтобы они могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в сети Интернет информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине.
При заказе товара в интернет-магазине каждый покупатель должен знать:
— договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
— перед совершением покупки потребитель должен получить исчерпывающую информацию о товаре (ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»): буклеты, фото, видео, другие источники;
— покупатель должен быть осведомлен о фактическом адресе продавца, цене товара, оплате и сроке, в течение которого действует предложение о покупке;
— в момент получения товара продавцом должна быть предоставлена в письменном виде информация о характеристиках товара, сроках его возврата, а также гарантийный талон (п. 3. ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»);
— пункт 4 ст. 26.1 говорит о том, что покупатель имеет право отказаться от совершения покупки до передачи товара. Если же товар уже получен, потребитель может отказаться от него на протяжении семи дней. Если в момент получения товара в упаковке не было информации в письменном виде о порядке и сроках возврата, покупатель может вернуть товар в течение 90 дней с даты его получения. Если товар не соответствует индивидуально-потребительским свойствам покупателя, он может отказаться от него. В данном случае продавец в течение десяти дней с момента требования обязан вернуть оплату. При этом возврату подлежит стоимость товара, за исключением затрат на доставку.
Совет. При покупке товара дистанционным способом внимательнее выбирайте интернет-магазин. Если на сайте нет информации как минимум о наименовании продавца и его реальном адресе, то следует отказаться от покупок в таком интернет-магазине. Во-первых, это существенное нарушение закона, во-вторых, труднее будет решать проблемы с товаром.
Е. Попович, специалист-эксперт Роспотребнадзора