Общество

История моего дедушки

Казачий полковник, в прошлом атаман Северского района, член совета стариков Кубанского казачьего войска, заслуженный работник культуры Кубани — это всё о нём, о моём дедушке. Он стоял у истоков возрождения казачества в Северском районе, принимал непосредственное участие в реабилитации казачества на Кубани, в России.

В 1990 году началась эпопея возрождения казачества. Дедушка тогда работал начальником управления технологического транспорта в посёлке Черноморском. На дне рождения одного из членов райкома подняли тему реабилитации казачества, заговорили «о былом». И оказалось, что дедушка о жизни своих предков знает больше всех из присутствующих. Тут же на месте члены райкома решили считать себя оргкомитетом, а дедушку выбрали председателем. Свою работу комитет начал с посещения различных предприятий и учреждений района. Распространялась идея, к работе привлекались новые лица.

В августе этого же года в станице Северской организовали собрание, куда пригласили представителей всех поселений района. По итогам этого собрания дедушка стал первым атаманом Северского района. По-разному встречали идею возрождения казачества в нашем районе. На одном из выступлений членов казачьего комитета в станице Новодмитриевской из зрительного зала стали доноситься выкрики: «Кто такие? Какое казачество? Наши деды вас не добили, так мы добьём!» Но история показала — казачеству быть!

На первом краевом съезде казаков 14 ноября 1990 года северская организация была самой многочисленной. На трёх таких съездах дедушка был ведущим. Он присутствовал и на всероссийских казачьих съездах, принимал участие в освящении знамени Союза казаков в Москве. Есть его гвоздь и в прибитом на древко нашем кубанском знамени.

Москва, Оренбург, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ставрополь, Севастополь — где только не побывал дедушка с единственной целью: вытащить из-под завалов истории казачество. И если нужно было для этого петь, он пел. Выступал в составе казачьего хора «Весна», который осенью 1994 года в Брянске на Всероссийском фестивале народной песни был признан лучшим в России. На международном конкурсе в Польше, состязаясь с 12 коллективами из разных государств, хор «Весна» взял гран-при. Дедушка имеет множество благодарностей, орденов и медалей за заслуги перед российским и кубанским казачеством.

Я как внучка, конечно же, не могу не гордиться дедом, не могу не пытаться оценивать собственные поступки через призму его жизненных ценностей. Его судьба соткана из служения Родине, семье, делу. Моя история о дедушке создана из его слов о себе.

«С детства: казак да казак…»

Родился дедушка в счастливом 1937 году в станице Зеленчукской в Карачаево-Черкесии. На вопрос, почему год счастливый, дед отвечает: «Тогда никого из казаков уже не арестовывали, не расстреливали. Они все раньше были отправлены на тот свет волею большевиков».

Вокруг дедушки с самого детства было множество женщин: мама, бабушка, прабабушка, тётя… И ни одного мужчины. Папа его работал в Каракалпакстане, а все остальные мужчины нашего рода умерли. Род моей прабабки, дедушкиной мамы, ведёт своё начало от Азовского сидения (1642 год). Жили мои предки большой патриархальной семьёй, в которой до революции насчитывалось около 50 человек. После трёх волн истребления казачества из этой огромной семьи в живых остались дедушкина бабка и три её дочери. И, когда мальчик появился на свет, женщины всю нежность, всю тоску свою по счастливому «казачьему» времени отдавали ему. По имени дедушку звала только мать, а все остальные женщины звали его казаком.

— И так с детства: казак да казак. Вложили мне это и в голову и в душу, — говорит дедушка.

О войне, которую он встретил в возрасте четырёх лет, дедушка рассказывает много и часто. Глубоко врезались в детскую память страшные картины того времени. За две недели до начала войны семья переехала в Западную Украину. Много ужасов и страданий пережили они за годы немецкой оккупации. В 1943 году наши выбили немцев из станицы. Отец вернулся из лагеря. В 44-м открылась школа, и дедушка пошёл в первый класс.

«Шахта научила меня ценить жизнь, товарищество»

В 1948 году семья переехала в посёлок Гримайлово. Там дедушка окончил десять классов. Он всегда мечтал стать военным. Готовился к поступлению в училище. Усиленно занимался спортом. Будучи школьником дедушка имел первый разряд по плаванию, второй по велоспорту, третье место занял в Украине по метанию копья, также занимался самбо. Но в военное училище его не взяли. Комиссия не признала годным из-за травмированной ещё во время немецких бомбардировок перепонки уха. Но та же медицинская комиссия признала его годным для работы в горнорудной промышленности. В 1956 году он получил специальность машиниста электровоза и начал работать на шахте Лисичанского треста в Донбассе. Там он познакомился со своей будущей женой Раисой Павловной Пивень. Она тоже работала в шахте.

Дедушка и бабушка были членами комсомола. Дедушка пользовался авторитетом у молодёжи. Он с улыбкой вспоминает: «Сидим с бабушкой в кино. Слышу: «Лемешко, на выход! Там рижуть!» Эх, побежал, раскидал. Поговорил с одними по-хорошему, с другими по-хорошему…»

Поработав машинистом, дедушка упросил начальника шахты перевести его в забой, так как там платили больше. Уголь, бывший тогда стратегически важным сырьём, шахтёры должны были добывать любой ценой. О технике безопасности речи не шло. В комбинате «Лисичанскуголь» было 18 шахт. Оркестры на похоронах играли каждый день. Сам дедушка не раз был серьёзно травмирован. И только после указа Хрущёва увольнять за нарушение техники безопасности с «волчьим билетом» количество смертельных случаев уменьшилось. Разное бывало в шахте. Там, под украинской землёй, гибли дедушкины товарищи, сам он не раз смотрел смерти в глаза. Но вспоминает об этом времени с благодарностью: «Шахта научила меня, как трудиться нужно, как относиться к труду, ценить жизнь, товарищество».

Но мысли о том, что в жизни нужно что-то менять, уже назревали, и после очередной травмы, полученной бабушкой, было решено уволиться и переехать на Кубань. Дедушка говорил, что ещё лет пятнадцать выскакивал по ночам, когда снились обвалы, и заходя в дверь, пригибался: боялся удариться головой о низкий потолок забоя.

Дальнейшую свою жизнь дедушка описывает так: «Работал и учился, учился и работал». Окончил сначала техникум, потом политехнический институт. Работал на автопредприятии, где прошёл путь от простого машиниста до главного инженера. Но внутри по-прежнему оставался шахтёром: трудился честно, не терпел никакого зла и двоедушия.

«Раечка! Ты ж шахтёрка!»

Дедушка всегда был для меня не только примером честного, трудолюбивого и мужественного человека, но и образцом настоящего семьянина, преданного мужа. С бабушкой они прожили уже 58 лет. У них двое сыновей, восемь внуков и один правнук Лёвушка. Когда у бабушки начались серьёзные проблемы со здоровьем (сказался тяжёлый труд шахтёрской молодости), дедушка взял ведение домашнего хозяйства на себя. Все эти годы он ухаживает за бабушкой, заботится о ней. «Раечка, ну ты чего, дружок? Ты ж шахтёрка! Дух-то какой!» — приободряет её дедушка.

В молодости он вынес любимую на руках из затопленной шахты. В старости он проявляет свою любовь в каждодневной заботе.

Дедушка любит всех нас. Он и есть вся его семья. И я — его продолжение. Как же хочется быть настоящим, достойным продолжением! Чтобы, в свою очередь, нашим потомкам не совестно было стряхивать пыль с жизнеописаний своих отцов.

Мария ЛЕМЕШКО, ученица 11 класса Азовской гимназии.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту