Общество

Последний привет бойца Читашвили

В течение почти двух недель поисковики эксгумировали останки советских солдат, искали элементы обмундирования и личные вещи. Свою работу они закончили в субботу, 18 июня. За это время им удалось обнаружить восемь солдат и установить личность одного из бойцов по найденному медальону-«смертнику», который, как писала районка, отдали в лабораторию для прочтения. Теперь его вернули, и поисковики рассказали, что было написано на полуистлевшем бланке (на снимке).

Найденным бойцом оказался Димитрий Ильич Читашвили. Он родился в 1913 году в Грузинской ССР, Кварельском районе, селе Сабуе. На фронт был призван 23 июня 1941 года Тбилисским РВК, служил в 46-й армии 9-й горно-стрелковой дивизии. На сайте Министерства обороны ОБД «Мемориал» красноармеец числится пропавшим без вести, связь с ним оборвалась в феврале 1942 года. Как отмечают поисковики, это могло произойти по разным причинам. Но они  предполагают, что погиб солдат зимой 1943 года, как раз во время освобождения Северского района от немецко-фашистских захватчиков.

Сейчас поисковики принимают все меры по поиску родственников погибшего солдата. Для этого они разместили сообщения в интернете, ищут в социальных сетях.

Перезахоронение поднятых на «Коминтерне» бойцов перенесли на октябрь. Их предадут земле совместно  с  другими  найденными  поисковыми  организациями  бойцами.

«Соборовцы» также добавили, что в станице Смоленской в огородах много закопанных советских солдат. Жители об этом знают, но скрывают. Поисковики просят сообщать им о захоронениях, ведь бойцы, которые защищали нашу Родину, заслужили, чтобы их похоронили по-человечески.

На опубликованную в газете статью под заголовком «Меня нашли в воронке, по косточкам подняли из земли…» откликнулся житель станицы Смоленской Михаил Гирич, который работал на «Коминтерне» с 1978 по 1994 годы сначала ветфельдшером, потом заведующим фермой.

Он рассказал, что был знаком с Антониной Ивановной Рыбешкиной. По его словам, она попала на ферму как сирота в малолетнем возрасте в 1928 году, когда «Коминтерн» только организовывался. Тогда беспризорников распределяли в детские дома или такие коммуны. Во время оккупации в декабре-январе 1942-1943 годов Антонина Рыбешкина не пошла в горы, а осталась на ферме, откуда эвакуировали скот и технику и где создали пересылочный пункт, что-то вроде мини-госпиталя. Антонина ухаживала за ранеными, которых вскоре отправляли в сторону шабановского перевала для дальнейшего лечения.

Однажды в санчасть ворвались немцы и вырезали около десяти раненых солдат. Рыбешкиной удалось скрыться. Вскоре пришли наши бойцы и перехватили врагов.

— Мы просили Антонину Ивановну показать место захоронения солдат, — рассказывает Михаил Гирич, — но она не могла вспомнить, где именно это было, а может, не захотела…

Михаил Николаевич добавил, что его отец тоже поведал ему эту историю о нападении немцев на ферму. Так, быть может, поисковики нашли захоронение, в котором были те самые убитые немцами раненые бойцы?

Оксана ДРАЧ.

Фото Александра  САЕНКО.

Уважаемые читатели, если вы что-либо знаете об этом захоронении, сообщите в редакцию по телефону: 8(86166)2-14-62.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту