Общество

Как казаки район заселяли

Территория нынешнего Северского района вошла в состав Российской Империи 3 сентября 1829 года. Традиционные мирные методы вживления вновь приобретённой территории в общую ткань Российского Государства здесь не сработали. Подстрекаемые бывшей метрополией — Турцией, черкесские племена продолжали делать набеги на казачьи станицы, уводя население для продажи туркам в рабство. Только после Крымской войны, получив от своих же граждан удар в спину, Россия приступила к примирению сначала Чечни и Дагестана, затем и Западного Кавказа. Здесь возобладала идея наместника Кавказа князя А.И. Барятинского о выселении горцев из гор в равнину. В самом начале 60-х годов позапрошлого века оказалась незаселённой территория Северского района.

 Самое старое поселение

Посёлок Ильский, ранее станица Ильская, по праву считается самым старым населённым пунктом района. Строительство станицы специальным отрядом было закончено 10 июня 1863 года, а на следующий день прибыла первая партия переселенцев — 100 семей казаков Кубанского казачьего войска и семейство хорунжего Шелиста. Вскоре сюда прибыла партия из 50 семей азовских казаков во главе с сотником Черновым. Азовскими казаками называли бывших запорожцев из Задунайской Запорожской Сечи, которые при разорении Сечи в 1775 году на острове Хортица ушли на своих быстроходных судах вниз по Днепру и в местечке Дунавцы организовали новую Сечь. В 1828 году они были поселены между рекой Бердой и Мариуполем и названы Азовским казачьим войском, а в 1862-1864 годах были переселены на Кубань, где основали станицы от Новороссийской (ныне город), Благовещенской и Анапской до Северской.

В Ильской также поселились одно семейство из станицы Царской (ныне Новосвободная), 40 семей донских казаков и 30 семей государственных крестьян. И наконец 25 июля прибыло три семейства государственных крестьян по отдельным прошениям.

Если учесть, что кубанские казаки состояли из 131 семьи черноморцев и 92 — линейцев из разных станиц, то котёл для переплавки говоров и наречий в станице получился отменный.

 Заселены в один день

Двенадцать станиц района было поселено в следующем 1864 году, причём к нескольким из них переселенцы по воле местного начальства вышли в один день — 9 мая. Это Смоленская, которая тогда называлась Афипской, Новодмитриевская и Калужская — бывшая Супская.

В станице Смоленской были поселены казаки из линейных станиц Новоалександровской, Расшеватской и Успенской, из черноморских станиц Роговской и Стародеревянковской, из Азовского и Оренбургского казачьих войск.

Изучавшие через столетие население Смоленской учёные отмечали, что станица была разделена как бы на две части. В центре население говорило на южнорусском (великоросском) наречии, пело русские песни, сохраняло многие специфические русские особенности быта. А на окраинах преобладали украинский говор, песни и обычаи.

В этот же день к Дмитриевскому посту на реке Шебш прибыла первая партия из 32 семей переселенцев из линейной Григориполисской станицы, а также 26 семей из черноморской Староминской станицы. Прибыли сюда также семьи священника, офицера и казаков Оренбургского казачьего войска. По предложению наказного атамана Кубанского казачьего войска графа Ф.И. Сумарокова-Эльстона станицу наименовали Ново-Дмитриевской.

Прибыли переселенцы в мае и к реке Супс, где было отведено 139 дворовых мест для новой станицы. Здесь застройка производилась малочисленным отрядом и самими переселенцами, так как ровно через месяц начальник станицы сообщал в штаб Псекупского полка, что прибыло 138 семей переселенцев, построено 34 дома, 24 ещё строится, начато строительство 39 домов и планируют приступить к постройке ещё 45 домов. Станица получила наименование Супская, а 29 сентября 1897 года была переименована в Калужскую в честь 5-го пехотного Калужского полка.

9 мая начала заселяться и ещё одна станица — Ставропольская. Место под поселение станицы на речке Псекабе было выбрано почти на год раньше Джубгским отрядом, и 12 сентября 1863 года графу Евдокимову направлен план с наименованием будущей станицы — Ставропольская. Было разбито 47 дворов: один офицерский и 46 казачьих, 19 прибыли из станицы Кисляковской и 27 — из Крыловской. Все черноморцы. Позже к ним присоединили четыре семейства оренбургских казаков — Герасима Малишева, Петра Митрофанова, Евграфия Патысьева и Козьмы Педенкова.

Место поселения оказалось крайне неудобным, и в 1873 году жители Ставропольского посёлка, а посёлком он стал вследствие малочисленности населения, возбудили ходатайство о переселении их из ущелья на более ровное место. 8 июля 1874 года последовало постановление Кубанского областного правления, в котором говорилось, что разрешено переселяться на другое избранное ими место за реку Шебш в восьми верстах от настоящего расположения посёлка. Остались жители и на старом месте. Так, в 1925 году в хуторе Старо-Ставропольском или станице Старой было 12 хозяйств.

 Центр Северского района

Районный центр — станица Северская, основана 29 мая 1864 года. В этот день в назначенное место на правой стороне реки Убин по дороге от укрепления Григорьевского в станицу Ильскую прибыли 165 из 174 назначенных семей азовских казаков и приступили к возведению домов на месте будущей Северской. Название станица получила от 17-го Северского драгунского  Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка, принимавшего участие в примирении черкесов в этом районе. Кстати, командир этого полка князь Иван Романович Багратион, убитый черкесами 7 июня 1860 года, был похоронен в ограде Михайло-Архангельской церкви станицы Крымской.

 Горные станицы

19 мая 1864 года 37 семей переселенцев из Калниболотской станицы прибыли на место поселения новой Тхамахинской станицы, где на берегу речки Адыгако, на котором уже было разбито 44 двора, выстроили дома. Начальником станицы был назначен поручик Герсеванов, судьями выбраны урядник Коваль и казак Бахтер, а станичным писарем — дворянин Резенковский. Сюда же поселили и семьи оренбургских казаков Мефодия Битюкова, Емельяна Жданова, Андрея Касрашева и Терентия Павлова. А до зачисления в станицу поручика регулярной армии Герсеванова начальником станицы был урядник Любарец. В том же году в пяти верстах от станицы вверх по речке Адыгако был водворён и посёлок Адыгакский, в котором поселились 20 семей черноморских и 13 семей оренбургских казаков. К ним подселили шесть семей бывших крепостных крестьян из Орловской губернии.

Переселенцы попали в непривычные условия. В первый год жизни на новом месте, в августе и сентябре, свирепствовали лихорадки, от которых умерло много взрослых жителей, что побуждало людей подавать прошения о переселении в другие места.

Аналогичная судьба и у другой горной станицы — Шабановской. В мае 1864 года под таким названием была поселена станица на левой стороне реки Афипс, в трёх верстах выше дороги, соединяющей станицу Ключевую с Ильской. Здесь было поселено 12 семей из станицы Уманской, по три семьи из станиц Кущёвской и Незамаевской и две семьи из Шкуринской. Однако уже 1 июня 1864 года объявляется, что эта станица будет посёлком, а настоящая Шабановская станица будет поселена в другом месте по прибытии 40 семей оренбургских казаков. По прибытии же в августе переселенцев они были поселены двумя посёлками по 15 и 25 семей. С упразднением Шабановского поста его здания были переданы Шабановской станице под станичное правление, училище, молитвенный дом, школу, которая была открыта уже 10 января 1865.

Но судьба станиц Тхамахинской и Шабановской как казачьих поселений была предрешена. Они были неудобны относительно сельского хозяйства, путей сообщения и отчасти климата. В числе других нагорных станиц они были упразднены, а жителям разрешили переселиться в другие станицы. Однако часть казаков не пожелала переселяться. К ним присоединились несколько арендаторов казачьей земли, а с 1989 года здесь начали селиться молдаване из Бессарабии.

 Схожие судьбы

5 июня 1864 года в восьми верстах от Северской выше по реке, на её правом берегу была основана станица Азовская. Здесь также поселились азовские казаки — одна офицерская и 74 казачьих семьи. Название станица получила в память расформированного Азовского казачьего войска.

Много общего в судьбе таких станиц района, как Дербентская, Крепостная и Убинская. Они меняли свои названия, теряли статус станиц, то есть превращались в посёлки и приписывались к другим станицам и снова становились станицами. Так, станица Дербентская была преобразована в посёлок Ильский и приписана к станице Ильской, а станица Убинская (бывшая Папайская) 22 октября 1865 года была переименована в посёлок Папайский и причислена к Дербентской, затем переименована в посёлок Дербентский, а 28 октября 1869 года переименована в посёлок Азовский и причислена к Азовской станице. Такие же пертурбации происходили и с нынешней станицей Крепостной.

10 июня 1864 года в назначенное место, на правой стороне реки Иль, в двух верстах ниже соединения Большого и Малого Иля в девяти верстах от Ильской станицы, прибыло одно офицерское и 60 семейств казаков — все из Азовского казачьего войска, и они начали возводить дома сами, в отличие от жителей горных станиц, где строительсвом занимались особые отряды из казачьих и регулярных войск. Наименование станица Дербентская получила по названию 154-го Дербентского пехотного полка.

Если большинство станиц строилось на территории Псекупского конного полка, то станицы Дербентская и Убинская строились на территории Адагумского конного полка. Станицу Убинскую (Папайскую) основали азовские казаки на мелководной речке Убинке.

Много разного рода административных преобразований претерпела нынешняя станица Крепостная. Основывалась она как станица Собер-Оашская. С понижением статуса до посёлка и причислением к станице Афипской (нынешней Смоленской) получила наименование посёлок Афипский. С переименованием станицы Афипской в Смоленскую и посёлок Афипский 12 февраля 1868 года она переименована в посёлок станицы Смоленской или просто Смоленский. И только в XX веке получила наименование Крепостная, как объяснено «по природной крепости гор, находящихся в юрте этой станицы». 22 января 1911 года станичный сбор составил приговор о переименовании станицы Крепостной в Шереметевскую, но наказной атаман М.П. Бабыч ходу этому приговору не дал.

 Григорьевскую посещал князь Михаил Романов

Своеобразна история станицы Григорьевской. В 1860 году в Кубанской области начали строиться четыре укрепления, в том числе штаб-квартиры 74-го пехотного Ставропольского полка на реке Шебш в семи верстах выше бывшего Ивано-Шебшского укрепления.

Высочайшим указом от 10 июля 1860 года оно было названо Григорьевским. Как издавна сложилось на Кавказе, в местах расквартирования полков и батальонов под огороды и сенокосы отводилась земля, а на форштадах крепостей селились семьи нижних чинов. По окончании своей военной службы многие из них оставались здесь жить со своими семьями. 14 июля 1864 года военный министр предписал кавказскому начальству, что если нижние чины «пожелают в память своих подвигов в рядах кавказских войск поселиться навсегда в среде кавказского населения на местах, бывших свидетелями их боевой славы», то предоставить им всяческие возможные льготы и, в частности, наделить каждое такое семейство 30 десятинами земли.

23 мая 1866 года было упразднено Григорьевское укрепление, и в документах это поселение стало именоваться Григорьевская слободка с населением менее 50 семей. На основании приказа главнокомандующего Кавказской армией от 16 декабря 1867 года Григорьевская слободка фактически первая на Кубани была наделена землёй. Произошло это через полгода после посещения местечка Григорьевского укрепления главнокомандующим, великим князем Михаилом Николаевичем Романовым. В местной газете сообщалось: «В Григорьевском Великий Князь был встречен при почётном карауле от 74-го пехотного Ставропольского полка начальником 19-й пехотной дивизии генерал-лейтенантом Своевым, командирами полков: Ставропольского пехотного, Адагумского и Абинского казачьих и множеством народа, в том числе ветеранами Кавказской войны — отставными нижними чинами, живущими здесь осёдло с семействами, и, наконец, депутатами от соседней станицы Афипской (Смоленской) Псекупского полка. Скорее всего, там, в разговоре с ветеранами, и возникла мысль об отмежевании земли».

 Понадобилась ещё одна станица

Заселив эту часть закубанской земли, войсковое начальство занялось притиркой всех деталей будущего бытия: тут и строительство школ, церквей, станичных правлений, запасных хлебных магазинов и, наконец, равномерное исполнение земских повинностей. Оказалось, что на дороге от Екатеринодара к Чёрному морю нужна ещё одна казачья станица. Поэтому уже 25 января 1865 года наказной атаман граф Ф.И. Сумароков-Эльстон вносит в областное правление «предложение об образовании новой Георгие-Афипской станицы — между станицей Афипской (Смоленской) и левым берегом Кубани в районе Псекупского полка».

Через месяц, 24 февраля, было утверждено постановление о вызове 150 семей из станицы Екатеринодарской для заселения станицы Георгие-Афипской, ныне посёлка Афипского. Желающих нашлось достаточно, но войсковую власть ожидало две неожиданности. Станица Екатеринодарская упразднялась. Её жители в городе имели хорошие дома и явно никуда не хотели уезжать, поэтому, записавшись в эту станицу, проводили запашки земли, сеяли и убирали хлеб, а вот обзаводиться полной осёдлостью не торопились в надежде, что так и останутся жить в городе. Когда же все построили дома, оказалось, что станица явно перенаселена. При норме 30 десятин на каждую душу мужского пола, здесь едва получалось пять десятин. Выход был найден. С 24 сентября 1898 года началось массовое переселение георгие-афипчан в Челбасскую.

Не казачьи поселения

Более крупных переселений на территории Северского района не происходило до начала 20-х годов ХХ века. По одиночным заявлениям зачислялись семьи священников, учителей, крестьян, иногда дворян. Иногда договаривались жители между собой и перечислялись один вместо другого. Правда в начале XX века было две кампании по переселению кубанских казаков для увеличения народонаселения Амурского и Уссурийского казачьих войск. Но это было скорее патриотическое мероприятие в системе казачьих войск России. Многие семьи на поселение в Закубанский край шли не по жребию и в соответствии с положением о населении Западного Кавказа от 10 мая 1862 года получили в потомственную собственность земельные участки. Поскольку эта часть земли ежегодному переделу не подлежала, то их хозяева сначала здесь устраивали временные жилища, потом рыли колодцы, сажали плодовые деревья, возводили капитальные постройки, держали здесь постоянно скот. Так получались хутора.

Если посмотреть на списки населённых мест, к примеру, 1917 или 1927 годов, то в юрте каждой станицы значатся десятки хуторов. Естественно, часть казаков и офицеров свою землю продавали или сдавали в аренду. Крестьянский поземельный банк арендаторам помогал землю купить. Так появились на территории района не казачьи поселения.

По материалам, предоставленным Северским историко-краеведческим музеем и историческим порталом Северского района.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту