Общество

Был в строю с первого до последнего дня войны

Прадедушка родился в нашей станице Северской 7 июля 1915 года в крестьянской семье. Через два года от тифа умерли его отец и старший брат, а мать осталась одна с четырьмя детьми на руках. Выжив в те трудные времена, он повзрослел, встал на ноги, обзавёлся семьёй, и в октябре 1936 года был призван в армию на срочную службу курсантом в 15 артиллерийский полк. По окончании курса проходил срочную службу там же в должности командира артиллерийского отделения по ноябрь 1939 года. Затем вернулся домой к жене Пелагее Ивановне и дочери Таисии. Работал кузнецом.

…Однажды, рассматривая его медали на парадном костюме, мы с сестрой, только научившиеся читать, стали задавать ему вопросы, что за странные значки с названиями городов он носит с гордостью на груди. Он посмотрел на нас, усадил рядом и начал свой рассказ. Оказалось, что это не значки, а награды — ордена и медали за заслуги на войне. А именно медали «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За победу над Японией», ордена Красного Знамени и Славы III степени.

В первый же день войны, 22 июня 1941 года, в возрасте 26 лет прадеда призвали в Красную армию, в 700 батальон первой батареи аэродромного обслуживания помощником командира пулемётного взвода 9 гвардейской стрелковой бригады. Там он служил по сентябрь 1942 года, а далее по ноябрь 1945 года был командиром отделения артиллерийской разведки 246 гвардейского стрелкового полка, в составе 109 гвардейской дважды Краснознамённой ордена Суворова II степени Бериславльско-Хинганской стрелковой дивизии в звании старшины.

Из-за стремительного ухудшения обстановки на Кавказе в конце июля 1942 года в состав Северо-Кавказского фронта была передана 9 гвардейская стрелковая бригада и включена в состав 10 гвардейского корпуса Закавказского фронта. Немцы рвались к нефтяным районам Кавказа. Они хотели захватить Грозный и Владикавказ, но под нашим сопротивлением были вынуждены отказаться от дальнейших атак. Артиллеристы по железной дороге Владикавказ-Баку-Батуми прибыли в Туапсе, и их стали сосредотачивать в районе приморского населённого пункта Индюк. Здесь, попав в окружение, бригада прорвалась к своим, понеся большие потери. Там же прадедушка получил лёгкое ранение, но отказался от госпитализации, ведь впереди был родной дом!

С января 1943 года их часть в составе 56 армии участвовала в боях на родной Кубани. Костяком обороны противника являлась станица Крымская. Этот населённый пункт был превращён в мощный узел сопротивления фашистов. Здесь была применена траншейная заградительная система. Все каменные дома, станции были приспособлены к обороне, укреплённая полоса называлась немцами «Голубой линией» и считалась неприступной для наших войск. Солдатам приходилось рубить в лесу просеки, переносить свои орудия на руках по горным склонам, чтобы обойти укреплённые районы и застать немцев врасплох с тыла. Проходя по родной земле, мой прадед с тревогой и болью думал о своей семье, от которой давно не получал вестей из-за оккупации.

Бои за станицу Северскую начались 14 февраля 1943 года. Фашисты были уверены в прочности своей обороны, и её прорыв стал для них неожиданностью, поэтому среди немецких и румынских солдат началась паника. К полудню 18 февраля 1943 года Северскую очистили от фашистов. По окончании боёв прадедушка как местный житель получил  самую ценную награду — трёхдневный отпуск для того, чтобы найти свою семью.

Сразу нашёл дочь и мать, а на поиски раненой жены ушли все три дня отпуска, так как сведений, куда её увезли, не было. Он стал проверять каждый полевой госпиталь, которых на пути встречалось очень много. В госпиталях находились как солдаты, так и мирное население. Нашёл свою жену Пелагею Ивановну только на исходе третьего дня отпуска в Краснодаре. Он провёл с ней десять минут и был вынужден возвращаться обратно в часть, иначе опоздание расценивалось бы как дезертирство с последующим переводом в штрафной батальон…

После освобождения Кавказа дивизию перебросили к Запорожской области Украины, и в ноябре 1943 года они вышли к реке Днепр. В этих боях части дивизии понесли значительные потери. Только к февралю 1944 года прорвали оборону в районе Большая Лепетиха Херсонской области Украины, затем форсировали Днепр. Освобождали Бериславль, за что приказом Верховного Главнокомандующего 109 дивизии присвоили почётное наименование «Бериславльская» и моему прадеду вручили две благодарности. Сама дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

Далее было освобождение Одессы, за что дивизию наградили орденом Суворова II степени. Потом пошли через Днестр в Молдавию и, переправившись через Дунай, вышли на границу Румынии и Болгарии. Следом переход границы Румынии с Югославией, освобождение Белграда. Но впереди Венгрия, Будапешт — столица последнего союзника Германии. 13 февраля 1945 года Будапешт был взят, открыв тем самым путь в южную часть Германии.

День Победы мой прадед встретил в Чехословакии на подступах к Праге.

Когда пришла долгожданная Победа, все мечтали о возвращении домой, но из Чехословакии 246 артиллерийский полк погрузили в эшелоны и повезли в неизвестном направлении. Только за Уралом сообщили, что везут их на восток для продолжения войны, но уже не с Германией, а с Японией. Там же, в эшелонах, их познакомили с японским оружием.

Привезли артиллерию в Монголию. Перед ними простиралась пустыня Гоби, пройдя которую, бойцы выбились из сил, а впереди встал горный хребет Большого Хингана. Но у бойцов за плечами был опыт передвижения орудий на Кавказе. Японцы, не выдержав натиска, бросали оружие, оставляли боевые позиции. За подвиг на Большом и Малом Хингане их дивизия была удостоена почётного звания «Хинганская».

Мобилизовавшись, в ноябре 1945 года прадед вернулся домой в станицу Северскую. Потом родились мой дедушка, моя мама и я.

После войны Гавриил Николаевич работал на буровой в НГДУ «Черноморнефть» бурильщиком, затем по состоянию здоровья перешёл оператором на групповую станцию, сказались тяжёлые фронтовые годы, перетаскивание орудий. Но душа оставалась молодой и счастливой за пройденный жизненный путь!

Выйдя на пенсию, мой прадедушка оставался активным членом Совета ветеранов Северского района. Его часто приглашали в школы на уроки мужества. Он вспоминал, с какой радостью и теплотой их встречали в Югославии и других оккупированных фашистами странах. Рассказывал о своих товарищах, однополчанах, о тех, кому посчастливилось вернуться домой, и о тех, кто остался на полях сражений или похоронен в братских могилах.

Мой прадедушка умер в возрасте 91 года. Он часто рассказывал про войну, но я тогда была маленькая и его рассказы помню не все, а написать всё это смогла с помощью воспоминаний мамы и дедушки — его сына.

Люди военного поколения — особенные люди. С фронтов Великой Отечественной они привнесли в жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига. И подвиг народа — это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Мне кажется, что наш народ и сейчас способен на повторение подвига единения, братства и долга, который он совершил во время Великой Отечественной войны, закончившейся семьдесят три года назад.

Екатерина Ерж, ученица 10 «б» класса СОШ №45

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту