Пожалуй, одна из самых животрепещущих тем для обычного российского обывателя — это стоимость коммунальных тарифов. Когда-то на оплату счетов за электричество, воду и газ, по воспоминаниям старожилов, уходили сущие копейки, но почти 30 лет назад наша страна выбрала капиталистический путь развития, и в сферу ЖКХ тут же пришла рыночная экономика. Расходы граждан на коммуналку стали расти, и редкий Новый год обходился без «подарка» россиянам в виде увеличения цифр в жилищно-коммунальных квитанциях.
Стоит признать, что в последние несколько лет ситуация с тарифами на ЖКУ нормализовалась. Пусть они по-прежнему отнимают заметную часть семейного бюджета, но уже меньше бьют по карману. В первую очередь, благодаря тому, что рост тарифов значительно уступает уровню инфляции.
Из чего же складывается стоимость услуг ЖКХ, возможно ли остановить её увеличение и добиться возмещения средств за плохое качество ЖКУ, а также когда ждать очередного роста тарифов — ответы на эти и другие вопросы искала газета «Зори».
Организации коммунального комплекса при формировании тарифов предоставляют предложения в региональную энергетическую комиссию — департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее — РЭК), где они проходят проверку на экономическую обоснованность расходов по каждой статье затрат. РЭК проводит анализ фактических расходов и динамики изменения натуральных показателей организации в предшествующих периодах, в результате чего определяет финансовые потребности для реализации производственных программ коммунального комплекса.
В соответствии с федеральным законами «О водоснабжении и водоотведении» и «О теплоснабжении», постановлениями Правительства РФ «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также ещё рядом законов и подзаконных нормативных актов, на основании решения правления РЭК соответствующими приказами устанавливает тарифы на центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию.
Величина тарифа на ту или иную жилищно-коммунальную услугу определяется из экономической обоснованности затрат, понесённых организацией коммунального комплекса при осуществлении своей деятельности. В частности, учитываются расходы за потребляемые энергоресурсы (газ, тепловую энергию, электричество, водоснабжение, водоотведение и другие); фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (среди них — амортизация основных средств, арендная плата, затраты на ремонт и обслуживание); цеховые и общехозяйственные расходы; налоги и сборы; другие обоснованные расходы.
Окончательную же величину тарифа РЭК устанавливает, руководствуясь постановлением губернатора Краснодарского края «Об утверждении предельных максимальных индексов размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Краснодарского края», которое, в свою очередь, опирается на статью 157.1 Жилищного кодекса РФ и Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждённых Правительством России. Индексы утверждаются ежегодно, и, к примеру, на 2018 год они составляют 0% в период с 1 января по 30 июня и 4% — с 1 июля по 31 декабря. То есть повышение со второго полугодия стоимости тарифов не должно превышать 1/25 от их существующего размера или 4%.
В соответствии с российским законодательством изменение тарифов производится раз в год с 1 июля.
Необходимость в этом обусловлена ростом цен на энергоносители, ГСМ и строительные материалы, увеличением ставок оплаты труда для работников отраслей ЖКХ и стоимости услуг сторонних организаций по обслуживанию оборудования, другими объективными причинами.
Существует несколько факторов, почему у одних и тех же коммунальных услуг разная стоимость в поселениях.
Во-первых, это зависит от объёма реализации самих услуг.
Во-вторых, влияют территориальное расположение и характер местности, что сказывается на протяжённости сетей, разбросанности объектов и условиях предоставления. Например, в горной местности появляется необходимость дополнительного подъёма воды.
В-третьих, учитываются уровень энергоёмкости установленного оборудования, степень изношенности сетей и оборудования. Это может требовать расходов, необходимых для поддержания систем снабжения в рабочем состоянии.
В-четвёртых, большую роль играют наличие собственных источников ресурсов или использование покупных товаров и услуг.
Ну, и в-пятых, есть просто другие причины и особенности технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.
Размер платы за ремонт и содержание общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из предоставленных протоколов общего собрания жильцов каждого многоквартирного дома. В иных случаях, если собственники квартир такого решения самостоятельно не приняли, размер платы применяется в соответствии с решениями советов сельских и городских поселений.
Минимальный размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома на территории Краснодарского края ежегодно до 1 января очередного года реализации региональной программы соответствующим приказом формирует региональное министерство топливно-энергетического комплекса и жи-лищно-коммунального хозяйства.
Когда качество оказанных коммунальных услуг вызывает много вопросов, то постановлением Правительства «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» предусмотрено, что исполнитель при наличии оснований обязан производить перерасчёт в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В принципе, можно. Этому поспособствует отсутствие инфляции в экономике, которая влияет на стоимость материальных ресурсов, используемых в процессе производства услуг. Те же энергоносители и ГСМ.
Самое интересное, что к снижению тарифов может привести увеличение объёма реализации услуг. Здесь сработает обратно пропорциональная зависимость: чем больше коммунальных услуг будет реализовано, тем дешевле они будут.
Как говорилось выше, рост тарифов на ЖКУ в этом году произойдёт 1 июля. Увеличение стоимости составит от 1,2 до 3,8%. Приказы об этом в конце прошлого года подписаны региональной энергетической комиссией — департаментом цен и тарифов Краснодарского края. Неизменной останется лишь цена кубического метра природного газа — 6,03 руб. и сжиженного — 33,50 руб. за кг.
Размеры платы за ремонт и содержание общего имущества в многоквартирных домах установлены решениями местных советов. Самое «свежее» из них датировано 8 сентября 2016 года — его принял Совет Афипского городского поселения. Так что здесь всё остаётся без изменений (17,56 руб. за квадратный метр в Северском поселении, 15 руб. — в Ильском, 14,43 руб. — в Афипском и 13,44 руб. — в Черноморском).
А вот стоимость вывоза бытовых отходов регламентирована приказами предприятий, которые оказывают эти услуги: ООО «Экоресурс», ООО «Северская саночистка», ООО «Кубань-ТБО» и ООО «КубаньПереработка». Согласно Федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» услуги по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов не подлежат государственному регулированию и стоимость приказом по предприятию устанавливает организация, оказывающая этот вид услуг.
Александр Горяйнов