Всю не берусь рассказать, но ту часть, о которой уже успели позабыть, пожалуй, стоит вспомнить.
Было время, когда календарь начинался 7 января (25 декабря по старому стилю). По языческим верованиям это был день рождения Коляды. Сам Коляда — бог света и тепла был молод и красив. В этот день с утра гасили, а потом разводили в печах огонь. Считалось, что это принесет в дом счастье.
Рядом с Колядой всегда шла богиня Лада, отличавшаяся необыкновенной щедростью. Вот откуда «колядки» и «щедровки»!
Так как Коляда был сыном бога Сварога, который в доме присутствовал в виде пшеничного снопа, то его изображала соломенная кукла. Надо сказать, что угощение за колядование тоже называлось колядой.
И звучит до сих пор в Рождественский сочельник:
Пришла Коляда
В канун Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
Дай Бог тому,
Кто в этом дому:
Жить густо,
В хате не пусто,
Кашу в печи,
Сладки калачи!
Многие лета,
Да Божьего света!
«Колесо времени» — сегодня это образное выражение. А у наших предков знаком Коляды было именно колесо с семью разноцветными спицами. В центре колеса горел огонь: свеча или пучок скрученной соломы.
С крещением Руси меняется многое в жизни славян. Вот и перекликаются в нашей жизни элементы языческой и христианской культур.
Рождественский сочельник (на вечерне) берет свое начало от обрядового блюда «сочиво»» А готовили его так. В чугунок или глиняный горшок насыпалась пшеница, наливалась вода, и ставился горшок в печь.
Там зерно долго томилось, разваривалось. А когда пшеница была готова, её поливали мёдом.
Сегодня кутью — вечерю варят из риса, добавляют в неё изюм, цукаты, миндаль.
А в сороковые-пятидесятые годы наши мамы к Рождественскому сочельнику покупали новые платочки из ситца с мелким синим или красным рисунком по краям. Развернув, клали его на стол. В центр платочка ставили миску с «кутьёй», как говорили на Кубани, украшали блюдо леденцовыми конфетами, рядом клали пирожки. Связав углы платка, вручали этот узелок детям, которые несли его родным, крёстным, соседям. Входя в дом, пели:
Ой, святки Рожество,
Ты нам радисть прынэсло!
Радуйся, ой, радуйся, зэмлэ,
Сын Божий народывся!
А як буды пэрвы гость —
То свята Мыланка.
Радуйся, ой, радуйся, зэмлэ,
Сын Божий народывся!
А як буды другый гость —
То святый Васылько.
Радуйся, ой радуйся, зэмлэ,
Сын Божий народывся!
А як будэ трэтий гость,
То Иван Хрэстытэль.
Радуйся, ой, радуйся, зэмлэ,
Сын Божий народывся!
Вечерю несли, дождавшись первой звезды, потому, что до этого времени и есть-то ничего нельзя.
После вечери пели колядки:
Коляд, коляд, колядныця!
Добра з мэдом коляныця!
А без мэду ны така!
Дайтэ, тётка, пьятака,
А вы дядько гривну…
А если хозяева были хорошо знакомы, то можно было пригрозить в шутку, продолжая колядку: «а то викна вибью!».
Нужно справедливости ради сказать, что угрозы претворялись в жизнь, если хозяева не открывали дверь, либо прогоняли «колядовщиков». Тогда снимали с петель калитку, уносили за станицу и бросали — ищи хозяин, если не рад пожеланиям добра и счастья!
Но это не позволялось в отношении старых, больных людей и бедных.
Праздничный стол, который в этот день накрывали в каждом доме, посыпали зерном. Кроме разно-образных блюд, в центре стола стояла миска с кутьей и крынка с узваром.
Но вот и Рождество. Завершился веселый и одновременно торжественный сочельник.
С утра все идут в храм. По окончании Литургии верующие с особым чувством радости идут к Причастию. А после службы расходятся по домам «разговляться». Теперь после длительного поста на столе скоромная пища. Перед едой молятся, едят кутью, а потом идут «рожествовать» — поздравлять с праздником родных и близких. И звучит везде праздничный тропарь: «Рождество Твое, Христе наш, возсия мирови свет розума: в нём бо звездам служащим звездою учахуся тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, Слава Тебе!»
Сегодня мало кто знает, кто слышал духовные стихи, псалмы, рожденные народной верой и искренней любовью.
Вот и пели лет этак 90 назад:
Нова радисть стала
Яка нэ бувала:
Над вэртэпом звизда ясна
Вэсь мыр возсияла.
Да Христос родывся
З Девы вопплотывся
Як чоловик пэлэнамы
Убого покрывся
Частушки з ягнятком
Пэрэд тим Дитятком.
На колина прыпадалы
Христа Бога выхвалялы:
Ой, Боже наш Царю,
Милостывый Государю,
Пошлы лито щаслывое
Твоему господарю.
Как вы поняли, речь идет о Святках, которые и начинаются с Рождественского сочельника.
Но вот и 13 января (31 декабря). На Кубани его называют Мыланкой, щедрым вечером. С щедрым вечером всё понятно, как ещё назвать праздничное пиршество? Но, при чём здесь Меланка.
Давайте заглянем в православный календарь — этот день назван в честь святой Мелании Римлянки! По евангелистскому преданию всё богатство, доставшееся ей, раздала бедным людям, после чего ушла в монастырь, где и окончила свой земной путь.
Почему и опять на столе кутья. Только теперь её щедро сдобрили сливочным маслом и называют «щедрой кутьёй». Пришедшие в дом щедровальщики теперь поют песни — щедровки.
Щедрыв — вэдрык,
Дайтэ варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильцэ ковбаскы!
Или так:
Щедривочка щедрувала
До виконця прыпадала:
— Шо вы, тётю, наварылы, напэклы,
Прынэсити пид виконце и мэни!
С собой водили Мыланку. Это была девочка или молодая девушка одетая в малороссийский (украинский) костюм с венком, украшенным лентами, одетым на голову.
Вместе с ряжеными приходила в дом и Коза. Это животное — символ благополучия и плодородия, потому радовались хозяева дома, куда она приходила.
Дэ коза ходэ,
Там жито родэ.
Дэ коза туп-туп,
Там жита сим пуд,
Дэ коза ногой,
Там добро горой.
Разыгрывалось целое представление с Козой, Цыганом и другими персонажами, которое вознаграждалось угощением. Сама Мыланка пела и о ней пели. Песни были длинные, полные скрытого смысла и разнообразных иносказаний.
А вот финальные строчки песни:
…Наша Мыланка нэ гордыся
Старшому пану поклоныся…
Кланяется Мыланка хозяевам, а ряженые поют дальше:
…А ты хозяин нэ скупыся,
З нашей Мыланкой росплотыся…
Ходят по улицам толпы весёлых людей из дома в дом с пожеланиями нового счастья, нового урожая.
Только стихли песни-щедровки, а по улицам пошли «посевальщики».
Утром 14 января не стучите девушки и женщины в соседние калитки — не откроют! В это утро первым должен войти в дом мужчина или хлопец! А то удачи не будет.
Слышите? Уже поют у калитки:
У поли-поли
Сам Господь ходыв.
Дева Мария
Ризу носыла.
Ризу носыла,
Бога просыла:
Зароди, Боже,
Жито, пшениыцю,
Жито, пшеныцю,
Всяку пашныцю.
Бросают посевальщики зерно в углы дома, приговаривая:
На щастя, на здоровье!
З новым годом, з новым щастем!
З новым годом — з Васылием!
Так вот в чём дело! 14 января — день Василия Великого. Потому во всех святочных песнях неизменны два персонажа — Мыланка и Васылько.
С Васильего дня можно было сватать, потому хозяева, у которых дочки были на выданье, сажали посевальщиков на пороге и «тягали», то есть дергали их за чубы, за что полагалось дополнительное вознаграждение.
Не принято Васильев день (старый Новый год) встречать в одиночестве. Молодёжь собиралась на гулянья, старики шли к соседям на «бэсиду».
В этот вечер примечали: луна на ущербе — не будет в году большой удачи. Тучки небо затягивают, закрывают месяц — скорее в дом, считая, что это ведьма летает над крышами.
Валентина КИСЕЛЁВА.