Разное

Святки на Кубани

Всю не берусь рассказать, но ту часть, о которой уже успели позабыть, пожалуй, стоит вспомнить.

Было время, когда календарь начинался 7 января (25 декабря по старому стилю). По языческим верованиям это был день рождения Коляды. Сам Коляда — бог света и тепла был молод и красив. В этот день с утра гасили, а потом разводили в печах огонь. Считалось, что это принесет в дом счастье.

Рядом с Колядой всегда шла богиня Лада, отличавшаяся необыкновенной щедростью. Вот откуда «колядки» и «щедровки»!

Так как Коляда был сыном бога Сварога, который в доме присутствовал в виде пшеничного снопа, то его изображала соломенная кукла. Надо сказать, что угощение за колядование тоже называлось колядой.

И звучит до сих пор в Рождественский сочельник:

Пришла Коляда

В канун Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому:

Жить густо,

В хате не пусто,

Кашу в печи,

Сладки калачи!

Многие лета,

Да Божьего света!

«Колесо времени» — сегодня это образное выражение. А у наших предков знаком Коляды было именно колесо с семью разноцветными спицами. В центре колеса горел огонь: свеча или пучок скрученной соломы.

С крещением Руси меняется многое в жизни славян. Вот и перекликаются в нашей жизни элементы языческой и христианской культур.

Рождественский сочельник (на вечерне) берет свое начало от обрядового блюда «сочиво»» А готовили его так. В чугунок или глиняный горшок насыпалась пшеница, наливалась вода, и ставился горшок в печь.

Там зерно долго томилось, разваривалось. А когда пшеница была готова, её поливали мёдом.

Сегодня кутью — вечерю варят из риса, добавляют в неё изюм, цукаты, миндаль.

А в сороковые-пятидесятые годы наши мамы к Рождественскому сочельнику покупали новые платочки из ситца с мелким синим или красным рисунком по краям. Развернув, клали его на стол. В центр платочка ставили миску с «кутьёй», как говорили на Кубани, украшали блюдо леденцовыми конфетами, рядом клали пирожки. Связав углы платка, вручали этот узелок детям, которые несли его родным, крёстным, соседям. Входя в дом, пели:

Ой, святки Рожество,

Ты нам радисть прынэсло!

Радуйся, ой, радуйся, зэмлэ,

Сын Божий народывся!

А як буды пэрвы гость —

То свята Мыланка.

Радуйся, ой, радуйся, зэмлэ,

Сын Божий народывся!

А як буды другый гость —

То святый Васылько.

Радуйся, ой радуйся, зэмлэ,

Сын Божий народывся!

А як будэ трэтий гость,

То Иван Хрэстытэль.

Радуйся, ой, радуйся, зэмлэ,

Сын Божий народывся!

Вечерю несли, дождавшись первой звезды, потому, что до этого времени и есть-то ничего нельзя.

После вечери пели колядки:

Коляд, коляд, колядныця!

Добра з мэдом коляныця!

А без мэду ны така!

Дайтэ, тётка, пьятака,

А вы дядько гривну…

А если хозяева были хорошо знакомы, то можно было пригрозить в шутку, продолжая колядку: «а то викна вибью!».

Нужно справедливости ради сказать, что угрозы претворялись в жизнь, если хозяева не открывали дверь, либо прогоняли «колядовщиков». Тогда снимали с петель калитку, уносили за станицу и бросали — ищи хозяин, если не рад пожеланиям добра и счастья!

Но это не позволялось в отношении старых, больных людей и бедных.

Праздничный стол, который в этот день накрывали в каждом доме, посыпали зерном. Кроме разно-образных блюд, в центре стола стояла миска с кутьей и крынка с узваром.

Но вот и Рождество. Завершился веселый и одновременно торжественный сочельник.

С утра все идут в храм. По окончании Литургии верующие с особым чувством радости идут к Причастию. А после службы расходятся по домам «разговляться». Теперь после длительного поста на столе скоромная пища. Перед едой молятся, едят кутью, а потом идут «рожествовать» — поздравлять с праздником родных и близких. И звучит везде праздничный тропарь: «Рождество Твое, Христе наш, возсия мирови свет розума: в нём бо звездам служащим звездою учахуся тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, Слава Тебе!»

Сегодня мало кто знает, кто слышал духовные стихи, псалмы, рожденные народной верой и искренней любовью.

Вот и пели лет этак 90 назад:

Нова радисть стала

Яка нэ бувала:

Над вэртэпом звизда ясна

Вэсь мыр возсияла.

Да Христос родывся

З Девы вопплотывся

Як чоловик пэлэнамы

Убого покрывся

Частушки з ягнятком

Пэрэд тим Дитятком.

На колина прыпадалы

Христа Бога выхвалялы:

Ой, Боже наш Царю,

Милостывый Государю,

Пошлы лито щаслывое

Твоему господарю.

Как вы поняли, речь идет о Святках, которые и начинаются с Рождественского сочельника.

Но вот и 13 января (31 декабря). На Кубани его называют Мыланкой, щедрым вечером. С щедрым вечером всё понятно, как ещё назвать праздничное пиршество? Но, при чём здесь Меланка.

Давайте заглянем в православный календарь — этот день назван в честь святой Мелании Римлянки! По евангелистскому преданию всё богатство, доставшееся ей, раздала бедным людям, после чего ушла в монастырь, где и окончила свой земной путь.

Почему и опять на столе кутья. Только теперь её щедро сдобрили сливочным маслом и называют «щедрой кутьёй». Пришедшие в дом щедровальщики теперь поют песни — щедровки.

Щедрыв — вэдрык,

Дайтэ варэнык,

Грудочку кашкы,

Кильцэ ковбаскы!

Или так:

Щедривочка щедрувала

До виконця прыпадала:

— Шо вы, тётю, наварылы, напэклы,

Прынэсити пид виконце и мэни!

С собой водили Мыланку. Это была девочка или молодая девушка одетая в малороссийский (украинский) костюм с венком, украшенным лентами, одетым на голову.

Вместе с ряжеными приходила в дом и Коза. Это животное — символ благополучия и плодородия, потому радовались хозяева дома, куда она приходила.

Дэ коза ходэ,

Там жито родэ.

Дэ коза туп-туп,

Там жита сим пуд,

Дэ коза ногой,

Там добро горой.

Разыгрывалось целое представление с Козой, Цыганом и другими персонажами, которое вознаграждалось угощением. Сама Мыланка пела и о ней пели. Песни были длинные, полные скрытого смысла и разнообразных иносказаний.

А вот финальные строчки песни:

…Наша Мыланка нэ гордыся

Старшому пану поклоныся…

Кланяется Мыланка хозяевам, а ряженые поют дальше:

…А ты хозяин нэ скупыся,

З нашей Мыланкой росплотыся…

Ходят по улицам толпы весёлых людей из дома в дом с пожеланиями нового счастья, нового урожая.

Только стихли песни-щедровки, а по улицам пошли «посевальщики».

Утром 14 января не стучите девушки и женщины в соседние калитки — не откроют! В это утро первым должен войти в дом мужчина или хлопец! А то удачи не будет.

Слышите? Уже поют у калитки:

У поли-поли

Сам Господь ходыв.

Дева Мария

Ризу носыла.

Ризу носыла,

Бога просыла:

Зароди, Боже,

Жито, пшениыцю,

Жито, пшеныцю,

Всяку пашныцю.

Бросают посевальщики зерно в углы дома, приговаривая:

На щастя, на здоровье!

З новым годом, з новым щастем!

З новым годом — з Васылием!

Так вот в чём дело! 14 января — день Василия Великого. Потому во всех святочных песнях неизменны два персонажа — Мыланка и Васылько.

С Васильего дня можно было сватать, потому хозяева, у которых дочки были на выданье, сажали посевальщиков на пороге и «тягали», то есть дергали их за чубы, за что полагалось дополнительное вознаграждение.

Не принято Васильев день (старый Новый год) встречать в одиночестве. Молодёжь собиралась на гулянья, старики шли к соседям на «бэсиду».

В этот вечер примечали: луна на ущербе — не будет в году большой удачи. Тучки небо затягивают, закрывают месяц — скорее в дом, считая, что это ведьма летает над крышами.

Валентина КИСЕЛЁВА.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту