— Я ещё девчонкой была, — вспоминает Наталья Яковлевна. — В школе зашёл разговор, кто кем хочет быть. У меня как будто само собой выскочило: «Мамой!». Как, через какой магический шар, увидела я своё будущее, не знаю…
…Наташа и Володя познакомились в Новороссийске. Оба там учились, готовились стать профессиональными строителями. Полюбили друг друга, поженились.
— Мне так нравилось, когда Вова говорил: «Всё у нас с тобой, Наталка, получится». С мужем мне повезло. Любимый, настоящий друг. Мы всегда понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда…
Поселились в Северской. Вместе стали работать в ремонтно-строительном управлении. Оба были на хорошем счету. В профессиональный праздник — День строителя — чествовали обоих.
Оба мечтали о большой семье. И мечту свою планомерно превращали в жизнь. В семье один за другим появились на свет три сына Андрей, Алексей, Александр и четвёртый ребёнок — долгожданная дочка Аннушка . А детей хотелось ещё…
В 1988 году в СССР был организован Детский фонд, девизом которого стали слова: «Чужих детей не бывает» и бросил клич: «Все, кто может, примите в свою семью сирот». При этом фонд обещал всяческую поддержку.
В апреле 1989 года многодетная семья Черняк приняла в свою семью пятерых сирот. Это первая экспериментальная семья на Кубани, решившаяся на такой шаг…
Многие женщины думают, что родить ребёнка и стать матерью — одно и то же. Наталья Яковлевна с ними в корне не согласна. Знает не понаслышке: не та мать, что родила, а та, что вырастила. Больше того. Это утверждение стало её девизом по жизни.
Вспоминает, как она со старшим сыном Андреем поехала за детьми в детский дом в станицу Корсуновскую:
— Вот они какие, наши будущие дети: брат и сестра — семилетний Саша и пятилетняя Аня. А нам директор рассказывает: «В Сочи у них есть трёхлетний братик Серёжа и сестричка Вика, которой год и восемь месяцев».
Поехали за младшими в Сочи. А там нам ещё очень понравилась голубоглазая девочка Олеся, которая всё время крутилась рядом и отходить от нас никак не хотела. Взяли и Олесю…
Всё это начиналось в небольшом трёхкомнатном домишке на улице Найманова. Я была тогда летом у них. Помню весёлую суету во дворе. Девочки с Натальей готовили обед. И отовсюду доносилось:
— Мама, я правильно делаю?
— А я уже морковку потёрла…
Наташа показала сказочной красоты платьице, которое она связала своей новой дочке — Вике. Ей вот-вот должно исполниться два года.
Детское многолюдье, детский шум её как будто совсем не раздражали. Вскоре стало понятно почему. Во всём происходящем вокруг была какая-то необъяснимая гармония.
Пришлось Чернякам, ох, как непросто! По стране покатилась перестройка. Голые прилавки. С продуктами — проблема, во что детей одеть, обуть? На какие ухищрения надо было идти, чтобы элементарно накормить семью — отдельная история…
Да и дети, как известно, не ангелы. У каждого — своя история, притом чаще всего непростая. Но такой парадокс: ребёнок нуждается в родительской любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает. То лень на него нападёт, то двоек нахватает … Это, когда они на глазах, а подрастут и разъедутся учиться по городам. Без маминого внимания не всё и не всегда у них получается: то проспят, то прогуляют. О таких непростых моментах многодетная мама говорит о сыновьях и дочках: «Дают дрозда!».
Наталья Яковлевна ездит то в Краснодар, то в Новороссийск на родительские собрания, а то и для серьёзных разговоров с директором или педагогами.
— Ну и весёлых добрых минут в семье хватает, — рассказывает многодетная мама. — Летом выезжаем все на море. Установим несколько палаток, натянем волейбольную сетку. Любопытные останавливаются: «Что за детская организация? Может, лагерь спортивный специализированный?». А это просто наша семья.
Зимой, когда выпадет снег, приедут внуки из всех концов Краснодарского края и пойдут на горку кататься к Дому культуры. Я и сама, хотя давно не девчонка, тоже не прочь с горки скатиться.
Выезжаем вместе в лес… А какие застолья устраиваем в дни рождения! Благо, есть, где развернуться. Мы теперь живём в большом муниципальном доме.
…Вот уже три года, как умер глава семьи Владимир Петрович, и все семейные проблемы она решает одна.
— Я думала не смогу перенести это горе, — вспоминает Наталья Яковлевна. — Но выстояла. Спасибо всем детям. Никто не бросил меня. Это они меня на ноги подняли…
Сейчас в семье Черняков растут и воспитываются десять приёмных детей. Старшие девочки учатся в городах: Есения — в Новороссийске, Катя — в Краснодаре. Остальные — школьники, младшим Яночке и Илюше по одиннадцать лет.
У Черняков своё подсобное хозяйство на хуторе Свободном. Там домик, теплицы, сарай, сенник. Корова и тёлка, гуси, утки, куры. Здесь управляются старшие мальчики. А по дому помогают невестки Катюша, Лена, Яна, Ирина.
Большая же часть детей живёт самостоятельно по всей Кубани. Помните Олесю из первой партии из Сочи? Теперь она врач-терапевт. У неё семья, два сына. Живёт и работает в станице Ленинградской. Саша и Вика в Сочи…. В семье есть архитекторы и парикмахеры, дизайнеры и ветврачи, повара, психологи, учителя… Короче, хорошие выросли люди, и семьи у них крепкие.
— Пятьдесят детей прошло через мои руки и через моё сердце. Сейчас у меня 44 внука, — подводит итог семейной арифметике Наталья Яковлевна.- Впрочем, числа ещё не окончательные…
Черняки как-то были в Москве по приглашению Детского фонда. Привезли оттуда международную премию. Это бронзовая ладонь, а в ней — малыш… Весь, собственно, смысл жизни женщины-матери…
Людмила Бухало.
Фото из семейного альбома.