Казанская икона Божией Матери была особо почитаема на Руси, молитва перед ней не раз спасала Россию
Так было в начале XVII века, когда Москва была захвачена поляками. В ополчении Минина и Пожарского был чудотворный образ Богородицы, и после усердных молитв люди смогли освободить Кремль от захватчиков.
Явление Казанской иконы
История Казанской иконы Божией Матери начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место её явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.
Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот ещё трудно было назвать русским. Всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году, и ещё меньше – со дня основания в нем отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году.
Спустя некоторое время после произошедшего пожара девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца царского войска начинает являться Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. Девочке никто не поверил.
После неоднократных настойчивых обращений её матери к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. На месте обретения иконы по указу царя были построены Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый список иконы был отправлен в Москву.
Прекратить распри и сплотиться
История Казанского образа в истории Смутного времени неразрывно связана с подвигом святителя Гермогена, Пат-риарха Московского и всея Руси, который одним из первых встал на защиту России и православной веры от нашествия польских интервентов и от внутренних раздоров.
В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. На власть в стране тогда активно претендовали польские аристократы, однако важно помнить и о том, почему это стало возможно: главной бедой страны было даже не вторжение извне, а безвластие, порождённое гражданской войной. Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Страну заполонили разбойники, которые грабили, насиловали и убивали.
Патриарх Гермоген призывал прекратить распри и сплотиться для борьбы с интервентами. За это он был арестован. Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве, попутно заходя в разные города.
В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Дмитрию. Это произошло уже в 1611 году.
К осени 1612 года в стане поляков, которые укрылись в Кремле, свирепствовали голод, болезни и разногласия, а посылаемые на помощь с внешней стороны обозы перехватывались русским ополчением. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трёхдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.
На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а еще спустя два дня освободили весь Кремль. 25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной заступницы русской земли.
С 1649 года этот день – 22 октября – стал всероссийским днём празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.
Похищение образа
С момента своего явления и вплоть до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани.
В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) Казанский образ Пресвятой Богородицы был похищен.
Новость о похищении чудотворного образа быстро облетела не только Казань, но и всю Россию. К счастью, благодаря смотрителю Александровского ремесленного училища Владимиру Вольману (он дал полиции очень ценные сведения), преступников быстро нашли и задержали в Нижнем Новгороде.
Истинная участь иконы – сожгли её или продали старообрядцам – так до конца и неясна.
Возвращение
В 2004 году из Ватикана поступило предложение о встрече Папы Римского Иоанна-Павла II с патриархом Алексием II. Предлогом стало нахождение при папском дворе с 1993 года образа Пресвятой Богородицы неизвестного происхождения.
После разбора ситуации искусствоведы пришли к выводу, что эта икона является одним из списков Казанского образа.
Есть в исторических источниках указание на чудесное явление, связанное с заступничеством Божьей Матери. В момент осады в Кремле находился архиепископ Элассонский Арсений, которому в ночь перед штурмом явился преподобный Сергий Радонежский.
По преданию, он сказал архиепископу: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
И хотя встреча патриарха и Папы так и не состоялась, в августе 2004 года икона была доставлена в Москву католической делегацией и передана Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Было принято решение перенести образ в Казань. В июле 2005 года привезённый из Ватикана Казанский образ Божией Матери был передан Казанской епархии. Икону поместили в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря.
Как Богородица помогает
По самой России ходило множество чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. История почитания этого образа во многом связана именно с ними. Один из чтимых списков Казанской иконы постоянно находился в лагере русского ополчения князя Дмитрия Пожарского во время войны с польскими и шведскими интервентами в 1611–1613 годах.
По учению Православной церкви, нельзя считать, что та или иная икона от чего-то помогает. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что новонаписанный образ становится святыней лишь после его освящения. Другое дело, что некоторые иконы считаются чудотворными, поскольку Христос по молитвам перед теми или иными святынями, помогает людям и целым народам.
Казанская икона Божией Матери была особо почитаема на Руси, и Богородица по молитвам людей перед её образом не раз исцеляла больных или спасала страну от гибели. Так было в начале XVII века, когда Москва была захвачена поляками. В 1812 году на Россию напала армия Наполеона, и снова молитва перед образом Казанской Божией Матери помогла справиться с захватчиками. Многотысячная армия французов бежала из России. То же самое происходило и в годы Великой Отечественной войны. Существует несколько историй о том, как Богородица помогла людям пережить ужасы войны, а солдатам разгромить противника.
(По материалам православного журнала «Фома»)
Кузьма Минин. Он помог снова сплотить страну
Кузьма Минин не был аристократом. Но сделал то, что не смогла сделать знать.
В Смутное время гражданская война приносила даже больше бед, чем польская интервенция. Города враждовали друг с другом. В борьбе за власть бояре только подпитывали эту вражду.
Призыв патриарха Гермогена, призывавшего прекратить распри и сплотиться для борьбы с интервентами, дошёл до нижегородского купца и земского старосты Кузьмы Минина.
Минин начал организацию ополчения, собрал людей и предложил на должность военачальника князя Пожарского. Он собирал и лично жертвовал деньги, следил за дисциплиной и сам участвовал в боях. Его трудами удалось снова сплотить страну: нижегородцев поддержали другие русские города. Это помогло пресечь гражданскую войну и изгнать интервентов.
Кузьма Минин – символ гражданской самоорганизации.
Памятники ему установлены в Москве и Нижнем Новгороде.
Почему нижегородцы выбрали Пожарского?
Вот что рассказывает об этом факте Дмитрий Володихин – российский историк, писатель, доктор исторических наук:
«Князь Дмитрий Пожарский в первые годы Смуты имел придворный чин стольника и командовал отрядами по несколько сотен человек. Царь ценил князя и за его заслуги дал ему почётную должность воеводы в городе Зарайске. Там находился самый маленький каменный кремль России. Но и это была великая честь для Пожарского.
Отчего же нижегородцы именно ему предложили возглавить войско, предназначенное для спасения Москвы? Были тогда в Нижнем Новгороде и соседних городах люди гораздо более знатные, гораздо более известные при дворе, безусловно превосходившие Пожарского в чинах.
Но нижегородцы безошибочно призвали именно того человека, который оказался идеальным командующим. За все время Смуты Пожарский никого не предавал, не бежал с поля боя, не терял чести.
Весной 1611 года в Москве разразилось большое восстание против иноземного гарнизона. Жестокая борьба не принесла восставшим победы, враг тогда победил. Но Пожарскому, который был одним из вождей восстания, битва за Москву принесла добрую славу мужественного патриота. Он дрался до последней крайности, получил тяжелые ранения, его едва вынесли с поля боя».
Основное фото: foma.ru