К 72-й годовщине освобождения Северского района от фашистов.
Каждый год в зимние дни января и февраля мы отмечаем освобождение Северского района от фашистской оккупации. Вспоминаем основные вехи этого весьма значимого события в истории района и отдаём дань памяти тем, кто воевал здесь и сложил свои головы за нашу свободу.
При освобождении Северского района планировалось главный удар нанести в районе станиц Ставропольской и Крепостной в направлении на Смоленскую и Афипскую, а в случае успеха и на Краснодар, с последующим захватом переправ через реку Кубань, но некоторые действия пошли не совсем так, как намечалось, бои внесли свои коррективы.
Первые успехи и освобождение Калужской
В ночь на 16 января 1943 года наши войска, зайдя с двух сторон, врасплох захватили немцев, оборонявших Ставропольскую. Большая часть их разбежалась, но некоторые засели на чердаках и вели оттуда огонь. Часть румын заперлись в церкви и на предложение сдаться не отвечали. Но когда наши солдаты бросили в окна церкви гранаты, румыны с поднятыми руками стали выходить.
Освободив станицу Ставропольскую, наши части, не задерживаясь, устремились к Григорьевской. Враг пытался остановить их у Глубокого ерика, на подступах к станице, но это ему не удалось, и фашисты закрепились на рубеже старого вала, бывшего некогда Григорьевским укреплением.
Интенсивный огонь немцев не позволил занять всю станицу, и красноармейцы продвинулись лишь наполовину. Группа солдат не стала атаковать в лоб, а пошла в обход. Перерезала дорогу на полпути к станице Смоленской и вышла в тыл обороны противника.
Но в последующем наступление на этом участке было приостановлено, и бои затянулись до февраля.
Одновременно с наступлением на станицу Ставропольскую 16 января на рассвете 55-я Иркутская дивизия начала наступление с гребня хребта Пфаф на станицу Калужскую.
Группа под командованием Александра Мрачко захватила три дзота и калужские нефтепромыслы. А по пути на станицу Калужскую солдаты 116-го стрелкового полка захватили батарею орудий и большие трофеи. Затем освободили несколько хуторов и вышли на южные окраины Калужской, где разведчики полка с группой бойцов Мрачко из шести атаковавших их танков подбили и сожгли два.
На следующий день, 17 января, 55-я дивизия с трёх сторон повела наступление на Калужскую. Первыми в станицу ворвались красноармейцы подполковника Ковалёва.
Затяжные бои и круговая оборона
После освобождения Калужской 55-я Иркутская дивизия начала наступление на станицу Новодмитриевскую. К ней присоединились и части, выведенные из станицы Григорьевской. Но сходу освободить Новодмитриевскую не удалось, и на подступах к станице, на рубежах между Калужской и хуторами Труженик, Культурный, бои перешли в затяжные.
Нашим войскам приходилось сражаться в основном лёгким оружием: винтовками, автоматами, пулемётами против пушек, миномётов и танков противника. Всё тяжёлое вооружение осталось на перевале или застряло в непролазной грязи.
Командующий 56-й армией генерал А. Гречко решил укрепить наступающих и ввёл в бой 61-ю стрелковую дивизию. Войска вступили в бой, но исход его оказался трагическим. Без поддержки артиллерии, миномётов и пулемётов наступающих расстреливали в упор. После боя в ротах осталось по 10-20 бойцов, а рота автоматчиков погибла полностью. Дивизия потеряла около трети своего состава.
Наши войска были вынуждены занять круговую оборону, но немецкая авиация засыпала их мелкими бомбами и поливала пулемётным огнём. И опять были большие потери. Только в 221-м полку они составили 417 человек.
Иркутская 55-я дивизия была вынуждена оставить хутор Культурный, а 83-я дивизия отступила из станицы Григорьевской.
3 февраля наши войска в тяжелейших боях овладели хуторами Новый, Передовик и Труженик, который три раза переходил из рук в руки. Здесь и погиб разведчик капитан Александр Мрачко, похороненный с воинскими почестями на хуторе Оазис. А 12 февраля вместе с освобождением Краснодара была освобождена и станица Новодмитриевская. В боях за неё погибли 1800 бойцов и командиров.