О том, каких производственных успехов достиг Ильский НПЗ на фоне модернизации и о стратегии дальнейшего развития, рассказал генеральный директор ООО «КНГК — ИНПЗ» Дмитрий Кибирский.
— Дмитрий Юрьевич, КНГК-ИНПЗ стала одной из шести кубанских компаний, которая вошла в ежегодный рейтинг Forbes Топ-200 крупнейших частных (которые на 50% и более контролируют частные лица) компаний России. Как вы оцениваете для себя этот результат?
— Он закономерен. Мы растём, вводим новые производственные мощности, осваиваем новые рынки сбыта продукции, трансформируем активы. Это позволяет нам улучшать операционную деятельность, достигать лучших производственных результатов.
— С какими показателями ожидаете завершить этот производственный год?
— Ожидаем завершить год с хорошими производственными показателями. За 9 месяцев 2021 года выручка составила более 117 миллиардов рублей, что выше годового уровня 2020 года на 80%. Рост обусловлен увеличением объёма переработки. Ожидаем, что к концу года Ильский НПЗ переработает 4,8 миллиона тонн нефти, что на 56% больше, чем в прошлом году.
— Вы сказали, что Ильский НПЗ активно развивается. СМИ писали о том, в 2020 году завод ввёл в эксплуатацию новую установку первичной переработки нефти ЭЛОУ АТ-6. Что это дало компании?
— В конце 2020 года введена в эксплуатацию установка ЭЛОУ-АТ-6 мощностью 3,6 млн тонн в год. Её пуск завершил этап увеличения мощностей первичной переработки Ильского НПЗ. При комплексном опробовании установки на рабочих средах были подтверждены проектные характеристики по мощности. Суммарная мощность предприятия по переработке с учётом АТ-6 возросла до 6,5 миллиона тонн сырья в год. Инвестиции в строительство составили свыше 4 миллиардов рублей.
В сентябре 2021 года полная загрузка ЭЛОУ АТ-6 помогла заводу переработать рекордную цифру – 490 415 тонн сырья. Это в 2,5 раза больше, чем в сентябре прошлого года (240 378 тонн).
Плановый объём переработки нефти на установках первичной её переработки на 2022 год составит 6,1 миллиона тонн нефти в год.
— На Ильском НПЗ ещё нет вторичной переработки, к которой стремятся все нефтеперерабатывающие заводы. Что делается в этом направлении?
— Ильский НПЗ ведёт активную работу с целью интеграции вторичных процессов в технологическую схему завода. Масштабная модернизация осуществляется в соответствии с программой развития Ильского НПЗ и состоит из нескольких этапов. Программа согласована с Министерством энергетики РФ и закреплена инвестиционными соглашениями с ведомством.
На текущем этапе в рамках Соглашения №8 ведется строительство объектов комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов. Ввод комплекса в эксплуатацию позволит Ильскому НПЗ производить автобензины класса Евро-5, востребованные в ЮФО. Также КПААУ позволит выпускать ароматические углеводороды, которые пойдут как на внутренний рынок, так и на экспорт.
Ассортимент продукции Ильского НПЗ, кроме высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов, расширится за счёт пропан-бутана автомобильного, который используется в качестве автомобильного топлива, и технического бутана (для коммунально-бытовых нужд). Это завершающий шаг первого этапа программы модернизации, который мы планируем закончить к 2024 году.
На втором этапе программы модернизации в рамках Соглашения №9 и до конца 2026 года запланирован ввод в эксплуатацию комплекса депарафинизации и гидроочистки дизельного топлива мощностью 2,4 миллиона тонн нефти в год. В состав КДиГОДТ войдут установки депарафинизации и гидроочистки дизельного топлива; производства серы. Ввод в эксплуатацию УДиГОДТ позволит выпускать летнее и зимнее дизельное топливо (с температурой застывания -32°С) класса Евро-5.
— Что сейчас происходит на строительной площадке Ильского НПЗ?
— На сегодняшний день готова вся рабочая документация, заключены контракты и началась поставка основного оборудования для комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов.
Идут строительно-монтажные работы на установке ЛК-1500 БК и объектах общезаводского хозяйства – парков, складов, факельного хозяйства, канализационно-очистных сооружений, бытовых корпусов, лаборатории и так далее.
— Удаётся ли следовать национальной политике импортозамещения?
— Строительство комплекса производства моторных масел выступает примером реализации национальной политики импортозамещения. Основная технология КПААУ – риформинг с непрерывной организацией катализатора. Это первая отечественная технология, разработанная и запатентованная российскими лицензиарами. Также будет применена ещё одна отечественная технология изомеризации С-6 – Изомалк-2. Остальные, не требующие лицензирования, технологии выполнены российскими проектными институтами. Показательно, что доля оборудования российского производства составит на КПААУ 83%.
— После пуска КПААУ куда планируете поставлять новую продукцию?
— На данный момент весь прямогонный бензин направляется на экспорт. После запуска КПААУ нефтепродукт станет сырьём для производства моторных топлив класса 5. Сейчас на Кубани нет собственного производства бензинов класса Евро-5, и мы собираемся закрыть внутренние потребности региона продукцией Ильского НПЗ. Важно, что удастся избежать больших логистических затрат, а это поможет стабилизировать цену на бензин в регионе.