— Анастасия, расскажи, когда ты начала писать стихи?
— У меня детский церебральный паралич — последствия акушерской травмы при рождении. Я инвалид-колясочник, но живу в обычной квартире на втором этаже. Поэтому приходится «бегать» по лестнице всю жизнь. А там, где нет лестниц, я хожу с ходунками сама. С семи лет я обучалась на дому. Мама всегда старалась дать мне всё самое-самое, и меня учили лучшие учителя нашей школы. Можно сказать, что именно семья вырастила во мне журналиста. В процессе учёбы и учителя, и близкие всячески поддерживали мои творческие начинания: любовь к литературе, истории, живописи, философии. Историю Древней Руси, к примеру, я изучала не только по стандартным школьным учебникам, а по Н. М. Карамзину. И все 12 томов «Истории государства Российского» прочла за два месяца на одном дыхании. Потом были Соловьёв, Ключевский, Костомаров. Когда в 13 лет я всерьёз начала писать стихи и пробовать себя в прозе, меня стали «затачивать» на журналистику.
— Кто был твоим «учителем» в поэзии?
— Моим наставником в поэзии был корреспондент газеты «Кубанские новости» Николай Хауст. Ещё школьницей я регулярно публиковалась в московской газете «Пасека России» и получала первые гонорары. С 1997 года периодически на страницах газеты «Зори» печатались мои первые стихи, статьи и очерки.
— Что привело тебя в журналистику?
— Журналистика всегда была для меня естественным навыком — как способность дышать. Это выбор самой жизни. Если не можешь быстро ходить — думай быстрее, чем те, кто ходит: чтобы ходили за тобой. Обучение на дому, когда на уроке только ты и учитель, к этому вынуждает: списать не у кого, и никто вместо тебя не ответит. До поступления на журфак я окончила заочно курсы при Московском инженерно-физическом институте, ныне университете, где изучала графический дизайн, фоторедактирование, вёрстку текста и рекламу. Выпустила книгу своих стихов «Свет кометы», в создании которой и применяла полученные навыки.
— Расскажи, пожалуйста, о выпущенном сборнике. Насколько тяжело было его издать?
— Книга «Свет кометы» создавалась 12 лет, потому что я очень строгий критик своего творчества. В тематике этого сборника отразилось всё разнообразие моих чувств и интересов. Это любовная и гражданская лирика, тема семьи, материнства, веры, исторический цикл стихов (результат изучения истории). В целом моё творчество — это отражение моих знаний и впечатлений в жизни. «Свет кометы» — это результат поиска своих тем и своего стиля. Я делала эту книгу, как главный аргумент после слов: «Я хочу поступить на факультет журналистики КубГУ».
— Как ты решилась получить высшее образование?
— Сначала врачи в комиссии делали большие глаза и кричали: «Как она будет учиться на журналиста?» Лет 15 назад инвалид имел на выбор две профессии: швея и сапожник. Так и привыкли. И нужно быть сильнее стереотипов, чтобы добиться своего, а иногда и хитрее. Очень многое зависит от семьи. Семья для инвалида — окно в большой мир. И это окно можно превратить в дверь, когда веришь в себя. Нужно иметь смелость быть творцом своей жизни даже вопреки обстоятельствам.
— Как насчёт второй книги стихов?
— В настоящее время в дополнение к преддипломной практике я выпустила пробный тираж (десять экземпляров) сборника стихов «Купол веры». Его тематика — любовь и Православие. Это моя попытка рассмотреть отношения мужчины и женщины, в основе которых осознание любви через веру. Эта книга создавалась в тот период моей жизни, когда я изучала историю религий мира, в особенности Православие. Теперь моя цель выпустить эту книгу большим тиражом. В те периоды, когда я не пишу, моё время занимает вышивка нитками и бисером.
— Какие темы наиболее интересны для тебя как для поэта и почему?
— Творчество в любых его проявлениях — основа моей жизни и работы. Названия моих книг — это всегда названия тех стихов, которые имеют особое значение в моей истории любви. Но в контексте книги название обретает второй более глубокий смысл. К примеру, «Купол веры» — это не только купол храма, и купол парашюта. В своих стихах я могу всё: и танцевать фламенко, и прыгать с парашютом. Те, кто знаком с моим творчеством, в один голос отмечают, что в моих стихах нет темы инвалидности. Я пишу и думаю, как здоровый человек. Стихи — это акт перевоплощения. Я могу быть и Библейской Саломеей, и беженкой с Донбасса, и просто женой и мамой. Читатели верят и сопереживают моим историям, как реальным событиям. Потому что, даже если я беру за основу некий литературный сюжет или чью-то чужую историю, я переживаю её как мою реальность. Это особенно тяжело, когда пишешь гражданскую лирику. Но для меня главное — по-настоящему чувствовать нерв той или иной темы. В этом, как мне кажется, секрет искренности творчества.
— Бывает ли такое, что ты переживаешь муки творчества день, два, три? За какой период времени рождаются обычно твои стихи?
— Стихи пишутся по-разному, иногда за полчаса, а иногда над темой работаешь от нескольких дней до нескольких лет. Чаще пишу по ночам или между парами в универе (бывает и такое).
— Кого из поэтов можешь выделить? Чьи стихи тебя вдохновляют?
— О влиянии на меня какой-либо поэзии говорить сложно. Когда я поняла, что мне придётся всерьёз писать, я заставляла себя изучать поэзию — лепить себя как автора. Несколько лет назад я завела себе традицию каждый день читать стихи от А. Розенбаума, И. Талькова, В. Цоя до Золотого и Серебряного веков, и сегодняшних авторов О. Скобля, Е. Евтушенко и других. По нескольку стихов в день. Я как будто заново училась понимать и слышать русскую речь. Понимать ценность и силу слова. Вообще в литературе в целом для меня нет понятия «нравится — не нравится». Уже созданные произведения в стихах и прозе — это грани и оттенки слова. Мне остаётся только использовать все краски для рисунка своей судьбы.
Беседовала Оксана ДРАЧ.
Фото из личного архива А. Денисовой.
Знаешь, порой, чтоб сложилась жизнь,
Нужно всем сердцем поверить в сказку,
Ты мою руку в тепле держи
И не скупись на любовь и ласку.
Есть обстоятельства и мосты,
Тропы извилистые и цепи,
Пара причин перейти на «ты»,
Души — они, как холмы и степи.
С кем-то способен достичь высот,
С кем-то кочуешь готовый к битве
Или стремишься, наоборот,
К уединению и молитве.
Есть человек — необъятный мир,
Неоднозначный, необъяснимый,
Книга, зачитанная до дыр,
Вдруг открывается: Он — любимый.
Анастасия Денисова.