Общество

Альфред Егоров: «К делу относился творчески — иначе было неинтересно»

— Альфред Дмитриевич, помните ли вы свой первый урок, и если да, то чем он памятен?

— Это был сентябрь 1970 года. После окончания Томского госуниверситета меня направили учителем физики в четырнадцатую школу поселка Ильского, и мои первые уроки были в десятых классах. Я с упоением рассказывал учебный материал, меня внимательно слушали парни и девчата моложе меня на пять-шесть лет. Уходил с уроков окрыленный – у меня хороший контакт с ребятами, им интересно, на уроках хорошая дисциплина.

Но каким же было моё удивление, когда я узнал, что большинство учеников ничего не поняли и не помнили из того, что я им рассказывал.

Вот так, с первых уроков я понял, что такой подход «пришел в класс, рассказал и на этом все» не работает. И ты в данном случае еще не учитель.

— Какими своими достижениями гордитесь больше всего?

— Я проработал в системе образования Северского района 42 года, и всегда старался творчески относиться к делу, иначе мне было неинтересно. Так, когда я был учителем физики в СШ № 14, мы с ребятами создали кабинет физики. К каждому учебному столу было подведено постоянное, регулируемое напряжение от 0 до 150 В. Мы придумали с учениками такие розетки, которые давали нам гарантию безопасности.

А еще в кабинете автоматически поднимались и опускались шторы на окнах, экран для показа фильмов. Был и дистанционный запуск проекционных аппаратов и многое другое. Все это давало возможность ставить практически все опыты, качественно и эффективно преподавать физику.

Когда я работал завучем, а потом директором ильской школы № 16, то с помощью и при поддержке зампреда райисполкома А. Нечипоренко построил спортзал и вспомогательные помещения, комнаты для групп продленного дня.

При поддержке колхоза «Победа» построил трактородром и учебные классы, боксы, кольцевую учебную дорогу. Мы оснастили этот комплекс хорошей техникой, ремонтной базой, и это был лучший комплекс по производственному обучению трактористов-машинистов в районе.

Многое делал и в должности заведующего РОНО. Памятно строительство СШ № 17. Я предлагал тогда построить две школы – в станице Северской и в поселке Ильском, но руководство остановилось на строительстве только в Ильском. Пришлось много поездить, в том числе и в Москву, чтобы построить школу, и в том, что она заработала, есть и моя заслуга.

А еще памятно, как при назначении на должность заведующего    РОНО, тогдашний первый секретарь РК КПСС Иван Дмитриевич Винник сказал: «Альфред, мы захлебываемся от жалоб во все инстанции от работников образования. Если ты уменьшишь этот поток, хотя бы на 30 %, буду ходатайствовать о твоём награждении».

За время работы в РОНО количество жалоб снизилось в 2,5 раза, но медали я не дождался: началась перестройка.

Считаю успешной свою работу и в должности директора СОШ № 14. За 27 лет здесь многое изменилось. Школа превратилась в училище, где кроме хороших знаний ребята получали и профессии.

— Как вы оцениваете единый госэкзамен?

— Если откровенно, то ЕГЭ поломало многое в школе. Например, систему начального профессионального образования по массовым профессиям. Раньше 21 школа в районе такое обучение проводила. А еще ЕГЭ ломает и калечит судьбы людей, отнимает время у выпускников и учителей. А взять сумасшедшие штрафы для всех участвующих в этой аттестации. Много еще можно говорить против ЕГЭ.

А какой я вижу аттестацию? Здесь – согласен с ректором МГУ, который предлагает сдавать ЕГЭ по выбору: для тех, кто идет в ВУЗ, он нужен, а для всех остальных – старая, школьная аттестация. Я бы еще добавил: ЕГЭ следовало бы заменить тестированием выпускников, которое мы начинали в 90-е годы.

— Что изменилось в работе учителей за последние годы?

— Изменилось многое как в лучшую, так и в худшую стороны. Лучше стала материальная база, массово внедряется мультимедийное оборудование, компьютеры, целые информационные системы. Отличная штука интернет, но из-за него ученики перестают читать художественную литературу. Хороши и сотовые телефоны, но для учителей – это по-настоящему головная боль.

Улучшилось условия. В школах появились пластиковые окна, теплая вода, раковины, хорошие столовые, внутренние туалеты и многое другое.

Хуже стало, на мой взгляд, содержание образования. Сюда относятся учебные программы, часы и дни изучения, учебники и другое. Добавилось и отчетности. Бюрократы от образования так поставили отчетность, что она оторвала учителя от детей, своих семей, а руководителей – от педагогов. На это просто нет времени из-за бумаг.

— Ваши ученики, самые значимые их достижения в жизни?

— У меня много учеников, которыми я горжусь. Это Геннадий Борисенко, много лет работает заместителем главы нашего района. Елена Карпенко – завотделом НПО «Энергия» в Москве, её работа связана с разработкой космической техники. Андрей Вишня – директор лицея в Санкт-Петербурге. Сергей Игнатенко руководит аэродромной службой ВМФ под Северодвинском. Лариса Цыганкова заведует поликлиникой в поселке Яблоновском.

Есть среди моих выпускников и учителя, предприниматели, работники администраций. А еще заслуженные артисты Кубани – Костя и Сергей Чижай.

— Чем вам запомнилась и чем обогатила работа в РОНО?

— В основном общением с такими директорами школ, как Д. Вишня, Н. Рыбаков, И. Попов, Н. Носенко, З. Меркулова, Н. Кошель П. Цыганков, Э. Садовой, В. Осадчий и другими. К сожалению, многих из них уже нет в живых, но в моей памяти они остались как мудрые руководители своих педколлективов.

Считаю, что и с руководителями района нам в те времена везло – это И. Винник, А. Нечипоренко. Во время их руководства каждые два-три года в районе сдавались новая школа или детсад, ежегодно учителя получали от трех до восьми квартир.

— Ваше любимое воспоминание?

— В конце 80-х годов за школой было закреплено семь гектаров земли, на которой мы выращивали бахчу и другие культуры. Среди них было и полтора гектара клубники. Убирали её учащиеся 5-10 классов. И вот представьте, выкатываю я из лесопосадки на своём мотоцикле и вижу такую картину: сидят на клубничном поле около пятисот ребят и тишина… Все «трескают» клубнику, а ведра валяются рядом. Эта картина и сейчас приводит меня в радостный восторг.

— Верите ли вы в судьбу?

— Да, конечно. А что еще могло меня, дальневосточного парня, жившего на границе с Китаем, через всю страну забросить на Кубань?!

— Человеческие недостатки, которые вы склонны прощать?

— Я всю жизнь проработал с детьми, а им необходимо прощать все, иначе работать с детьми нельзя. Это наложило определенный отпечаток и на отношения со взрослыми. Но трудно переношу предательство.

— Ваши любимый вид отдыха и место?

— Люблю рыбалку, чтение и что-то мастерить. Я всегда много работал и дома в основном только ночевал. Поэтому отдыхать люблю только дома.

— Историческая личность, которая вас больше всего интересует?

— Мстислав Всеволодович Келдыш – академик, математик, историк. Мне повезло, я видел его, он приезжал к нам в Томск. Удивительный ученый, а его вклад в теоретическую и прикладную математику огромен.

— Ваш любимый праздник, фильм, книга, писатель?

— День Победы! Для меня это не только праздник, посвященный разгрому фашизма, но и день рождения моей дочери Елены, к сожалению,  умершей в 17 лет. А из писателей любимые А. Пушкин, М. Шолохов. Из фильмов: «Председатель», «Тихий Дон», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов».

— Какую цель ставите перед собой в нынешней ситуации?

— Помогать детям и заниматься внуками, их у меня уже шесть и, возможно, еще будут. А еще я в огромном долгу перед моей женой Валентиной Степановной. Время ожидания меня с работы исчисляется годами, поэтому моя задача – быть с ней рядом и помогать во всем.

— Какой вопрос вы хотели бы задать себе и ответить на него?

— Я по призванию технарь, работавший в науке и имевший в ней успех. Направленный в Кубанский госуниверситет, по собственному желанию ушел в школу. Задавая себе вопрос, правильно ли я распорядился своей судьбой, отвечаю – правильно. И ни о чем не жалею!

Публикацию подготовил В. Михайлов.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту