— Василий Алексеевич, в последнее время участились случаи мошенничества. К каким способам обмана прибегают преступники чаще всего?
— На сегодняшний день чаще всего граждане становятся жертвами телефонных мошенничеств и мошенничеств в сфере банковских услуг.
— Расскажите подробнее, какова схема телефонных афер.
— Рассмотрим самый распространенный «развод» по телефону. Схема проста. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан за совершение того или иного преступления. Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции и сообщает, что может помочь делу за определенное вознаграждение.
Другой способ выманить деньги – СМС-просьба. Абонент получает на мобильный телефон сообщение «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи на него определенную сумму и перезвони». Бывает, что на номер гражданина поступает звонок от якобы сотрудника службы техподдержки оператора сотовой связи с предложением набрать под диктовку код для подключения новой эксклюзивной услуги или для улучшения качества связи. Код является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
Порой мошенник, представляясь сотрудником службы техподдержки оператора связи, сообщает, что вы сменили тарифный план, не оповестив оператора, (не внесли своевременную оплату, воспользовались услугами роуминга без предупреждения и проч.), и, соответственно, вам необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.
Бывает, что абоненту поступает СМС-ка о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого вам звонит человек и сообщает, что ошибочно перевел деньги на ваш счет и просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом».
Зачастую, пользуясь склонностью некоторых граждан шпионить за близкими и друзьями, злоумышленники через интернет предлагают изучить содержание СМС-сообщений и списков входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого предлагают отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента. После того, как пользователь отправляет СМС, с его счета снимают сумму до 500 рублей, а интересующая информация, естественно, не поступает.
— А как мошенники действуют в сфере банковских услуг?
— На ваш телефон присылают СМС с информацией о блокировке банковской карты, окончании срока действия, необходимости изменения ПИН-кода и проч., а также с просьбой перезвонить на номер мобильного телефона, с которого было отправлено СМС, или на номер, указанный в тексте сообщения. Перезвонившим мошенники представляются сотрудниками банка (сотрудниками службы безопасности) и предлагают для разблокировки карты, продления ее срока действия и т.п. подойти к устройству самообслуживания (или следовать автоматическим инструкциям по телефону) и провести определенные операции. Держатель карты, введенный в заблуждение, таким образом осуществляет перевод денежных средств со счета своей карты на счета мобильных телефонов злоумышленников.
— Иногда по электронной почте приходят письма с сообщением о крупном выигрыше в какую-то лотерею. Это тоже работа мошенников?
— Это так называемые «письма счастья». Если вы прельщаетесь возможностью быстрого обогащения и начинаете переписку с отправителем письма, вам через какое-то время сообщают, что для получения причитающейся вам суммы необходимо перевести на такой-то счет (чаще всего – на электронный кошелек) небольшую сумму для оплаты работы юриста, на открытие счета, покрытие комиссии за перевод и проч.
— Работают ли еще старые способы мошенничества, когда пожилым людям продают «чудодейственные» препараты и медицинскую технику?
— Да, этот способ по-прежнему актуален. Многие доверчивые граждане попадаются на эту удочку и вместо лечебных средств приобретают за высокую плату совершенно бездейственные, либо стоящих копейки товары.
— Как же не попасть на удочку преступников?
— Не доверяйте незнакомым людям, проявляйте бдительность! Если вам на е-мейл пришло подозрительное письмо, лучше удалите его. Если вам предлагают перевести некую сумму физическому лицу, особенно на электронный кошелек, то вы точно имеете дело с мошенничеством, так как крупные суммы денег не могут переводиться столь незащищенным образом без должных юридических и банковских процедур.
Помните! Если вы получили СМС-сообщение от якобы знакомых с просьбой положить на их счет деньги, перезвоните по указанному номеру и выясните личность отправившего просьбу.
Не спешите приобретать «необходимые» товары по «выгодным» ценам у людей, представляющихся «должностными» лицами. Ни сотрудники администрации, ни медицинские работники не уполномочены заниматься предпринимательской деятельностью в виде розничной торговли, а медицинские препараты могут продаваться только в специально отведенных для этого местах.
— Если человек все-таки стал жертвой мошенничества, куда ему следует обратиться в первую очередь?
— Позвоните по телефонам 02, 2-13-31 – дежурная часть; 2-23-03 – оперативно-розыскная часть экономической безопасности и противодействия коррупции. Напоминаю о работе телефона доверия 2-23-09. Конфиденциальность гарантируется. Поверьте, ваш звонок не останется без внимания!
Беседовала
Анастасия ЛОЖКИНА.