Мы побывали в одном из базовых учреждений федеральной стажировочной площадки – в МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Берёзка» в посёлке Ильском.
Модернизация дошкольного образования — одна из основных составляющих программы развития образования в Краснодарском крае на 2011-2015 гг. Новым импульсом в её реализации стало участие края по распространению опыта в вопросах внедрения вариативных форм в систему дошкольного образования в ранге федеральной стажировочной площадки «Создание современной муниципальной модели дошкольного образования, обеспечивающей его доступность и качество».
Проблемы дошкольного образования входят в число первоочередных задач администрации Северского района: ежегодный прирост детского населения в районе составляет 200-250 человек. Очерёдность детей старше трёх лет, которых на сегодняшний день необходимо устроить в ДОУ, составляет более 1000 человек. В ряде отдалённых от райцентра поселений (Михайловское, Калужское, Григорьевское) детские сады вовсе отсутствуют.
Поэтому одно из приоритетных направлений деятельности «Центра развития ребёнка — детский сад № 15 «Берёзка» это развитие вариативных форм дошкольного образования.
Сегодня детский сад «Берёзка» — это учреждение, в котором работает высококвалифицированный коллектив педагогов-единомышленников. Коллектив гордится своими достижениями: детский сад стал победителем краевого смотра-конкурса «На лучшее образовательное учреждение по подготовке к новому учебному году» в номинации «Лучшее городское дошкольное образовательное учреждение-2010», победителем краевого конкурса «На лучшее образовательное учреждение, внедряющее инновационные технологии», обладателем гранта губернатора Краснодарского края.
Планомерная и целенаправленная работа по развитию вариативных моделей, многофункциональный и рациональный принцип использования помещений позволили организовать в детском саду работу четырёх групп кратковременного пребывания (предшкольная подготовка, адаптационная, прогулочная, особый ребенок); трёх групп семейного воспитания и консультативного пункта для родителей и детей, не посещающих детский сад, «Мы вместе»; логопедического пункта для оказания квалифицированной коррекционной помощи в развитии речи дошкольников.
В ЦРР разработан и успешно реализуется проект «Дошкольная помощь» в рамках федеральной стажировочной площадки, цель которого — развитие альтернативных форм дошкольного образования вне помещений детского сада и в условиях семьи в целях обеспечения его доступности.
В настоящее время в селе Михайловском уже работают группы кратковременного пребывания для 30 ребят. Это группа предшкольной подготовки, ранней социализации и адаптационная группы.
Администрация михайловской средней общеобразовательной школы № 32 выделила для этого соответствующие помещения. Из средств муниципального бюджета проведён капитальный ремонт данных помещений, а из федеральных средств приобретено необходимое оборудование и мебель. Работают в этих группах педагоги, проживающие в с. Михайловском и специалисты ЦРР (музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования).
Проанализировав рациональность использования школьных помещений в Ильском поселении, управление образования определило возможность открытия групп кратковременного пребывания на базе СОШ № 17. В настоящее время проводятся ремонтные работы, готовятся к открытию группы кратковременного пребывания различной направленности. Еще 40 дошколят получат возможность воспитания и обучения в условиях детского сада.
«Центра развития ребёнка — детский сад № 15 «Берёзка» успешно реализует и такую форму как группы семейного воспитания.
10 воспитанников трех таких групп в условиях семьи охвачены дошкольным образованием, а значит им предоставлены равные стартовые возможности к будущему обучению в школе. Кроме того организация групп семейного воспитания является действенным фактором поддержки семьи, предоставления родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей.
— Второй год наш детский сад является базовым учреждением федеральной стажировочной площадки. Нам предоставилась возможность поделиться своим опытом и педагогическими находками с коллегами из разных уголков России, — отмечает заведующая «Центра развития ребёнка — детский сад № 15 «Берёзка» Ирина Дягиль. Наши педагоги-тьюторы успешно делятся педагогическим опытом по развитию и внедрению вариативных форм дошкольного образования. Коллеги из Ростова-на-Дону, Волгограда, Северной Осетии, Чечни, Ставропольского края, Адыгеи и других регионов России (всего более 350 специалистов-стажеров) получили возможность в режиме практического общения освоить новые модели дошкольного образования, внедрение которых поможет решению первоочередных задач по обеспечению доступности дошкольного образования для всех малышей этих регионов.
Яна БОГАТЫРЁВА.