Общество

Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс…

Фестиваль исторической реконструкции или, как его называют организаторы, фестиваль живой истории L`Ultima Frontiera (в переводе с итальянского языка — «последний рубеж») прошёл с 3 по 9 мая рядом с селом Шабановским. Около 200 реконструкторов и почти 30 исторических клубов из Москвы, Крыма, Архангельска, Краснодара, Тулы, Новороссийска, Самары, Ставрополя, Саратова, Тольятти и других городов в течение недели жили жизнью участников военных походов средневековой Европы.

Рыцари и вельможи, крестьяне и слуги, лучники и аркебузеры, инженеры и строители, кузнецы и плотники, кожевники и портные, повара и рыночные торговцы, ремесленники и писари, театральные актёры и уличные музыканты… В общем, во всей красе старушка Европа доколумбовской эпохи (если быть точным, с 1461 по 1490 годы), практически, в сердце Кубани недалеко от мест, где проходила знаменитая Генуэзская дорога. Только вместо городской готической архитектуры и замков — полевой лагерь в кавказских предгорьях.

Несмотря на походные условия, лагерь — это, по сути, небольшой город с трактиром, кузницей, торговыми рядами, ремесленными лавками, театром, ристалищем, тиром и таверной. У каждого исторического клуба в лагере своя территория, на ней — спальные шатры, очаг для готовки пищи, столовая и оружейная. Обстановка соответствовала региону Европы, представляемому клубом. Больше всего «выходцев» из французских Бургундии и Нормандии, но среди реконструкторов также были «англичане», «итальянцы», «швейцарцы», «испанцы», «немцы»…

Как и положено, в городе действовали свои законы со строго разграниченными зонами ответственности. Одни, к примеру, отвечали за караульную службу, другие — за культурную программу, третьи — за фортификацию и создание боевых машин. Все эти юридические отношения прописаны в самых настоящих «Правилах L`Ultima Frontiera».

На ежедневном Мастеринге — утреннем собрании жителей — подводили итоги прошедшего дня, рассказывали о планах на день будущий, раздавали караулы и наряды. На собрании мог выступить каждый желающий. После Мастеринга в трактире всегда прибивалось новое объявление с расписанием на день. О предстоящих событиях извещал глашатай с фанфарой, обходивший лагерь.

Каждый реконструктор исполнял на фестивале свою роль, чтобы по максимуму приблизить обстановку к исторической реальности. На всех участниках — исключительно средневековые наряды вплоть до нижнего белья. Чем выше положение в обществе, тем богаче одежды, которые от первого до последнего стежка пошиты по лекалам моды тех времён. Мастеру-литейщику из Севастополя Олегу Задыхину на фестивале сидеть без работы не приходилось.

— Отличительная особенность европейских нарядов Средневековья — большое количество оловянных пуговиц и всевозможных брошей и значков, — пояснил Олег. — А так как из-за активного образа жизни на природе они часто отрываются и теряются, приходится постоянно их отливать…

Вся мебель, как и одежда, выполнена по старинным рисункам и чертежам. Её участники привезли с собой, равно как и глиняную посуду, столовые предметы, котлы, оружие и доспехи. Кое-что члены исторических клубов заказывали у мастеров, что-то создавали сами. Второй способ гораздо дешевле, но требует определённого мастерства. К примеру, ответственный на фестивале за инженерию и фортификацию москвич Антон Носач сам сделал небольшую чугунную пушку.

— Сначала обратился к мастеру, — рассказал Антон, — который назвал какую-то космическую цену за работу. Я отказался и взялся за изучение книг. Методом проб и ошибок в конце концов удалось самому отлить пищаль. Естественно, не боевую, но стрелять — стреляет. Мы вполне успешно испытали её на нашем фестивале.

Отдельный разговор — средневековая кухня. Как уже говорилось выше, L`Ultima Frontiera представлял доколумбовскую Европу. Следовательно, ни о каких картофеле, томатах, баклажанах и всех остальных овощах, завезённых испанским открывателем из Америки, не могло быть и речи. На приготовление пищи в лагере шли мясо, рыба, крупы, мука. Еду готовили на огне в чугунных котлах. Все рецепты — из старинных книг. Продукты хранили по средневековым обычаям: в деревянной бочке, опущенной в горную речку, или яме, выложенной изнутри камнями.

— Чтобы обеспечить свой быт, приходится много трудиться, — поделилась участница краснодарского исторического клуба «Берн» Светлана Захарова. — Только ради одного чая надо наколоть дров, развести огонь, принести из родника воды и вскипятить её в очаге. Сегодняшнему человеку, особенно городскому, перестроиться на такой образ жизни довольно тяжело. Зато когда втянешься — это не просто нравится, это напоминает тебе о твоих корнях.

Современная техника, к слову, в лагере всё же была — фотоаппараты, видеокамеры и мобильные телефоны. От последних, правда, толку было мало, потому что за Шабановским сотовая связь не ловит. Чтобы позвонить, нужно идти в село, и на такую прогулку решались далеко не все.

Как и в средневековой Европе, в палаточном городе царила межклассовая иерархия. Если участник исполнял, предположим, роль рыцаря, то, как и полагалось настоящему рыцарю, у него были слуги, оруженосцы, свой отдельный шатёр с походной кроватью и перинами, лучшая еда и лучшее место за столом. Обращались к нему исключительно с приставкой «сэр», а во время поединков сразиться с рыцарем имел право только рыцарь.

Кстати, о поединках. Во всевозможных баталиях на фестивале проходил каждый день. Были и одиночные схватки, и стенка на стенку, и состязания лучников, и мини-война армией на армию по 30 человек с обеих сторон, и даже из собранного самими требушета (средневекового метательного орудия) стреляли. Обошлось без серьёзных травм, но и без синяков и ссадин никто не остался. А когда реконструкторам надоедало махать мечами и стрелять из луков, они предавались европейским спортивным играм, естественно, тех лет. Таким как «флорентийский футбол» или «куриный бугурт».

И, конечно же, невозможно представить себе средневековую Европу без уличных музыкантов. Их роль здесь исполняло музыкальное трио из Новороссийска «Требушет». Создатель и руководитель коллектива Антон Платонов увлекается этнической музыкой и в поисках исторических мотивов и национальных музыкальных инструментов объехал всю Европу.

— Европейская музыка Средних веков отличалась в зависимости от того, где она сочинялась и игралась, — проводит Антон небольшую лекцию. — У знати, например, в чести были спокойные мелодии, где главенствующая роль отводилась лютням и арфам. У бедняков музыкальных инструментов было мало, поэтому они больше пели, чем играли. А уличные музыканты должны были играть громко и задорно, чтобы развеселить и расположить к себе толпу.

Почему же наши соотечественники сделали своим увлечением европейскую историю, а не своей страны?

— Ещё в детстве зачитывался романами Вальтера Скотта, — объясняет руководитель исторического клуба из Архангельска «Рота святого Петра» Артём Фокин. — Смотрел кино про рыцарей. В общем, увлёкся. Стал изучать историю, обычаи, учиться владению мечом. А потом понял, что не могу без этого жить. И теперь не пропускаю ни одного фестиваля реконструкций.

— Это — как пытаться объяснить, почему нравится один стиль музыки, а не другой, — даёт своё объяснение руководитель тульского клуба «Мец 1477» Илья Лопухов. — Во-первых, что ни говори, а история Европы богаче и насыщеннее, чем отечественная. Во-вторых, источников по европейскому Средневековью на порядок больше. В-третьих, и это главное, я считаю, что изучение истории и проведение таких фестивалей с приглашением клубов из разных городов и стран делает много для сближения и развития дружбы между народами.

— Не зря говорили «благородные рыцари», — делится мнением Светлана Захарова. — Благородство в отношениях друг с другом — вот что отличало людей тех времён от современных. Нам всем есть чему у них поучиться. И на таких реконструкциях ты проникаешься этим так сильно, что возвращаться затем в реальную жизнь нелегко. Поэтому каждый фестиваль всегда ждёшь с нетерпением.

Последний день фестиваля организаторы L`Ultima Frontiera посвятили зрителям, которых до этого не пускали. Больше сотни туристов не поленились проехать в выходной день несколько десятков (а то и сотен) километров, чтобы попасть сюда. Реконструкторы с удовольствием рассказывали различные исторические факты, учили фехтовать мечом, стрелять из лука и аркебузы (предшественника ручного огнестрельного оружия), угощали средневековой едой и делились секретами изготовления кожаных и оловянных изделий.

Александр Горяйнов.

Фото автора.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту