Общество

Цена свободы – тысячи жизней. К 78-летию освобождения Северского района

В конце июля 1942 года в небе над станицей Северской появились фашистские самолёты, упали первые бомбы. Полгода длилась оккупация. В декабре началась наступательная операция «Горы», положившая начало освобождению нашего района от фашистов. В боях за Северский район погибли тысячи бойцов…

Шесть месяцев под гнётом врага

Накануне вторжения фашистов в наш район из него были вывезены сельхозтехника и горючее, угнан и спрятан в горах скот. Нефтяные скважины, нефтепроводы, нефтевышки, водопроводы, электростанция и мастерские были взорваны и выведены из строя.

Приходу врага предшествовали жестокие бомбёжки станиц, хуторов, железнодорожных станций, шоссе, а потом началась и сама оккупация. 14 августа фашисты захватили станицу Афипскую, 15 августа – Новодмитриевскую, 16 августа – Северскую. Станицу Ставропольскую 18 августа захватили румынские солдаты, 20-го была захвачена Григорьевская, 21-го – село Львовское и 23 августа – станица Смоленская. Последней была захвачена станица Азовская, произошло это 6 ноября, когда в неё вошли румынские солдаты.

В районе фашисты установили «новый прядок». Для его поддержания были учреждены военная, гражданская и железнодорожная комендатуры, а также организованы полиция и жандармерия.

Оккупанты остерегались вторгаться в глубь гор и лесов, где находились наши воинские части и партизаны. Эти подразделения совершали диверсии на шоссе и железной дороге, и чтобы пресечь их, фашисты взяли в заложники мирных жителей. В станицах Ильской и Северской заложниками были заполнены подвалы и сараи. Людей стали вывозить в Краснодар и умерщвлять в душегубках. Так что наши войска были вынуждены прекратить всякие действия против фашистов – они сосредоточились на подготовке к наступлению.

Освобождение района

В конце 1942 года черноморской группе войск Красной армии противостояла 17-я немецкая армия. В её состав входили пять отдельных полков, 12 отдельных батальонов, а также морской и воздушный флот.

Согласно приказу командующего армией А. Гречко в ночь на 16 января 1943 года наши войска, зайдя с двух сторон, захватили врасплох немцев, оборонявших станицу Ставропольскую. Освободив её, воинские части 83-й стрелковой дивизии и 1135-го полка, не задерживаясь, устремились к станице Григорьевской. Интенсивный огонь немцев не позволил занять всю станицу, и советские солдаты продвинулись лишь наполовину. Группа бойцов не стала атаковать в лоб, а пошла в обход, перерезала дорогу на полпути к станице Смоленской и вышла в тыл обороны противника. Но в последующем наступление на этом участке было приостановлено и бои здесь затянулись до февраля.

Одновременно с наступлением на Ставропольскую 16 января на рассвете 55-я Иркутская гвардейская дивизия под командованием генерала Аршинцева начала наступление с гребня хребта Пфаф на станицу Калужскую.

Группа смельчаков под командованием Александра Мрачко захватила три дзота и калужские нефтепромыслы. Воины 116-го стрелкового полка освободили несколько хуторов и вышли на южные окраины станицы. На следующий день, 17 января, 55-я дивизия с трёх сторон повела наступление на Калужскую. После её освобождения дивизия начала наступление на станицу Новодмитриевскую. К наступающим присоединились и части, выведенные из станицы Григорьевской. Начались затяжные бои на подступах к Новодмитриевской.

Нашим воинам приходилось сражаться, в основном, лёгким оружием: винтовками, автоматами, пулемётами – против пушек, миномётов и танков противника. Все тяжёлое вооружение осталось на перевале или застряло в непролазной грязи.

Командующий 56-й армией генерал А. Гречко решил укрепить наступающих и ввёл в бой 61-ю стрелковую дивизию. Прибыв на хутор Аульная балка, полки дивизии вступили в бой, но исход его оказался трагическим. Без поддержки артиллерии, миномётов и пулемётов наступающих расстреливали в упор. В ротах осталось по 10-20 бойцов, а рота автоматчиков погибла полностью…

Третьего февраля наши войска в тяжелейших боях овладели хуторами Новый, Передовик и Труженик. Здесь погиб и капитан Александр Мрачко, он похорон на хуторе Оазис.

12 февраля вместе с освобождением Краснодара была освобождена и станица Новодмитриевская. В боях за неё погибли 1800 бойцов и командиров.

По направлению к станице Смоленской враг создал укреплённые линии обороны из проволочных заграждений, завалов, минных полей, множества дзотов и мощных укреплений на горе Ламбина, естественной крепости на пути наших войск. 16 января полки 20-й дивизии смогли продвинуться лишь на 200-300 метров и, понеся большие потери, были вынуждены приостановить наступление. Только 265-й горно-стрелковый полк, преодолев яростное сопротивление врага, сбросил фашистов с горы Ламбина, и, закрепляя успех, войска дивизии 19 января ворвались в Смоленскую, овладев северной и западной окраинами станицы.

Но гитлеровцы превосходящими силами вновь захватили Ламбину, однако удержать её тоже не смогли. В ночь на 21 января войска 20-й дивизии снова отбили гору, а днём уже вели бои за станицу Смоленскую, однако освободить её не удалось. Противник при поддержке полусотни танков, прибывших из станиц Афипской и Северской, вынудил оставить северо-западную часть Смоленской.

Больше месяца шли здесь кровопролитные бои. В них погибли не менее пяти тысяч бойцов и офицеров Красной армии. И только 20 февраля 1943 года были освобождены станицы Григорьевская и Смоленская.

Тем временем 12 февраля советские войска освободили город Краснодар, а затем аул Энем и повели наступление вдоль железной дороги в сторону станицы Афипской. 14 февраля 85-й гвардейский полк 32-й стрелковой дивизии освободил Афипскую.

Враг отступил на запад и на север, а наши войска без промедления повели наступление на станицу Северскую. На подступах к ней развернулись ожесточённые бои. Под ударами наших войск немцы отступили на западную окраину станицы Северской и дальше к станице Ильской. 18 февраля Северская была освобождена. В её освобождении участвовали станичники О. Беляева, Н. Черевичко, Н. Проценко.

17 февраля войска 6-й отдельной бригады освободили хутор Новоалексеевский, а к утру 18 февраля 7-я стрелковая и 16-я отдельная бригада освободили станицу Азовскую.

По пути на Ильскую наши войска увидели огромные костры на улицах станицы. Это гитлеровцы сжигали всё, что не могли унести и увезти из награбленного. Немцы поджигали дома заречья, сожгли здание средней школы в центре Ильской, убивали коров, угоняли молодёжь.

При освобождении Ильской погибло более 150 человек. Похоронены они на станичном кладбище в двух братских могилах.

Войска 56-й армии освобождали населённые пункты, продвигаясь как вдоль гор, так и вдоль левого берега Кубани. Хутора Нижне-Ильский (ныне Новоивановский), Красный, Новопетровский, и табаксовхоз №6 были освобождены 21 февраля, а 22 февраля были освобождены нынешний посёлок Октябрьский и станция Хабль.

Таким образом, 22 февраля весь Северский район был освобожден от фашистов.

Горькие дни оккупации

Воспоминания жителя хутора Песчаного Николая Игнатовича Кузнецова.

«Летом 42-го на хутор пришли фашисты. Это были румыны. Они зарезали нашего поросёнка, изжарили и тут же съели.

У нас квартировал настоящий изверг. Развлечения у него были жестокие. Однажды, уже перед приходом наших, он поставил нас, всех троих, к стене хаты. Мама прижала к груди Васю, а меня – к коленям. Фашист несколько раз выстрелил вокруг нас и засмеялся, довольный. Через неделю Вася умер.

В это время хутор уже освободили наши. Они вошли со стороны Новороссийска. Солдаты сделали маленький гробик, помогли выкопать могилу в огороде. Когда начали забивать крышку гроба, я не понимая, что происходит, кричал, кусал руки взрослым: «Отдайте Васю!».

Похоронили моего маленького братика в конце огорода. И надо ж тому случиться: через несколько дней на это место упала бомба…

Воспоминания жительницы посёлка Ильского Зои Михайловны Фисай (Донец), которая родилась 8 мая 1930 года.

Когда началась война, ей было 11 лет. Ребёнок, но уже не маленький, многое понимала и осознавала.

«Немцы в Ильском появились, по-моему, в воскресенье, 18 августа 1942 года. – вспоминает Зоя Михайловна. – Я из дома вышла, смотрю, самолёты летят на Краснодар. Они в центре бомбили. Люди разбегались, в окопы прятались.

Недалеко от здания почты упали и взорвались две бомбы. Неразорвавшаяся третья бомба лежала недалеко от автошколы по улице Советской, детвора по своему неразумению камешками по ней кидала. Четвёртая бомба взорвалась за правлением колхоза «Красный партизан» (Ныне художественная школа. – Прим. авт.), в воронке потом пожарный водоём был…

Через время из-за железнодорожных путей и мотоциклы с люльками, и велосипедисты приехали. А велосипеды у них тяжёлые, с каучуковыми шинами. Пошла домой. Смотрю, везде немцы. Недалеко от нашего дома, на углу улиц Советской и Пушкина моются, бреются у колодца. Каждый день прибывали.

…Когда немцы начали отступать в конце 1942 года, они всех мужчин и подростков забирали с собой. За речкой, говорили, дома жгли, у нас поблизости такого не было.

Северскую наши войска стали освобождать 18 февраля. Страшно было: слышно, что бой идёт, трассирующие пули свистят. Легли спать. Ночью слышим стук в окно. Открываем – входит наш солдат.

А утром 19 февраля наши бойцы, измученные, шли с гор. Шинели на ком какая: и наши, и немецкие, и морские, у кого шинель обгоревшая, разорванная. Автоматы у них и наши, и немецкие».

В материале использованы архивы редакции и записки краеведа А. Кистерева

Подготовила Анастасия Ложкина

фото: liveinternet.ru, zen.yandex.com, pobedarf.ru

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту