Общество

«Чтобы душа ожила, нужно желания своего тела приструнить»

Начинать свой путь к Богу всегда непросто. Из-за скудости собственных знаний в этом вопросе новичку сложно сделать шаг навстречу Господу. Вокруг много информации, чаще – противоречивой и даже недостоверной.

Редакция газеты «Зори» обратилась с такой темой к благочинному 18-го Северского районного благочиннического округа, настоятелю храма святителя Спиридона Тримифунтского станицы Северской иерею Максиму Белову.

– Отец Максим, наверное, каждый из нас, кто делал свои первые шаги к Богу в осознанном возрасте, сталкивался с таким чувством, как страх, неуверенность в своих силах, боязнь сделать что-то не так и из-за этого быть поруганным или порицаемым в кругу уже опытных православных христиан. Какой совет вы можете дать новичку, если он впервые переступает порог храма?

– Я должен вас поправить – человек просто боится показаться некомпетентным. Ведь как так? В обычной жизни мы все взрослые, знающие люди, а тут, в храме, как дети малые – ничего не знаем, ничего не умеем. И это наше тщеславие, эта боязнь показать себя несведущими нас тормозит настолько, что даже вопрос священникам задать не можем! Нам стыдно! Мы от них начинаем прятаться. Есть в нашем обществе такой барьер между священнослужителем и прихожанином храма. Нам почему-то гораздо проще спросить совета у первой встречной бабушки. Даже понимая, что у неё нет ни образования, ни должного опыта и что руководствуется она чаще всего собственным мироощущением. Поэтому здесь главный совет тем, кто делает свои первые шаги к Богу: не боятся спрашивать! Всегда с любыми вопросами обращаться к священнослужителю. Да, иногда его нужно подождать после службы или найти его телефон и дозвониться вне богослужебного времени. Но поверьте, мы ни от кого не прячемся и выйти с нами на диалог очень просто.

– Есть ли какое-то определённое время, когда можно беспокоить вопросами священнослужителей?

– Какого-то определённого графика нет. На каждом приходе, у каждого священника свой распорядок дня. Проще всего со священником встретиться либо до, либо после богослужения. Если боитесь потревожить звонком, можно оставить сообщение. Главное быть в этом вопросе настойчивым, понимать, что это тебе важно. Вот когда мы понимаем, что это важно, мы найдём любой способ. А если это эмоциональный порыв – то все рискует быстро заглохнуть.

– Отец Максим, а как часто нужно ходить в храм? И как часто нужно молиться?

– Что касается молитвы, то тут мы вспоминаем слова апостола Павла: «Непрестанно молитесь». Молитва – это мой разговор с Богом, это понимание себя перед Богом. Чем чаще оно есть во мне, тем правильнее. Это не значит, что я должен ходить весь день с молитвословом, но это значит, что я осознаю каждую секунду своей жизни, связанной с Богом. Что же касается более жизненных рекомендаций, то это молитвы домашние и церковные. Домашние – это утренние и вечерние правила. Утром просыпаемся, первым делом обращаем свой умственный взор к Богу и сопровождаем это молитвой. Вечером мы подводим духовные итоги дня: как я день прожил, всё ли я сделал в соответствии со своей верой, где-то я был с Богом, а где-то про Него забыл, и если забыл – то молюсь: «Господи, прости».

Если говорить про церковную молитву, то рекомендуется посещать каждую воскресную литургию, а желательно ещё и богослужение в субботу вечером. Это такое правило, которое должно вернуться в обиход православного человека – хотя бы раз в неделю находить время на посещение храма. Ведь Господь сказал: «Где двое и трое собраны во имя Моё, там Я между ними». И лишать себя этого Богообщения не нужно.

Но ещё раз напомню – это общие правила. А живём мы все индивидуально, и вот здесь тоже не нужно стесняться спросить у священнослужителя совета, если вдруг с общим правилом возникают какие-то проблемы. Священник поможет и подскажет, где можно себя немножко подправить, чтобы молитва ожила, а где можно – молитвенное правило изменить, чтобы оно стало посильным. Здесь нужно вспомнить слова Спасителя: «Не человек для субботы, а суббота для человека». То есть молитва нам должна помогать, а не обременять, и не становиться просто обрядовым правилом, лишённым всякого смысла.

– Наверное, многих ещё удерживают от погружения в церковную жизнь строгие правила и требования?

– Нас всегда пугает то, чего мы не знаем. Никто не задумывается о христианстве как о мировоззрении, которое позволяет нам знать Бога и определять для себя правильную дорогу. Если моя цель познать Господа, то я могу найти в христианстве ответы на все свои вопросы. А пугающие нас поначалу правила и требования, которые многие воспринимают как систему ограничений, – так это только средства, которые человек по своей воле и по своему свободному разумению использует на этом пути. Средства, которые проверены временем и опытом наших предков.

Правила ещё страшат тем, что сначала мы узнаём только крайности – например, аскетические доблести святых. Кто-то, например, три года на камне стоял молился, а я и 15 минут не смогу простоять. Но это высшие формы достижения, которые лишь рисуют нам формы особенного подвига, но не обычного.

 А когда мы сталкиваемся с обычной жизнью христианина, то понимаем, что она вполне понятна и не особо отличается, например, от жизни тех же спортсменов. Никого ведь не удивляет, что они изнуряют себя тренировками. И делают это вполне добровольно ради пользы для себя. Так же и когда мы говорим о духовной жизни. Если перед нами цель – узнать Бога, то весь этот труд обретает смысл. Если нет –становится лишним.

– Этот совет касается и поста? Сейчас как раз идёт Великий пост – можете дать рекомендации, как провести его с пользой для души?

– Пост – это время, когда мы учимся себе говорить «нет». Моё тело говорит, что хочет мяса, а я ему говорю, что мы будем есть морковку. Не потому, что морковка полезнее, а потому, что, добровольно испытывая голод, некий дискомфорт, я спрашиваю: для чего я это делаю? Человек – это существо, которое периодически поступает вопреки целесообразности. Не всё духовно полезно, что целесообразно, а иногда полезно то, что вопреки. Чтобы душа ожила, нужно желания своего тела приструнить. Пост – это определённая работа над собой: и духовная, и телесная, которая даёт возможность трезво оценить свою жизнь и выстроить её согласно Евангелию. Ведь во многом исполнять волю Божию нам мешают наши привязанности, а воздержание – это одно из самых эффективных средств противления страстям.

Ограничивая себя в еде, мы иногда, сами того не замечая, устанавливаем границы и на слова, и на действия, которые для нас привычны. Например, на ругань и ложь. И если я научился говорить «нет» котлете, то, возможно, это умение использую, когда захочу сказать неправду или что-то обидное.

Но если всю суть поста свести к диете, это будет тоже неправильно. Пост без молитвенных упражнений, без чтения, без самоанализа, некоего добровольного изнурения, рискует стать бессмысленным обрядовым действием. Важно организовать время поста разумно. Чтобы вреда здоровью не было, а польза душе была.

Всегда были послабления больным, путешествующим, работающим, кормящим матерям… Если в силу чего-то не можешь отказаться от мяса, откажись от чего-то другого. Так как мы живем сейчас в информационную эпоху, то информационный пост стал для нас не менее важным. Можно убрать на это время пустую болтовню, ограничить потребление бессмысленной информации и оставить только ту, что принесёт пользу нашей душе. Если мы пересмотрим свои отношения с близкими, уберём праздности, хоть и оставим в рационе мясо, но откажемся, например, от сладкого – то уже будет для нас толк от поста.     И опять же напомню свой совет: если хотите поститься, но сомневаетесь в чём-то – обратитесь к священнослужителю, объясните ситуацию и выберите с ним ту формулу поста, которая принесёт пользу вашей душе, не навредив и не   оттолкнув от Бога.

Беседовала Яна Пиквас

Продолжение следует

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту