По извилистой дорожке, огибающей мемориал на горе Кременец, с венком и цветами в руках, вместе с другими людьми шла Таисия Павловна Магомедова. Немолодые ее годы — давно девятый десяток разменяла, и путь неблизкий — из кубанского села Львовского в украинский город Изюм, но ноги, одеревеневшие, идут и идут по этой дорожке, вверх по ступеням, все ближе к братской могиле, где похоронен ее отец, Павел Павлович Постригань.
— С трех лет я осталась без матери, а когда двенадцать исполнилось, папа ушел на фронт. «Не плачь, Таечка», — я и сейчас слышу эти ласковые слова на прощанье, — рассказывает Таисия Павловна. — Жили мы на колхозной ферме возле хутора Песчаного. Судьба тогда была у всех одна. Вместе с другими парнями и девчатами рыли окопы, валили лес, сооружали дзоты, огневые точки. А когда Сталинград освободили, меня направили в разрушенный город разгребать улицы от завалов.
С войны отец Таисии Павловны не вернулся, дошли лишь сведения, что в живых его нет, но еще долгие годы она жила в неведении, при каких обстоятельствах он умер и где его могила. И только три года назад ее внук Дмитрий, который вел поиски через интернет, получил ответ на запрос. В почтовом пакете — несколько листов откопированных документов с грифом «Секретно», подписанных начальником отдела укомплектования штаба 62-й армии (1942 г.). Это была часть списков погибших воинов. В них значилось, что красноармеец Павел Павлович Постригань, 1906 года рождения, в апреле 1942 года получил пулевое ранение правой голени и проходил лечение в госпитале близ г. Изюм Харьковской области. Умер от крупозной пневмонии 21 апреля 1942 года. Похоронен в братской могиле в городе Изюм.
С октября 41-го на протяжении восьми месяцев через город Изюм проходила линия фронта в мае подразделения советских войск, сражавшиеся на этой территории, попали во вражеское кольцо, из которого мало кому удалось вырваться. Светлой памяти тех, кто воевал здесь, посвящен мемориал на горе Кременец. Мемориал включает в себя памятник «Скорбящая мать», могилу Неизвестного солдата, а также площадь Памяти.
— Мне очень хотелось побывать на могиле своего отца, прикоснуться к той земле. И моя мечта сбылась. С нашим главой района мы знакомы давно. Я много лет активно веду работу в нашей ветеранской организации, а Адам Шахметович всегда относится к нам с вниманием, приезжает, беседует. Вот и в этом году приехал, разговорился со мной, спрашивает: «Таисия Павловна, как живете, какие проблемы?». А я отвечаю: «Нашлась могила, где лежит мой отец, и я мечтаю хоть на старости лет побывать там — вот такая у меня проблема».
Адам Джарим на просьбу откликнулся сразу, и благодаря ему поездка в Украину воплотилась в реальность.
— Мы с внуком приехали в Изюм как раз к Дню Победы. Там возле мемориала собралось много людей, был митинг, потом все проходили к братской могиле и возлагали цветы. Я шла, а меня так до земли тянуло… Дошла, вот она, табличка с фамилией моего папы — в этой могиле почти полторы тысячи наших солдат захоронено. Мой отец лечился и умер в полевом лазарете, а местные хлопцы мне рассказывали, что в ту горячую пору раненых в районе города Изюма было столько, что очень многие лежали десятками в товарных вагонах — вот какой был полевой лазарет. Но теперь душа у меня успокоилась, я взяла домой горсть земли с братской могилы. А еще 9 мая день был солнечный, и в то же время накрапывал дождик — люди говорят, это твой отец так обрадовался, что ты к нему приехала… Спасибо Адаму Шахметовичу.
Вот такая история. На память о поездке у Таисии Павловны остались фотографии, которые она передаст своим детям, внукам, правнукам и праправнукам (у нее их уже трое!). Пусть хранят семейную историю. А нам остается поздравить бабушку с наступающим днем рождения — завтра ей исполняется 84 года — и пожелать ей еще долгих лет жизни, здоровья и добра.
Ирина КАУЛЬКО.
Фото Геннадия ШКИЛЕВА и из семейного архива Т.П. Магомедовой.