— Василий Алексеевич, у вашей службы под контролем три района: Северский, Абинский и Крымский, нас же интересует Северский. Много ли жалоб от населения поступает в отдел из района, и каких сторон деятельности они в основном касаются?
— В минувшем году специалистами территориального отдела управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском районе в сфере надзора, защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрено 193 жалобы от населения. В основном они касались объектов торговли, осуществляющих свою деятельность на территории района.
Так, в октябре минувшего года была проведена плановая проверка в магазине «Орхидея», расположенном в поселке Афипском. Индивидуальный предприниматель А. Авагумян осуществляет здесь продажу товаров промышленной группы.
В результате проверки выявлены нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей» и Постановления Правительства о «Правилах продажи отдельных видов товаров». Установили, что на реализуемый товар отсутствуют документы – сертификат соответствия или декларация о соответствии, подтверждающие качество и безопасность товаров. Не были оформлены надлежащим образом и ценники, на них была указана лишь цена товара, без указания его наименования. Отсутствовали и подписи материально ответственного лица, не было печати организации, а также даты оформления ценников.
На вывеске не доведена до сведения потребителей информация о наименовании объекта и месте его нахождения. Были допущены в продажу товары без информации о фирменном наименовании и месте нахождения изготовителя товара, организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от покупателей.
По результатам этой проверки в отношении предпринимателя составлено четыре протокола об административных правонарушениях, по которым он был оштрафован, и выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор для устранения нарушений.
Предписание данный предприниматель не выполнил, и в последующем материалы проверки были направлены в суд для принятия решения. Также в отношении предпринимателя А. Авагумян в суд подано заявление в защиту неопределенного круга лиц (потребителей).
— А на просроченные или некачественные товары жалобы были?
— Вот совсем недавний случай. В январе 2012 года в наш территориальный отдел поступила жалоба от жителей села Львовского на реализацию просроченной продукции и отравление некачественными продуктами питания, реализуемыми в магазине «Продукты «Людмила» предпринимателя Л. Ищенко, расположенном в селе Львовском.
В ходе расследования факты, указанные в заявлении, подтвердились. За выявленные нарушения санитарного законодательства и в сфере защиты прав потребителей в отношении индивидуального предпринимателя составлен протокол на временный запрет деятельности, а также протокол об административном правонарушении. Материалы направлены в суд. Суд принял решение, и объект торговли был закрыт на 90 суток.
В отношении предпринимателя вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Кроме того, индивидуальный предприниматель Л. Ищенко привлечена к административной ответственности и оштрафована на 5000 рублей.
К нам обращаются с жалобами, которые касаются несвоевременного исполнения договорных отношений. Так, в 2011 году неоднократно от жителей Северского района поступали жалобы на индивидуального предпринимателя А. Зафириди, осуществляющего продажу металлопрофиля по предварительному заказу. Все жаловались на неисполнение в срок условий поставки товара, оговоренных в договоре.
— Этот предприниматель известен и нам, жалобы на него поступали в редакцию. После разговора каждый раз он клятвенно обещал исправиться или вернуть деньги.
— Ну, а мы с ним разбирались строго в рамках закона и в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. В его отношении провели мероприятия, в результате был выявлен ряд нарушений законодательства о защите прав потребителей, а также правил торговли. Индивидуальный предприниматель А. Зафириди привлечен к административной ответственности и денежному штрафу в размере 3000 рублей.
— С торговлей и сферой услуг немножко разобрались. А как помогаете тем, у кого возникают проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, к примеру, при подаче некачественной воды?
— Есть у нас и такие примеры. Длительное время водоснабжение жителей станицы Новодмитриевской осуществлялось из открытого водоема – реки Афипс. После строительства в 2006 году подземного водозабора снабжение водой здесь стало обеспечиваться от центрального водозабора, расположенного на улице Пролетарской.
Однако услуги по водоснабжению не соответствовали предъявленным требованиям, и администрация поселения не принимала никаких мер, поэтому материалы по водоснабжению жителей станицы были переданы нами в районный суд. На МУП «Новодмитриевское ЖКХ» наложили штраф, наказаны штрафами также директор В. Жилинский и глава поселения Ю. Девятов. Суд принял решение о прекращении подачи воды питьевого качества от водозабора сроком на 90 суток.
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северский районный суд был подан иск о защите прав от неопределенного круга потребителей при оказании услуг водоснабжения. Решением суда действия МУП «Новодмитриевское ЖКХ» и администрации поселения признаны в части поставки населению некачественной питьевой воды противоправными. Суд обязал их обеспечить людей водой надлежащего качества в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, действующих в Российской Федерации.
Кроме этого МУП «Новодмитриевское ЖКХ» и администрация поселения обязаны довести настоящее решение суда по вступлению его в законную силу до сведения потребителей.
Можно приводить и другие примеры, направленные на защиту прав потребителей. Но их могло быть значительно больше, если бы граждане сами более активно защищали свои права, обращались в суды. По нашему опыту могу сказать, что если факты подтверждаются, то суды становятся на сторону потребителей.
И еще, издержки по таким судам ложатся на виновную сторону. Так что бояться здесь нечего, если вы уверены, что вас обманывают или предоставляют услугу ненадлежащего качества.