Фестиваль «Кочующие миры» на юге России проходит девятый раз, а вот в Северском районе представители северных культур гастролировали впервые. Межрегиональный проект объединил культуры более сорока редких народностей России. Это кеты, пганасаки, саоми, юкагиры, алеуты, негидальцы, орочи, тофалары, челненцы, чулымцы, штофы, тары, ульты, долгане… Самая малочисленная народность, которая представлена на фестивале, кереки. Их на земле всего восемь человек.
Президент фестиваля — народный артист России, лауреат премии правительства Российской Федерации «Душа России» Иосиф Жуков.
Основная идея фестиваля — под флагом олимпийского движения показать культурное разнообразие и уникальные традиции редких народностей, которые вместе составляют уникальную этническую картину России. Фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия» будет участником предстоящей зимней Олимпиады в Сочи.
Северскую посетили представители пятнадцати этнических групп. Встреча со станичниками была назначена в двенадцать дня у Дома культуры. Но уже в одиннадцать здесь начали громыхать бубны и звучать не похожие ни на какие другие северные песни.
Таймырский краеведческий музей привёз большую экспозицию. У входа в ДК расположили традиционное жилище северян — чум, хозяйка которого Ольга Поротова радушно принимала гостей.
— Мы долгане, — представилась она. — Привезли сюда не только музейные экспонаты. Этнофольклорная группа «Алгыс» продемонстрирует вам наши песни и танцы.
По другую сторону от входа в Дом культуры — продолжение экспозиции музея. Среди экспонатов шкуры зверей, обитающих на Таймыре: медведя, волка, росомахи, соболя, песца, оленя, поделки из меха: сапожки и комнатные тапочки сумочки, украшения, сувениры. У гостей праздника была также редкая возможность приобрести сувениры, сделанные руками народов севера из шкур и рогов северных оленей и даже из костей вымерших мамонтов. Среди экспонатов нет только шкуры белого медведя, потому что он в Красной книге.
Резчик по кости Александр Сигуней здесь же под южным палящим солнцем из мамонтовой кости вырезает фигурку белого медведя. Мастерицы вышивают бисером меховую обувь: кисы и торбаза, делают за несколько минут национальные куклы.
Племянница костореза Марина Сигуней — сотрудница музея взяла на себя обязанности гида. Интерес гостей фестиваля вызвала фотовыставка «Мой Таймыр» с её разделами «Дудинка — самый северный город Земли», «Хранить прошлое — созидать будущее», «Арктика — наш дом», «Огонь живых традиций».
Звенели бубны. Под эти древние музыкальные инструмент северные гости танцевали, вовлекая в свой круг гостей фестиваля:
— Кто будет танцевать лучше всех, возьмём с собой в турне, а потом — на Север.
Северяне и северцы вместе водили хороводы и вместе славили Солнце, обращаясь к нему:
— Хэйро, Хэйро, Хэйро!
Северцы научились у северян танцу рыб, идущих на нерест, и обитателей берегов северных и дальневосточных берегов — чаек.
А в двенадцать хозяева и гости перебрались в зал. Программу продолжил показ мод северных народов. Это одежда из кожи, меха и шёлка, украшенная вышивкой. Для украшения одежды северные народности используют бисер. Традиционные цвета — белый, чёрный, красный. Мотивы украшений: заячьи уши, оленьи, рога, еловые веточки.
А потом началось настоящее северное колдовство. Музыкальное сопровождение — человеческий голос и бубен. Представьте, если звучит не один бубен, а десять, двенадцать… Они обязательно разбудят северное безмолвие.
Это уже в двадцатом веке обитатели северных окраин России узнали, что такое баян. И этот певучий инструмент самым естественным образом стал аккомпанировать бубнам. Среди исполнителей были ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель» (Камчатский край), корякский фольклорный ансамбль «Анчт», ансамбль песни и танца народов Севера «Хэйро» (Таймыр), солисты легендарного ансамбля «Мэнго», студенческий ансамбль из Санкт-Петербурга «Энэр», таймырский «Аргиш» и другие.
Кто там говорит о южном темпераменте? На концерте мы увидели, что у северян он не прохладнее южного. «Горячие» заполярные парни и девушки могли дать фору любому танцору лезгинки.
Больше всех поразили своим исполнением солисты Вероника Ушолик — «Золотой голос Чукотки» — и эвенк Владимир Хоменко. У обоих голоса с богатейшими диапазонами. Они буквально шаманили на сцене и зачаровали своими голосами зрителей. Гортанное пение чукотской примы напоминало выступление инопланетной оперной дивы в фильме «Пятый элемент». А солист Владимир Хоменко зажигал в зале вместе со зрителями.
Вначале он поинтересовался у зала, как называть жителей Северской — северчане или северцы? И кто из зрителей бывал на крайнем Севере? Больше половины зрителей подняли руки. Похоже, что на фестиваль собрались, в основном, люди неравнодушные к холодным просторам России. И потом вместе со зрителями он исполнил хит 70-х из репертуара Кола Бельды «Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар»
Во время концерта перед Домом культуры в чуме северные мастерицы показывали мастер-класс, они вместе с детьми делали долганские игрушки и учили взрослых, как создавать этнические украшения.
Послесловие. Как же огромна, как разнообразна, как богата Россия талантами! После встречи с участниками фестиваля в каждом из нас, зрителей, родилось чувство гордости за свою Родину. Все, кто пришел на фестиваль, получили хороший эмоциональный заряд. Особенно познавательным это яркое фольклорное шоу стало для детей станицы.
Людмила Бухало, Екатерина Кузнецова.
Фото Е. Кузнецовой.