Общество

Искусство дать жизнь оружию

С будущими бойцами работает мастер спорта СССР по фехтованию талантливый, увлеченный педагог Инна Борисовна Строева. Она рассказала об особенностях своей работы и познакомила корреспондентов «Зорь» с материальной базой секции.

Тренировки проходят в одном из залов афипского спорткомплекса. Площадь, предназначенная для фехтования, отмечена двумя широкими металлическими дорожками, проложенными рядом поперек помещения. Здесь, на дорожках, идут поединки, а в подсобке хранится спортивный инвентарь секции, многие предметы которого – весьма любопытны для человека непосвященного.

Взять, к примеру, рапиру. Она представляет одну из трех, помимо шпаги и сабли, существующих в фехтовании дисциплин, предполагает особую технику боя и строгие правила. Инна Строева учит юных бойцов владению именно этим оружием, считается, что в нем – самые основы спорта. Тонкая, металлическая, четырехгранная, с замысловатой ручкой, рапира весит всего 500 граммов, но выглядит опасным оружием. Правда, оканчивается не острием, а металлической шляпкой, составляющей часть электроконтактного устройства для фиксирования уколов. Так что травмы, которые порой достаются спортсмену-фехтовальщику, это в основном синяки и ссадины. Настоящую опасность могут представлять только сломанные клинки, приобретающие остроту заточки и потому способные нанести серьезную рану. Но такие случаи в мировом спорте крайне редки.

Как бы то ни было во время тренировочных поединков и соревнований бойцы должны быть надежно защищены – перчатками, куртками, специальными масками. А самая прочная «броня» требуется спортсмену, на котором во время тренировок отрабатывают уколы, в нашем случае это сама тренер. Специальный нагрудник, мишень, толстая куртка – этот набор имеет весьма ощутимый вес, так что будни Инны Строевой в прямом смысле слова нелегки.

– Инна Борисовна, к игровым видам спорта и атлетике мы, жители сельской местности, более-менее привычны, а вот фехтование для нас – почти экзотика. Как оно появилось на наших широтах?

– В самом деле, никому и не снилось, что такая секция может открыться здесь, в поселковой спортивной школе. Ведь в Северском районе сроду не было фехтования. Я считаю, нашим детям очень повезло, что построили спорткомплекс, где есть все для занятий. Когда ДЮСШ № 1 была на стадии открытия, примерно четыре года назад, мне попалось на глаза объявление о наборе тренеров по различным видам спорта. Я в то время работала в медицине, инструктором по лечебной физкультуре. Обратилась по объявлению, сказала, что готова преподавать фехтование – так и появилась секция. Материальную базу создавали на федеральные деньги, во многом помогла и районная администрация.

– А сами вы где учились фехтованию и почему выбрали именно этот вид спорта?

– Я переехала на Кубань в 1989 году, а до этого жила в Азербайджане, в Баку. Там и научилась фехтовать. Пришла в секцию за компанию с подружками, и, как это часто бывает, они бросили занятия, а я осталась, увлеклась. В итоге стала мастером спорта СССР. Но покинув Баку, поневоле рассталась и с рапирой. Кстати, когда я сказала, что никому и не снилось, что в Афипском будет секция по фехтованию, я, пожалуй, погрешила против истины: незадолго до открытия я видела во сне, будто фехтую, как двадцать лет назад. В каком-то смысле сон оказался вещим!

– Какими качествами должен обладать ученик, чтобы добиться высоких результатов в фехтовании?

– Как и в любом другом спорте, здесь важны целеустремленность и трудолюбие. Плюс высочайшая способность концентрироваться, быстрота реакции, которую спортсмен должен довести до автоматизма, ловкость, скоростно-силовая выносливость. Хороший боец должен быть личностью рассудительной, невозмутимой, уверенной в себе, ведь фехтование – очень драматичный вид спорта, предполагающий колоссальное давление противников друг на друга и исключающий возможность завершить поединок вничью.

– А насколько важны рост, комплекция спортсмена?

– Не столь важны. Фехтование как раз-таки позволяет за счет каких-либо достоинств нивелировать свои недостатки. Так, низкорослый спортсмен может выйти против высокого и выиграть поединок благодаря нужным чертам характера и навыкам.

– В секцию вы берете всех желающих или проводите какой-то отбор?

– Я принимаю всех, ведь не знаешь наперед, как может со временем раскрыться ученик, в котором с первого взгляда не заметишь перспектив. Единственное мое условие – в том, чтобы ребенок действительно хотел фехтовать, а не относился к этому поверхностно.

– С какого возраста лучше начинать?

– Вообще фехтование – взрослый спорт, и добиться олимпийских успехов в нем возможно даже после тридцати лет. У меня учатся дети разного возраста, самые младшие – семилетки.

– Какие трудности существуют в работе секции?

– В одном зале с нами занимаются и другие ребята. Когда время тренировок совпадает, бывает очень тесно, шумно, ученикам сложно концентрироваться. Перегородка, даже легкая, не капитальная, помогла бы решить эту проблему. Плюс нам не хватает преподавателей, я единственный тренер. Если увожу часть учеников на соревнования, оставшимся не с кем заниматься. Между тем участвовать в соревнованиях детям необходимо, они возвращаются оттуда совсем другими, исполненными чувства здорового спортивного азарта.

– Насколько важен спорт в жизни современного человека, на ваш взгляд?

– Спорт – это здоровье, возможность физического и личностного развития. Я считаю, каждому человеку нужно искать себя в спорте. Даже если не суждено стать чемпионом, важно просто найти «свой» вид и преуспеть в нем по мере сил и возможностей.

Анастасия ЛОЖКИНА.

Фото Геннадия ШКИЛЕВА.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту