Руководство предприятия или организации должно издать приказ о порядке безопасного производства работ машинами с грузоподъемными приспособлениями вблизи линии электропередачи.
Водитель или механизатор вместе с путевым листом должен получить наряд-допуск на производство работ.
В этом документе организация, эксплуатирующая воздушные линии электропередачи, дает разрешение на производство работ и определяет условия их производства.
Такие работы должны выполняться под руководством лица, ответственного по предприятию за безопасное производство работ с грузоподъемными механизмами.
Большинство несчастных случаев при производстве работ происходят тогда, когда не выполняются эти правила.
Движение машин под проводами воздушной линии электропередачи допускается только в транспортном положении, в месте наименьшего провисания проводов, ближе к опоре и под надзором ответственного лица за безопасное производство работ. Маршрут перемещения должен быть указан в путевом листе.
Категорически запрещается установка машин под действующими линиями электропередачи.
Если, приступая к работе, вы обнаружите оборванный, висящий или лежащий на земле электрический провод, а также поврежденную опору, немедленно сообщите об этом в местную сетевую организацию или местный орган власти.
Нахождение в зоне оборванных проводов может привести к печальным последствиям. При соприкосновении с оборванными или провисшими проводами, даже при приближении к лежащему на земле проводу, человек или машина попадает под действие электрического тока и поражается им. Провод-человек(машина)-земля — это путь, по которому в этих условиях пройдет электрический ток. Необходимо постоянно помнить, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе 8-10 м к лежащему на земле оборванному проводу воздушной линии электропередачи.
Опора находится под напряжением при наличии таких признаков, как испарение влаги из почвы, возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт. При приближении к такой опоре вы попадете в зону шагового напряжения.
Не приступайте к работе и не покидайте место падения провода до приезда ремонтной бригады, если это угрожает жизни людей и животных.
В случае соприкосновения подъемного механизма или других частей машины с токоведущими проводами водитель должен как можно быстро разорвать контакт и отвести подвижную часть механизма от токоведущих частей. Нужно помнить, что водитель в кабине машины с пневматическими колесами и гусеничного трактора находится под потенциалом электрического поля, но это не опасно. Опасность создает шаговое напряжение, или контакт провод-машина-человек-земля.
При попадании под напряжение кабину машины следует покидать таким образом:
· спрыгнуть на землю обеими ногами, не касаясь корпуса машины;
· прыжками двумя ногами или шагами без отрыва ступней ног от земли и без создания разрыва между стопами (пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги) покинуть опасную зону на расстояние не менее 8-10 метров.