1. Учет потребления энергоресурсов
Все производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному приборному учету.
Исключения сделаны для потребления аварийных и ветхих объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объектов с мощностью потребления электроэнергии до 5 киловатт в час или тепловой энергии до 0,2 Гкал в час
До 1 июля 2010 г. организации поставщики газа, воды, тепла, электроэнергии должны предложить потребителям свои услуги по установке приборов учета, а с 1 июля 2010 г. обязаны устанавливать приборы учета своим потребителям по договорам и не вправе отказать в установке счетчиков по просьбе любого лица-потребителя.
В течение 2010 года органы государственной и муниципальной власти в зданиях и помещениях, где они размещаются, должны закончить установку приборов учета всех видов энергии и энергоносителей. В течение 2010 года в сданных в эксплуатацию объектах собственники обязаны установить средства учета энергии и энергоносителей.
До 1 января 2012 года в жилых домах, квартирах в жилых домах, в садовых и дачных домах с централизованной подачей ресурсов собственники должны установить счетчики электроэнергии, воды, газа и коллективные теплосчетчики.
С 1 января 2012 года вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах. С момента принятия закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения приборами учета энергии и энергоресурсов.
Если потребитель не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация обязана предоставить рассрочку по платежам сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Дотирование этого механизма финансирования предполагается организовать из бюджетов регионов и местных бюджетов. Законом предусмотрен принудительный порядок установки приборов учета с возмещением устанавливающей организации всех понесенных затрат. Поставщикам энергии и энергоресурсов предоставлено право заинтересовать потребителей в установке счетчиков.
Внесены изменения в КоАП (статья 9.16.):
Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на организацию от 500 до 600 тысяч рублей.
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям, штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тысяч рублей, на юридических лиц от 20 до 30 тысяч рублей.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание, штраф на должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей от 25 до 35 тысяч рублей, на юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей.
2. Требования к энергоэффективности зданий, строений, сооружений.
Порядок управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений выделен отдельной статьей. В составе требований:
— показатели энергоэффективности для объекта в целом;
— показатели энергоэффективности для архитектурно-планировочных решений;
— показатели энергоэффективности для элементов объекта и конструкций, а также материалов и технологий, применяемых при капремонте.
В состав проектной документации на строительство должен быть включен раздел энергоэффективности. Органы Архстройнадзора определяют класс энергоэффективности многоквартирного жилого дома, а застройщик и собственник дома обязаны разместить указатель класса энергоэффективности на фасаде дома.
В состав гарантийных обязательств застройщика по Градостроительному Кодексу включено обеспечение показателей энергоэффективности в течение 5 лет от ввода в эксплуатацию.
Собственники зданий, строений, сооружений в течение всего срока эксплуатации обязаны не только обеспечивать установленные показатели энергоэффективности, но и проводить мероприятия по их повышению. Это также является обязанностью лица, ответственного за содержание жилого дома. Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения. Организации-поставщики энергоресурсов обязаны ежегодно предлагать собственникам жилого дома, садовым товариществам, коттеджным объединениям проведение мероприятий по энергосбережению, в том числе способы финансирования этих мероприятий.
Лицо, ответственное за содержание жилого дома, обязано доводить до сведения собственников предложения по энергосбережению, разрабатывать соответствующие планы и мероприятия, в отопительный период регулировать подачу тепла в целях его сбережения.
Органы исполнительной власти обязаны ежегодно публиковать в СМИ сведения об административных наказаниях лиц, ответственных, за содержание жилых домов, в связи с нарушением требований по проведению мероприятий энергосбережения и обеспечения энергоэффективности. Для дачных и садовых объединений также должны разрабатываться, исполняться и контролироваться мероприятия энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Внесены изменения в КоАП (статья 9.16.):
Несоблюдение требований законодательства об энергетической эффективности (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) штраф на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей, на организацию от 500 до 600 тысяч рублей.
Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных жилых домов требований энергетической эффективности, об оснащении жилого дома приборами учета потребления энергоресурсов, о проведении мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности, штраф на ответственное лицо от 5 до 10 тысяч рублей, на индивидуального предпринимателя от 10 до 15 тысяч рублей, на юридических лиц от 20 до 30 тысяч рублей.
Несоблюдение ответственными лицами за содержание многоквартирных домов требований по энергосбережению и повышению энергоэффективности штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тысяч рублей, на юридических лиц от 20 до 30 тысяч рублей.
3. Энергетическое обследование (энергоаудит).
Основные цели энергоаудита — это объективные оценки и предложения по эффективному использованию энергии и энергоресурсов:
— реальный расход потребления энергии и ресурсов;
— определение показателей энергоэффективности;
— определение потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
— составление перечня типовых мероприятий энергосбережения и их стоимостная оценка;
— составление энергетического паспорта объекта.
Копии энергетических паспортов один раз в три месяца организацией по энергоаудиту направляются в уполномоченный по энергоэффективности орган исполнительной власти. Энергоаудит проводится в основном добровольно за исключением ряда организаций, для которых периодический энергоаудит обязателен:
— органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
— организации с участием государства или муниципального образования;
— организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
— организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
— организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, мазута, печного топлива, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов за календарный год;
— организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Эти организации обязаны провести первый энергоаудит до 31 декабря 2012 года, далее один раз в пять лет.
Энергоаудит могут проводить только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО). У юридических лиц должно быть не менее 4 энергоаудитов, у индивидуальных предпринимателей не менее одного. В состав членов СРО должно входить не менее 15 юридических лиц и 10 физических лиц, специалистов по энергетическим обследованиям или не менее 40 физических лиц, специалистов по энергетическим обследованиям. Сами энергоаудиторы должны иметь специальную подготовку и необходимые для энергетических обследований знания. В СРО должен быть создан компенсационный фонд для гарантирования удовлетворения возможных претензий потребителя. Законом не оговорен отдельно взнос членов СРО в компенсационный фонд, поэтому в соответствии с базовым Законом о СРО этот взнос не менее 3 тысяч рублей и (или) страхование гражданской ответственности на общую сумму ущерба не менее 30 тысяч рублей.
Проверки СРО со стороны органов Роснадзора один раз в три года.
Внесены изменения в КоАП (статья 9.16.):
За несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования штраф на должностных лиц от 10 до 15 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей от 10 до 15 тысяч рублей, на юридических лиц от 50 до 250 тысяч рублей.
Несоблюдение требований о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный орган исполнительной власти штраф на должностных лиц 5 тысяч рублей, на юридических лиц 10 тысяч рублей.
В. Блохин, заместитель главы администрации.