К нам идёт Рождество Христово

Православные христиане 7 января отметят один из самых главных церковных праздников — светлое Рождество Христово.

Традиция празднования Рождества Христова имеет долгую историю. Вплоть до IV века верующие люди встречали праздник 6 января и называли его Богоявлением. По смыслу торжество больше относилось к Крещению Господню, а не к Его Рождению. Тогда эти два события вспоминались одновременно. Суть заключалась в том, что Бог, приняв плоть и став Человеком (не переставая быть Богом), явился в мир для спасения людей.

Параллельно с истинным христианством в те времена существовало множество сект, в которых смешивались язычество и греческая философия.

Одним из распространённых заблуждений стала концепция, в соответствии с которой Иисус был обычным грешным человеком, сыном Иосифа и Марии, а Бог соединился с ним только в Крещении. Противоположное утверждение полностью отрицало человеческую природу во Христе и говорило о её «прозрачности».

Православной Церкви пришлось противостоять всему этому. Введя празднование Богоявления, она подчёркивала, что при Крещении Иисус Христос лишь проявил Свою Божественную Сущность, которая была у Него изначально. Для этого вспоминались и события Рождества Спасителя.

Лишь в IV веке папа Римский отделил Рождество Христово от Крещения и перенёс на 25 декабря (7 января по новому стилю). Постепенно установленная традиция распространилась по всему христианскому миру.

Дата 6 января символически связывала первого человека Адама с Новым Адамом (так называют Иисуса Христа). Как первый Адам согрешил (духовно умер) на шестой день после сотворения мира, так Новый Адам пришёл в мир в тот же день.

История Рождества Христова

Иисус Христос родился в Палестине. Незадолго до Его появления на свет была организована перепись населения. Чтобы принять в ней участие, нужно было прийти в город, которому исторически принадлежит твой род.

Пресвятая Дева Мария была обручена со своим дальним родственником старцем Иосифом и ждала рождения Сына. Семейство жило в галилейском городе Назарете, в северной части Палестины, но сам Иосиф происходил от колена Давидова, и для участия в переписи ему следовало прийти в иудейский город Вифлеем, на юг страны.

Добравшись до Вифлеема, праведный Иосиф не смог найти ни одного свободного места в гостинице из-за огромного скопления людей и своей бедности, а Деве Марии уже пришёл срок родить. Они были вынуждены остановиться в пещере, которую пастухи использовали как стойло и хранилище корма для скота. В таких условиях и родился Богочеловек Иисус Христос, Спаситель мира.

Первыми из людей, которые узнали о рождении Спасителя, стали простые пастухи, которым ночью явился ангел и сообщил благую весть. По всей видимости, пастухи были благочестивыми людьми — они поспешили к пещере, нашли Младенца и поклонились.

Не только еврейский народ ждал Иисуса Христа. Язычники также имели предсказания о появлении великого Святого или Царя-Спасителя. На Востоке уважением пользовались волхвы — мудрецы, знатоки звёздного неба и природных явлений. Считалось, что человек рождается под звездой, которая определяет всю его жизнь. За какое-то время до Рождества Христова на небе появилась необычная звезда, по которой волхвы поняли, что скоро родится великий Человек — Царь Иудейский. Взяв дары, они отправились в путь.

Рождественская звезда стала для них путеводной, с ней волхвы добрались до Иерусалима, где стали расспрашивать о родившемся Царе. Весть об их поисках дошла до местного правителя — царя Ирода. Пригласив к себе восточных гостей, он хитростью пытался дознаться о родившемся Младенце. Ирод не хотел поклоняться новому Царю и желал избавиться от «конкурента».

Волхвы добрались до Вифлеема, нашли Деву Марию с Младенцем Иисусом и принесли Ему в дар ладан (как Богу), золото (как царю) и смирну — благовоние, которым натирали покойников (как смертному человеку). Получив откровение, восточные мудрецы удалились в свою страну.

Царь Ирод напрасно ждал волхвов. Те ушли, не рассказав о родившемся Младенце. Он пришёл в ярость и повелел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола от рождения до двух лет. Около 14 000 детей были лишены жизни. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа. Православная Церковь чтит их память.

Сам Иисус Христос не пострадал. Иосифу во сне было повеление собраться и бежать из города в Египет с Марией и Её Сыном.

Духовный смысл праздника

Почему праздник Рождества Христова так радостен для верующего человека? Рождество по праву называется «началом всех праздников» (по слову христианского богослова Иоанна Златоуста). С Рождением Иисуса Христа изменилось всё. Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом. Стремление к идеалу, к святости — задача жизни христианина. Достичь абсолюта человеческими силами невозможно, поэтому необходима помощь Создателя. Человек сильно изменился после грехопадения, в мире появились болезнь и смерть. Господь же, приняв человеческую плоть, поднял нашу сущность на недосягаемую высоту.

Рождественские традиции

В настоящее время сложно представить Рождество без наряженной ёлки. Эта традиция молода: она укоренилась в России только к концу XIX века, а подарки для детей стали складывать под неё ещё позже.

Православная Церковь отмечает Рождество Христово не одним днём. После праздника наступают так называемые Святки — период времени вплоть до Крещенского сочельника. В эти дни отменяется пост по средам и пятницам, а в храмах совершаются особенно торжественные богослужения. Хорошо «святить» такое время добрыми делами.

Как видно из истории праздника, Рождество пришлось на языческое празднование зимнего солнцестояния. К сожалению, многие традиции того времени дожили до наших дней. До сих пор девушки гадают на суженого, любовь и замужество не только в рождественскую ночь, но и во время Святок. Но нужно понимать, что подобные традиции не имеют ничего общего с христианством и недопустимы для православного человека.

Существуют также особые обрядовые песни — колядки, которые звучат на протяжении всех Святок. В текстах колядок прославляется родившийся Христос. С рождественскими песнями ходили по улицам, стучались в ворота домов. Колядовщиков (иначе их ещё называют христославами) встречали радостно, угощали. Славить Христа ходили и дети, и подростки, и даже взрослые. Сейчас эта традиция постепенно возрождается.

Однако до сих пор можно встретить и колядки родом из языческого прошлого, связанные с культом плодородия. Эти песни к празднику Рождества, естественно, никакого отношения не имеют.

Когда нужно идти в храм?

Напрямую относящиеся к Рождеству Христову службы начинаются накануне — в Сочельник.

Утро 6 января открывают так называемые Царские часы. Царские часы отличаются своей торжественностью и включают в себя дополнительное чтение отрывков из Священного Писания. После окончания Царских часов начинается литургия, к ней вплотную присоединяется вечерня. Но в 2019 году в связи с тем, что сочельник выпадает на воскресение, служба Царских часов будет перенесена на пятницу, 4 января, а службы навечерия Рождества Христова соединятся с воскресным богослужением.

Вечером в Сочельник положено совершение всенощного бдения, которое тоже отличается от обиходного. Хор исполняет очень красивые песнопения, проникнутые радостью и торжеством. «С нами Бог!» — ликует вся Церковь.

Кульминацией праздника становится ночная рождественская литургия. На ней прославляется пришедший в мир во плоти Богочеловек.

Не каждый может пробыть в храме почти целый Сочельник и всю рождественскую ночь, но посетить праздничное богослужение нужно обязательно; если позволяют силы и здоровье — ночную литургию.

Категорически противоречит духу христианства предпочтение бытовой стороны праздника духовной. Да, хорошо навести дома чистоту и порядок, приготовить вкусную еду, но если подобными хлопотами заняты все предпраздничные дни и не остаётся сил на поход в храм, то нужно от чего-то отказаться. Гораздо важнее почувствовать радость Рождества в кругу близких и родных людей, а не усталость и раздражение от очередного праздника.

Читайте также

Интересное в Северском районе

Шрифт

Изображения

Цветовая схема

Поиск по сайту