Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю напомнило родителям, насколько важно для их детей-школьников соблюдение режима дня.
Режим дня дисциплинирует и помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает им привыкнуть к новой жизни и правильно сочетать учёбу и отдых. Эффективно организованный распорядок позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.
Хороший сон — залог «пятёрок»
Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на один час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с высыпающимися детьми.
Для преодоления проблем с засыпанием достаточно соблюдать некоторые условия:
— ложиться спать в одно и то же время;
— после 19 часов ограничивать эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов);
— сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение;
— кровать ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать перед сном.
Примерные нормы ночного сна для школьников:
В 1-4-м классе — это 10-10,5 часов, в 5-7-м классе — 10,5 часов, в 6-9-м классе — 9-9,5 часов, в 10-11-м – 8-9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать двухчасовой дневной сон.
Мебель теперь не под шторы, а под рост ребёнка
Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается школьник, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза. Здесь поможет абажур.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол, как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контролируйте соответствие мебели росту ребёнка не реже двух раз в год.
Компьютер – строго по часам
Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет один урок, для обучающихся в 5-8 классах — два урока, для обучающихся в 9-11 классах — три урока.
При работе на компьютере во избежание утомления ребёнку необходимо проводить комплекс профилактических упражнений.
Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю. Для учеников начальных классов их продолжительность должна быть не более 60 минут, для средних и старших — не более 90 минут.
Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для учащихся 2-5 классов и 15 минут для старшеклассников.
Особое внимание следует уделять двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
фото: dzen.yandex.ru