А кажется, ещё совсем недавно белокурая пятиклассница Аня из станицы Отрадной пришла в Дом культуры и начала заниматься в хореографической студии. Её руководитель Людмила Борисовна не просто любила танец — она была настоящим профессионалом. Какое-то время танцевала на сцене Ленинградского театра оперы и балета. В своих учениках она воспитывала любовь к высокому искусству.
Мир танца — праздничный мир красоты движения, ярких сценических костюмов… Аня полюбила искусство танца. Руководитель студии привязалась к способной девочке и уделяла ей особое внимание: сама повезла её показывать в Краснодарский институт культуры.
Но летом, когда наступила пора экзаменов, девушка струсила по причине, которую теперь уж и вспомнить не может, и на экзамены просто не пошла. Но решила поступить на хореографическое отделение Краснодарского краевого колледжа культуры, где экзамены были позже. Он сама придумала танцевальную композицию на тему музыки к фильму «Семнадцать мгновений весны» и получила на экзамене пятёрку. Её педагогом стала Ольга Александровна Галай.
— Танцевали мы тогда с восьми утра до девяти-десяти вечера и были бесконечно счастливы, — вспоминает Анна Викторовна.
А теперь она точно знает, что хореографическое образование — важнейшая форма эстетического воспитания. Уроки хореографии вырабатывают у ребёнка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Кроме этого — дисциплинированность, трудолюбие, терпение и чувство ответственности — такие необходимые в жизни. Дети начинают понимать, что нельзя подвести рядом стоящего в танце. Нельзя опоздать, потому что другие от тебя зависят. Нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Аккуратность в хореографическом искусстве переносится и на внешний вид детей.
— В хореографии всё очень жёстко, — размышляет Анна Викторовна. — А с детьми надо работать очень осторожно. Они приходят ко мне такими разными. Сосредоточить их интересы непросто. Приходится искать подход к каждому. Номера придумываю сама. Категорически против плагиата. Повторять кем-то что-то найденное скучно и неинтересно. Ищу каждый раз новое, своё.
В ансамбле «Танцевальный рай» девяносто человек. Младшие дети в первом классе, старшие — в одиннадцатом. Занимаются не только северчане, приезжают и из Азовской и Ильского. Всего шесть групп, в каждой по 12-16 человек.
Заместитель директора Центра Елена Мацагора говорит о своей коллеге:
— Эффективность своей работы Анна Викторовна подтверждает высокими достижениями. В 2012 году детскому хореографическому ансамблю присвоено звание образцового. Восемь лет ансамбль «Танцевальный рай» является победителем и призёром зонального конкурса «Молодые дарования Кубани». В 2009, 2011, 2013-м становился лауреатом краевого фестиваля «Адрес детства — Кубань». Неоднократно побеждал на международных конкурсах «Играй, пой, танцуй» и «Берег талантов». Многие выпускники благодаря Анне Викторовне нашли своё призвание в педагогике и культуре: сегодня рядом с ней работает тоже у нас в Центре Валентина Михайловна Логинова. У неё студия народного танца. А у Анны Петровой — своя собственная студия восточного танца.
Нынешние её ученики — десятилетние Костя Батурин и Слава Топильцев наперебой пытаются рассказать об Анне Викторовне:
— Она добрая и строгая. С ней интересно. И вообще мы любим танцевать. Особенно «хип-хоп», «ча-ча-ча», вальс, танго, кантри…
— Где-то прочитала афоризм: «Жизнь — это бесконечный танец — если ты не танцуешь, то музыка в твоей жизни играет зря», — делится своими открытиями Анна Викторовна. — Он вдохновляет меня каждый день на работу и иногда на какое-то творческое озорство. И ещё: «Подавлять в себе потребность танцевать вредно для здоровья — ржавеют душа и тело». Что может привести в состояние восторга? Не что, а кто. Ну, конечно же, дети! Если они здорово выступают, я бесконечно счастлива.
Людмила Бухало.
Фото Геннадия Шкилёва.