Общество

Коллективный разум

В начале XVIII века правительство Великобритании для поиска точного метода определения долготы на море не придумало ничего лучше, чем предложить это сделать всем, кто, как говорится, был в теме. Хотя могло бы поручить разработку какому-нибудь одному учёному, что тогда было в порядке вещей. Автору лучшей идеи предназначалось щедрое вознаграждение. История, правда, умалчивает, кто стал победителем и был ли он вообще, но спустя 300 лет такой подход к поиску необходимых решений назвали «краудсорсингом», его распространение приняло обычный характер, а с недавних пор к нему подключились и жители Северского района.

Мудрость толпы

Термин «краудсорсинг» (crowdsourcing) состоит из двух английских слов — crowd (толпа) и sourcing (использование ресурсов), что, в принципе, объясняет его значение. Говоря почти научно, краудсорсинг — это организация работы группы людей над какой-либо задачей ради достижения общих благ. Если обозначать его более понятно, это не что иное как коллективный разум или толпотворение.

Эту модель применяют сегодня почти во всех сферах — от бизнеса до искусства. Она хороша тем, что реализация любой задумки выходит значительно дешевле, чем, если бы инициатор идеи создавал для этого специальный отдел с полным штатом сотрудников и расходами на исследования. К примеру, какой-либо компании, производящей бытовую технику, требуется инновационное решение, чтобы её миксеры были лучше и дешевле, нежели у конкурентов. Для этого фирма делает публичное объявление, и тысячи инженеров со всего мира начинают разрабатывать и предлагать свои варианты. Тот инноватор, что подаст компании самую-самую идею, получает от заказчика вознаграждение.

Но это бизнес-подход. В остальных же случаях добровольцам, занятым в краудсорсинге, «хлеба не надо — работу давай». Базисом всех краудсорсинговых проектов являются талантливые люди, обычно, энтузиасты, готовые жертвовать своим временем, чтобы не столько заработать денег, сколько получить моральное удовлетворение от работы. Возможно, именно поэтому самыми масштабными примерами краудсорсинга до сих пор были некоммерческие проекты.

Откуда идея «собирать идеи»?

Несмотря на то, что первым примером краудсорсинга многие считают упомянутую выше историю про британское правительство, модель коллективного обсуждения и разработки значительно моложе.

Считается, что сам термин «краудсорсинг» впервые в 2006 году использовал журналист Джефф Хауи в статье «The Rise of Crowdsourcing» для журнала Wired. Но ещё раньше, в 2004-м, другой журналист Джеймс Шуровьески опубликовал книгу «Мудрость толпы», где он утверждал, что при правильно заданных условиях поиск решения какой-либо проблемы с опорой на совокупные знания многих людей может быть более эффективной методикой, чем использование знаний и опыта нескольких из них. Толпа может быть умной при соблюдении ряда условий: она должна быть разнообразной (состоять из независимых друг от друга людей), децентрализованной и иметь возможность выразить мнение в единый вердикт.

В свою очередь, Хауи доказывал, что группы любителей, которые работают над какой-то задачей, зачастую могут выдавать лучшие результаты, чем профессионалы. Эксперты, даже самые умные, всегда будут более ограничены, чем тысячи энтузиастов. Да и где гарантия, что профессионалы в какой-либо области не обременены теми же предрассудками, что и любители?

Благодаря интернету краудсорсинг стал дешёвым и общедоступным в десятках областей человеческих знаний. Развитие технологий обеспечило доступ к информации огромному числу пользователей. Это сократило разрыв между профессионалами и любителями в разнообразных отраслях. В результате организации получили возможность воспользоваться талантами «сетевой толпы» в своих целях, привлекая миллионы людей к работе над разнообразными задачами.

Сегодня существуют сотни положительных примеров мозгового штурма этой самой «сетевой толпы». Пожалуй, наиболее яркий из них — это создание Википедии. Международная сеть кофеен Starbucks специально создала сайт MyStarbucksidea.com, на котором посетители делятся мыслями и идеями. За два года работы сайта интернет-активисты сгенерили 20 тысяч идей, 50 лучших — были реализованы Starbucks. Компания Procter&Gamble теперь публикует проблемы, которые она не может решить сама, на сайте InnoCentive, предлагая большие денежные вознаграждения более 90000 «решателям».

Не остался в стороне и Сбербанк России. Накануне своего 170-летия он создал специальный сайт — sberbank21.ru, где предложил участникам поразмышлять на темы «Сбербанк-21-Будущее» и «Россия-21-Прогресс». За два месяца работы сайта в проекте приняло участие более ста тысяч человек. Глава банка Герман Греф заявил, что используемый таким образом краудсорсинг перевернёт методы управления в XXI веке.

Советский след и кайдзен

В это трудно поверить, но намётки краудсорсинга можно увидеть в советском периоде нашей страны. Только называлось это тогда более благозвучно — «рационализаторское движение». В начале тридцатых годов прошлого века оно получило широкое развитие в СССР. На заводах и фабриках ширился поток рационализаторских предложений, шёл поиск резервов, рождались новые формы и методы работы. В такой атмосфере инициативы и энтузиазма работник отдела рационализации московского завода «Электропровод» Абрамов в конце 1930 года предложил выпустить «заём идей», по которому намечалось собрать не менее шести тысяч предложений с экономическим эффектом миллион рублей. Были напечатаны красочные облигации с призывом «Выполним пятилетку в четыре года». Каждое поступившее предложение рассматривали, и, если идея принималась, автору после его внедрения выплачивали вознаграждение. Кроме того выписывалась облигация займа идей, по которой рационализатор дополнительно получал право на участие в розыгрыше специально выделенных премий. Новшество оказалось действенным средством стимулирования рационализаторской мысли.

В 1931 году работник треста «Транстрой» Каминский предложил организовать эстафету массового изобретательства. В ней каждому желающему «в кредит» выдавали билет на определённую сумму экономии. Держатель эстафетного билета принимал обязательство погасить эту сумму путём внесения рацпредложений, подав которые, получал соответствующее вознаграждение и право на участие в тиражах выигрышей. Успех эстафеты превзошёл все ожидания. Началось её распространение в промышленности и строительстве, на транспорте и связи.

В конце восьмидесятых годов прошлого века мир узнал о японской системе менеджмента «кайдзен», которая с тех пор прочно ассоциируется с «японским чудом» — послевоенным восстановлением экономики Страны Восходящего Солнца.

С точки зрения кайдзена, производственная жизнь любой компании выглядит следующим образом. Существует «гемба» — место, где создаётся продукция или предоставляются услуги. Процессы, которые протекают здесь, требуют непрерывного совершенствования. Иногда кажется, что проблем нет и всё функционирует хотя и небезупречно, но в нормальном режиме (такое положение называется «варуса-каген»). Однако если оставить ситуацию без внимания, то проблемы обязательно появятся.

Корень всех проблем — «муда» — не добавляющие ценности действия, которые необходимо обнаружить и устранить. Причём в процессе выявления и искоренения «муды» должен участвовать весь персонал — от рядовых сотрудников до топ-менеджеров. Кайдзен стимулирует людей постоянно пересматривать процессы, любая малейшая модификация становится очередным шагом к прогрессу. Толчком к модификации служит выявленная проблема.

Постулаты кайдзена принято объединять под «зонтиком». Их немало: дисциплина на рабочем месте, система рациональных предложений, повышение качества, автоматизация и стандартизация, система «точно вовремя» и другие. Главное, чтобы в процесс совершенствования был вовлечён весь коллектив.

Сегодня в России принципы кайдзена внедрены во многих компаниях, среди которых Сбербанк, КамАЗ, «Группа ГАЗ», Краснодарский ипподром и другие.

Наш краудсорсинговый ответ

Некоторое время назад идеей краудсорсинга загорелся депутат Совета Афипского городского поселения Георгий Попов.

— Последние два года мы с командой единомышленников работали над созданием отечественной краудсорсинговой площадки, — рассказал газете «Зори» Попов. — Плодом работы стала международная биржа идей AfoneX. Её отличие от остальных в том, что AfoneX — это первая в России и мире краудсорсинговая социальная сеть.

По мнению Георгия, огромное число людей обладает талантом и профессиональным опытом, а самое главное — желанием изменять жизнь к лучшему. Если мобилизовать их умственные ресурсы с помощью разработанной интернет-площадки, можно решать многие проблемы, которые испытывает общество.

— Вовлечение пользователей в решение различных задач — определённо, один из ключевых моментов технологии краудсорсинга, — считает депутат. — Когда человек берётся выполнять задание, обменивается идеями, обсуждает результаты работы, рассказывает о проекте своим друзьям, он невероятно мотивирован и ценен. Краудсорсинг зачастую не имеет региональных и каких бы то ни было границ. Свои варианты присылают люди из разных регионов, стран и континентов, представляющие разные профессии и обладающие различным опытом. Все это даёт огромное разнообразие выбора.

Как «рассосать» пробку

Биржа идей AfoneX существует всего несколько месяцев, но её экспертами стали уже более ста специалистов, представляющих несколько десятков отраслей экономики, промышленности, социальной сферы и других. И пусть пока площадка не может похвастаться большим количеством разработок, зато здесь придумали, как, если не убрать совсем, то значительно «рассосать» автомобильную пробку на трассе между посёлками Афипским и Энемом.

— После того, как пару лет назад изменили дорожную разметку на подъезде к Энему со стороны Новороссийска, пробка в этом месте стала обычным делом, — поясняет Георгий. — А с наступлением курортного сезона она разрастается до нескольких километров — нередко до посёлка Афипского. Наверное, нет ни одного водителя, кому это понравится. Поэтому мы предложили экспертам нашей биржи найти оптимальные пути решения данного вопроса с учётом экономической ситуации в стране и предложить возможные пути выхода из сложившейся ситуации.

На AfoneX поступило с десяток предложений: от расширения моста до установки реверсивного светофора на нём. Кто-то посчитал, что достаточно наладить дежурство в часы пик на подъезде к Энему нарядов ДПС, которые бы регулировали направление движения по средней полосе, а некоторые согласны на возвращение прежней дорожной разметки. Но самым оптимальным сочли вариант с организацией «кольцевого» движения.

— Установить беспрепятственное прохождение автотранспорта через посёлок при существующей инфраструктуре можно следующим образом: необходимо перевести светофоры в режим «по требованию пешехода» с интервалом не менее 140 секунд на пропуск автомобилей, ограничить скорость движения по трассе на территории Энема и организовать «кольцевое» движения для внутреннего пользования жителями населённого пункта, — уверен Попов.

Под «кольцом» подразумевается отрезок автотрассы от старого поста ГАИ (въезд со стороны Краснодара) до окончания моста на подъезде к посёлку от Новороссийска. При его организации тем, кто едет из кубанской столицы, будет запрещён поворот налево. Чтобы попасть в эту часть Энема, надо будет миновать мост, развернуться и проехать назад. «Да, это добавит сложностей поселковым автовладельцам, но в то же время увеличит пропускную способность трассы, так как светофоры станут работать только на движение прямо», — говорит депутат.

Письма с этим предложением были разосланы во все ведомства, которые имеют отношение к трассе. На днях состоится встреча экспертов AfoneX с руководством отдела ГИБДД Тахтамукайского района, где обсудят разработку и в случае положительного решения дадут ей ход. Правда, сложно что-либо сказать о сроках её реализации, но мы-то знаем пословицу про воду и лежачий камень…

 

Феномен «мудрой толпы» раскрыл слишком заманчивые перспективы, чтобы от них можно было с лёгкостью отказаться. И пусть краудсорсинг сегодня ещё находится в «младенчестве», его воздействие на жизнь вокруг уже показывает мощный эффект. Поэтому сомнений нет, что в недалёком будущем краудсорсинговые площадки станут важными элементами общества, оказывающими влияние на его состояние и развитие. И думается, чем скорее это произойдёт, тем лучше будет всем.

Александр Горяйнов.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту