Общество

Коммуналка: как защитить свои права?

Прежде всего надо иметь в виду, что плата за жилье для собственника квартиры независимо от того, является ли он членом ТСЖ или нет, складывается из двух составляющих: расходов на содержание и ремонт жилого помещения и оплаты коммунальных услуг. И в том, и в другом случае ни ТСЖ (товарищество собственников жилья), ни УК  (управляющая компания) не могут устанавливать расценки по собственной воле, взяв их «от фонаря».

Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, канализацию, электро- и газоснабжение, отопление.

Жилищные услуги – это содержание и ремонт жилых помещений. Плата за жилищные услуги устанавливается решением общего собрания жильцов – собственников квартир. Ни управляющая компания, ни правление ТСЖ не вправе навязывать какие-то платежи в счет платы за содержание жилья, если они не утверждены сообща жильцами.

Но вот с этим, как правило, и сложнее всего разобраться. Именно этот пункт чаще всего и пытаются использовать представители ТСЖ, «выбивая» деньги с владельцев квартир и, следует признать, здесь есть закавыка. Если квартировладельцам не удалось организовать общее собрание, то расценки с управляющей компанией согласовывает орган местного самоуправления.

Так чаще всего и происходит: жильцы не понимают, что они могут повлиять на какие-то платежи, и на собрания не ходят. Но даже в этом случае у жилуправленцев должны быть документы, подтверждающие, откуда взялась та или иная цифра. Если таких документов нет – значит, и нет права требовать с вас деньги. Поэтому следующее ваше действие:

Управленец, дай ответ!

По вашему заявлению УК или ТСЖ в зависимости от того, кто присылает вам «платежку», обязаны письменно разъяснить, на каком основании берется та или иная сумма, указанная в ней, каким постановлением, нормативным актом эта сумма утверждена, из чего складывается тариф. Требуя предоставить такую информацию, ссылайтесь на ст. 161 Жилищного кодекса РФ и постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

Как показывает практика, очень часто управляющие компании включают в сумму платы за жилье некие услуги, которые к этой плате не относятся, например, услугу охраны. Она нередко распадается на услугу охраны, надзора за охраной, поддержания техсредств для обеспечения этой услуги. Также встречаются варианты, когда телеантенны, иные услуги, не относящиеся строго к жилищно-коммунальным, включаются в единый платежный документ.

Получив полную письменную раскладку (важно, чтобы она была именно письменной), вы увидите, какие услуги вам навязали, от каких толку ноль, какие выполняются некачественно, на что цены необоснованно завышены. Эту информацию можно использовать как при составлении жалобы, так и при обращении в контролирующие инстанции, а при необходимости и в суд.

Как показывает практика, во многих случаях уже на этой стадии вопрос  решается в пользу бдительного жильца. Выясняется, что в жилконторе произошел сбой компьютера или что-то еще, и цифры пересчитываются в сторону уменьшения платежа. Но если ничего не действует, то:

Жалуемся

Прежде чем подавать на управленцев в суд, можно попробовать использовать «административный ресурс». Зачастую этот путь оказывается эффективнее, чем разборки в суде, поскольку управленцы от ЖКХ у нас обычно тесно связаны с местной властью и зависят от нее сильнее, чем от судебных исполнителей. Но, что очень важно, претензии властям надо направлять коллективные, собрав максимально возможное количество подписей жильцов вашего дома. Иначе от вас отмахнутся, как от кляузника.

Жаловаться можно в государственную жилищную инспекцию. В соответствии с поправками в Жилищный кодекс, принятыми около года назад, эта структура имеет право контролировать качество работы УК и законность создания и полномочий ТСЖ. В частности, проводить проверки этих организаций по обращениям жильцов.

Согласно тем же поправкам жилинспекция до 2013 года обязана провести проверку законности создания всех ныне существующих ТСЖ. Так что если вы считаете, что ваше ТСЖ «липовое», образованное без ведома жильцов дома, с этим вопросом тоже обращайтесь в жилинспекцию.

Следующие органы для жалоб – это местное самоуправление или районная администрация и прокуратура, если вы, изучив расклад по услугам и ценам, поняли, что жилуправленцы жульничают.

И последний пункт ваших действий:

Идём в суд

Смысл сделать это есть лишь в том случае, если ничего из перечисленного выше не помогло. Кстати, все те же шаги стоит предпринять и в случаях, если жилуправленцы сами подали на вас в суд «за неуплату». Письменные ответы пригодятся, во-первых, для прояснения ситуации, а во-вторых, будут служить доказательствами вашей правоты.

Согласно ныне действующему законодательству вы имеете право платить за коммунальные услуги напрямую тем организациям, которые их оказывают, минуя «посредников» в виде ТСЖ или УК. Это позволяет избежать манипуляций с цифрами и приписок «по дороге», что не такая уж и редкость. Правда, для этого одного вашего личного желания мало – надо, чтобы решение перейти на такую форму расчетов приняло общее собрание жильцов – собственников жилья в вашем доме.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту