Фронтовые письма могут немало рассказать о наших земляках. Эти письма с фронта нашей редакции предоставил архивный отдел Северского района (фонд №Р-40 «История Северского района»). По ним нам удалось узнать о наших земляках из станицы Северской Николае Николаевиче Головченко, его отце Николае Титовиче и его друге Василии Степановиче Эртеле.
Николай Николаевич Головченко, 1923 года рождения, служил в 226-й стрелковой дивизии 6-й армии Южного фронта. Погиб 13 мая 1942 года в Харьковской области – Старо-Салтовский район, село Непокрытое. Похоронен в могиле №51.
В интернет-источниках нам удалось узнать, что в 7:30 утра 12 мая 1942 года 226-я стрелковая дивизия атаковала село Непокрытое из села Фёдоровка-Октябрьское при поддержке танков 36-й танковой бригады, трёх дивизионов гвардейских миномётов, 648-го артполка РГК и 516-го инженерного батальона – и прорвала оборону противника. В 10:20 два батальона 987-го стрелкового полка вышли на северо-восточную окраину села Непокрытое и до 12:00 оттеснили противника к центру села. 989-й стрелковый полк к 11:00 вышел на юго-восточную окраину села. К 14:00 село было полностью очищено от врага. В этом бою 226-я дивизия потеряла до пятисот человек убитыми и ранеными.
13 мая 1942 года в 7:00 рота вермахта скрытно пробиралась по балке севернее Непокрытого; она была обнаружена и уничтожена; 87 немецких солдат попали в плен. Весь день до глубокой ночи немцы атаковали 226-ю дивизию в Непокрытом с танками и при поддержке авиации.
14 мая 1942 года немцы продолжали свои атаки на занятые дивизией позиции; с 5:30 утра люфтваффе бомбило Непокрытое, которое было полуокружено. К 13:00 наш 987-й стрелковый полк был вынужден покинуть село и отойти на исходные рубежи, так как не имел боеприпасов и потерял более половины личного состава.
Предполагаем, что именно в этих боях погиб наш земляк Николай Головченко, которому было всего 19 лет. 12 мая он написал письмо со станции Грязи Воронежской области, а погиб 13 мая. Эшелон, в котором ехал Николай, 12 мая прибыл к месту боёв, и бойцов сразу отправили в атаку.
В последнем письме Николай пишет, что его должны направить в Подольск, но, судя по документам, найденным на интернет-портале Минобороны «Память народа», из Грязи подразделение направилось в сторону Харькова. Получается, Николай Головченко успел повоевать только один день…
Его отец Николай Титович Головченко воевал в Крыму, погиб скорее всего там же, потому что сын уже знал, что отца нет в живых, и писал в письмах, что едет мстить за него. Жили они в Северской на улице Комендантской, 30.
Удалось узнать, что северчанин Василий Степанович Эртель, о котором Николай упоминает в своих письмах, погиб 12 января 1943 года под Сталинградом, на хуторе Вертячем. Похоронен на высоте 120,1. Василий Эртель служил миномётчиком в 271-м стрелковом полку 273-й стрелковой дивизии. Его мать – Эртель Прасковья Ивановна, они жили в станице Северской на улице Азовской, 39.
«Я еду громить и мстить за отца…»
(письма Головченко Николая)
1.12.1941 г.
Привет из Кропоткина.
Здравствуйте, дорогие мои родители. Папа, мама, Маруся, Нюся и братишка Вася.
Сообщаю вам, что я жив и здоров, чего и вам желаю.
Я нахожусь ещё в дороге, ехать до Кропоткина пришлось стоя, очень тесно. Не знаю, как будет дальше, мы едем в пехотное училище. Ехать очень холодно. Ровно 12 часов. Едем в Грозный через Армавир. Пока всё, больше нечего писать. Сообщите это же и Эртелям. Мы вместе. С тем и до свидания.
Город Кропоткин, станция Кавказская. С приветом, Николай.
15.02.1942 г.
Привет из Краснодарского ПВУ.
Здравствуйте, Мама! Маруся! Нюся! Вася!
Передаю вам свой сердечный курсантский привет! Дела мои ничего. Учиться нам очень хорошо, у нас очень весёлая жизнь.
Мама! Я не знаю, у вас нет бумаги или нет времени, почему не пишите писем. Я вам уже с полдесятка написал, а от вас ещё ни одного не получил. Знаете, все ребята получают, а я не получаю. Прошу, пишите письма, это будет для меня большой радостью. Я очень скучаю о доме и интересуюсь домашними делами и новостями.
Мама! Как хозяйнует Вася, как дела с Марусей, что слышно о папе и прочие новости? Передавайте привет папе, если будете писать ему письмо, пишите и обо мне, где я и как мои дела.
Мама, прошу, когда будете ко мне ехать, привезите платочек, больше ничего не надо.
С тем и до свидания. Целую всех. Ваш сын Николай.
17.02.1942 г.
Привет из Краснодарского ПВУ.
Здравствуй, дорогая моя сестрёнка Маруся! Передаю свой сердечный курсантский привет, сообщаю, что жив и здоров, чего и тебе желаю.
Дела мои ничего, хорошо. Я нахожусь вместе с В. Эртелем, так что нам не скучно, учиться здесь хорошо, и я имею желание учиться.
Маруся! Ты спрашиваешь о домашнем положении и папе, о доме, ничего не могу сказать, ибо я не получаю писем. Как мама приезжала, и больше никаких весточек из дому нет, так что, прошу тебя, если что узнаешь о доме, о папе, тебе легче узнать, то пиши, ибо я очень скучаю.
Маруся! Ты обещала приехать, но не приехала, может, приезжала в воскресенье 15.02.42 г, то меня не было, я был на кроссе. И когда бежал, видел Зюськову Анну, ты её знаешь, но возможности не было поговорить. Если знаешь, где она учится, напиши.
Прошу тебя, приезжай в воскресенье 22 числа поле обеда, часа в два, я буду свободен. Я нахожусь возле Собора. Спроси так: «Позовите Головченко Николая 7 рота, 2 взвод».
Маруся! Передай от меня сердечный привет Марусе Т., М. Гавриковой и Мише. Твой братишка Николай.
19.02.1942 г.
Привет из Краснодарского ПВУ.
Здравствуйте, дорогие мои родители, Мама! Нюся! И братишка Вася! Передаю вам свой сердечный привет! Сообщаю, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Мама, я получил письмо от Маруси, в котором о доме ничего не было написано. Не знаю, почему не пишете писем, знаете, все получают письма, а я не получаю, нечем и порадоваться.
Мама, нам уже выдали деньги по 40 рублей за февраль. Мама, приезжайте ко мне и привезите, как я уже писал, платочек и ложку, ибо моя сломалась. Больше ничего не надо привозить, я всем снабжён. Мама, пишите о доме, как там Вася? Если балуется, скажите, пусть не балуется, ибо кто балуется, тем очень плохо в военном училище и его не примут. Вася! Слушай маму, будь дисциплинированным, если будешь баловаться в армии или в училище, то будешь ежедневно выполнять наряды вне очереди, мыть полы и прочее. У нас так и делают с балованными. Брось курить, это тоже вредно. Мой совет, и ты будешь тем, кем ты желаешь, то есть командующим РККА.
Мама! Пишите, получили ли посылку, моё барахло? Как там с коровой? Передавал ли вам письмо Макаренко, которого по болезни отпустили, я им передал письмо домой, он сам ильский. Пишите о Тольке М., дома ли он? Пошил ли боты и туфли Нюсе? Пишите обо всех моих друзьях, что о них слышно, где Володька Б., Васька Г, Васька В. и другие. Как дела в колхозе, на испытательном участке, дали ли деньги на трудодни? Как живёт Петя? Какие новости в станице Северской?
Прошу, пишите письма почаще.
Приезжайте ко мне 22 февраля, я буду свободен, а может, и 23 февраля. Буду ожидать. И привезите ложку, самое главное, а то нечем есть, приходится ожидать.
Сейчас пускают на свидание с двух часов дня и до вечера. С тем и до свидания. Ваш сын Николай.
8.03.1942 г.
Привет из Краснодарского ПВУ.
Здравствуйте, Мама! Вася! Нюся! Передаю вам сердечный курсантский привет. Дела мои идут хорошо, живу, не горюю, но ещё скучаю немножко о доме.
8 марта приезжал к нам Гриша Эртель, я передал перчатки, они подписаны Г.Н. Он привозил нам яичек, пирог, и мы с Васькой ходили к его тёте.
Мама, я написал папе письмо. Мой адрес изменился, уже не на Ксенцова, а на лейтенанта Захарченко или можно писать: город Краснодар, почтовый ящик 143 2/7. Получить Головченко Николаю.
Вася, ты хочешь приехать ко мне, если не будешь баловаться, бросишь курить, тогда приедешь, и я тебе буду всё давать. Послушай меня, а самое главное – брось курить и слушай маму, и тогда она тебя пустит ко мне. Послушай меня, и я для тебя всё достану и буду доставать.
Мама! Пишите мне письма и пишите о Васе. Если балуется, то не пускайте ко мне, если не балуется, пустите.
Ваш Сын Николай.
13.03.1942 г.
Привет из Краснодарского ПВУ.
Здравствуйте, Мама! Вася! Нюся! Передаю вам сердечный курсантский привет, сообщаю, что письмо ваше получил, за которое очень благодарю.
Мама, передайте Васе, пусть он мне напишет письмо, а когда будет дисциплинирован и перейдёт в 6 класс, то пусть приезжает ко мне, я ему приготовлю хороший подарок.
Мама! Когда поправишься, то приезжай, привези мне немножко молока и больше не надо ничего. Если Нюся сможет достать лейтенантские кубики у Жеки Кобы, то привезите. Мама! Когда будешь ехать, то зайди к Эртелям, может, и они будут ехать. Мама! Передай сердечный привет тёте Соне Марантиди, Ивану Кущиды и Юре и всем остальным моим знакомым Шуре и Васе, и тёте Насте Коломиец. Мама, пишите письма, напишите, получили мою передачу у Григория Эртеля, которую я передал, когда он приезжал? Мама! Когда будете писать письмо папе, то передавайте и от меня привет!
Мама! С тем и до свидания. Остаюсь живым и здоровым, чего и вам желаю.
Ваш сын Николай. Крепко всех целую.
17.04.1942 г.
Привет из Краснодарского ПВУ.
Здорово, братик Вася! Передаю тебе свой братский привет. Вася! Ты знаешь, как я рад, что получил от тебя письмо. Пиши почаще и побольше новостей, как из домашней жизни, так и своей и из жизни станицы Северской. Как дела у вас в школе, как учёба?
У нас, Вася, дела в школе хорошие, весёлая курсантская жизнь, учиться хорошо. Вася, ты тоже учись хорошо и будь дисциплинированным, тогда и ты будешь учиться в военном училище. А учиться в училище – это, знаешь, почётно.
Вася, ты пишешь, что дома дела идут хорошо. Помоги маме посадить картофель и делай так, чтобы всё было в порядке. Теперь ты – хозяин. Но только не кури, хоть и хозяин, ибо это вредно. Поменьше бегай гулять, а побольше помогай дома. Гулять будешь после войны.
Вася! Передавай привет маме, Нюсе, Коломийцу Шуре, Васе, Ираклию Ивановичу, Тольке и всем знакомым.
Вася, помнишь, у Нюси были кубики лейтенантские, которые в ридикюле Ж. Кобы. Если сможешь достать, то, пожалуйста, привези, они мне очень нужны.
С тем и до свидания. Твой брат Николай. Ожидаю ответ.
5.05.1942 г.
Привет из Сальска.
Добрый день или вечер, дорогие мои родные братик и сестрёнки. Передаю вам привет от всего сердца.
Мама! Из Сальска мы должны повернуть на Ростов, а дальше куда будем ехать, не знаю, узнаю, напишу.
Мама! Прошу обо мне не беспокоиться, дела мои хороши. Не знаю, как дальше будет, письмо в дороге пишу второе. 5 мая, когда я выезжал из Краснодара, просто случайно увиделся с родной сестрёнкой Марусей, она мне дала 60 рублей денег и продукты.
Я писал, что занял 30 рублей у Васьки Э., я ему отдал, если думаете отдать Эртелям, то не надо. А если уже отдали, то пусть так и будет. Я еду с Васькой Эрт., Мишкой С.
Вася! Слушай маму, помогай работой у В.С., зарабатывай деньги. Я еду отомстить за родного отца немецким гадам. Ты трудись дома, а я приложу все усилия на разгром врага.
С тем и до свидания, целую всех вас. Передавайте всем от меня привет. Ваш сын Николай.
6.05.1942 г.
Здравствуйте, Мама! Нюся! И братик Вася! Передаю вам курсантский привет.
Это уже третье письмо я пишу в дороге. Едем мы не на Ростов, как я писал, а на Сталинград. По той самой дороге, что ехал 20 августа. Но разница в том, что тогда всё было жёлтое и пустынное, а сейчас – если бы вы видели – тюльпановые ковры! Тюльпаны не такие, как у нас, а разных цветов. И красные, и розовые, и жёлтые, и белые, и синие. И пионы, как у нас дома, тоже самых разных цветов. Какая сейчас здесь красота! Кругом зелень, правда, деревьев нет.
Эшелон идёт медленно, так мы соскакиваем, рвём цветы и ловим сусликов, а они станут на задние лапы и, как по команде «смирно», приветствуют нас.
Девчата на каждой остановке встречают большими букетами цветов.
Мама, я нахожусь вместе с Васькой Э., Мишкой С. и ещё Емец А. из Азовки.
Дела мои и друзей хороши, обо мне не беспокойтесь, а также передайте привет Эртелям и Синицким. Сейчас в 7 утра нахожусь на полустанке Гачицы (неразборчиво – прим.ред.) Остаюсь здоров, чего и вам желаю. Ваш сын Николай.
8.05.1942 г.
Привет из Сталинграда.
Здравствуйте, Мама! Вася! И сестрёнка Нюся! Передаю вам свой сердечный привет.
Сообщаю, что я прибыл 8 мая утром в Сталинград, доехал благополучно, ехать дальше будем до Москвы. Я и мои товарищи Васька Э., Мишка С. и Емец А. находимся вместе. Дела наши хороши.
Мама, товары здесь очень дорогие, сапоги, такие, как у меня были праздничные, – 800 рублей, пачка махорки – 100-120 рублей. В общем, всё дорого. Но я некурящий, табак и спички мне дают, я их продаю, они мне не нужны. А покупаю молоко, хлеб и что-нибудь съестное.
Мы очень медленно едем, по суткам стоим на станциях. Ехал сюда в Сталинград по уже знакомой мне дороге, но только это было а августе, а теперь в мае.
Мама, здесь везде пашут, бригадиры меряют землю, и я как гляну – нет моего родного отца, заплачу горько, но не вернёшь!
Мама! Живите счастливой жизнью, по возможности одевайтесь, кормитесь, обо мне не беспокойтесь. Я не пропаду, я еду громить и мстить за отца проклятому врагу.
Целую всех вас. Ваш сын Николай.
12.05.1942 г.
Привет из ст. Грязи Воронежской области.
Здравствуйте, дорогие Мама! Вася! Нюся! Маруся! Передаю вам свой курсантский привет.
Сообщаю вам, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Дела мои идут хорошо. Нахожусь я ещё в дороге, еду через Воронежскую область. Местность здесь очень схожа с нашей, проезжаю через лесостепь, леса очень большие и высокие, что и верха не видно. Разница та, что здесь встречается в большом количестве берёза и сосна. Здесь специально насаживают берёзовые и сосновые леса, они имеют очень красивый вид. Здесь ещё идёт борьба между зимой и весной, нет листьев, встречается подтаявший снег, цветы в лесах, фиалки и подснежники только расцветают.
Сейчас мы находимся на станции Грязи, будем ехать на Мичуринск через Воронеж и поедем в Подольск.
Мама! Продукты здесь дорогие, но дешевле, чем в Сталинграде.
Я нахожусь вместе с Васькой Э., чувствуем себя хорошо, едем громить врага.
Мама! Передавай всем привет…
Когда приеду на место, дам знать, а пока до свидания. Целую всех вас, желаю наилучшей жизни и счастья. Николай.
«Беспокойся заранее насчёт пахоты огорода, о коровках…»
(письма Головченко Николая Титовича, отца Головченко Николая)
17.02.1942 г.
Здравствуйте, многоуважаемая моя семья: Коля, жена Дуся, Маруся, Нюся и заместитель Васятка.
Передаю вам всем отцовский привет, желаю хорошего успеха в вашей жизни и учёбе. Смотрите, учитесь только на отлично. Коля, я вам сообщаю, что жив и здоров, живу хорошо.
Скажи маме и пошлите мою процедурную книжку из Горячего Ключа. Она должна быть дома или в вещах, которые я оставил в Абинской, и обязательно перешлите мне заказным письмом. Мне требуется для комиссии. Только обязательно перешлите заказным письмом, чтобы я получил.
Пишите ваши новости какие есть. Кто дома из ребят, как корова, как хозяйнуете?
Всё, до свидания. Крепко целую всех.
Мой адрес: действующая Красная армия. 163-я почтовая полевая станция. Заградбатальон, 2-я рота.
С приветом, ваш муж и отец.
19.02.1942 г.
Здравствуйте, незабвенная многоуважаемая жена Дуник и незабвенные ни на минуту дети Коля, Маруся, Нюся и хозяин Васятка.
Передаю вам по низкому чистосердечному поклону и желаю всего наилучшего в вашей жизни. Дуня, я вам сообщаю, что я жив и здоров, живу хорошо, нахожусь в Крыму. Как будет дальше, пока неизвестно, но, думаю, на днях будете поздравлять с победой. Крым должен быть очищен от фашистской своры и принадлежать только нам, т.е. советскому народу.
Дуник, смотри там, как дела со школой, а то, может, куда устрой Нюсю на работу, а также и Марусю. Беспокойся пораньше с пахотой, обращайся к Василию Сад. и Гладкому. Я писал им об этом. А также смотри за пчёлами, пусть у них будет чистенько, чего не знаешь, то обратись к Беспечному, но, чтобы всё было в порядке.
А основное, прошу тебя и всех вас, дети, пишите мне письма, я от вас ещё ни одного письма не получил.
Как вы живёте, получили ли пересланные мной 50 рублей, какую получаете помощь, где Коля? Если в армии, то напишите его адрес мне.
Найдите мне процедурную книжку из Горячего Ключа и перешлите заказным письмом.
Всё, до свидания. Крепко целую всех.
Мой адрес: действующая Красная армия. 163-я почтовая полевая станция. Заградбатальон, 2-я рота.
До свидания, ваш муж и отец.
21.02.1942 г.
Здравствуйте, многоуважаемая и незабвенная семья: жена Дуник и дети Коля, Маруся, Нюся и хозяин Васятка.
Передаю вам по низкому чистосердечному поклону и крепко вас целую. А также передайте привет сестрице Анисье, Коломийцевой Анастасие и её семье, Васе, Шуре и Аньке, старикам Монастырным и Овчаренко Наталии и её сыну, и дочке Вале, и всем моим знакомым.
Сообщаю, что я пока жив и здоров, чего и вам желаю.
Дуня! Не допускайте себя до полного упадка, а заранее обращайтесь за помощью куда следует. Сомневаться не нужно, а нужно обращаться в колхоз в кассу взаимопомощи, в райвоенкомат, в совет и так далее. Беспокойся заранее насчёт пахоты огорода, о коровках и не забывай пчёлок, жалей их, они дадут тебе пользу.
Смотри на счёт школы, может куда устроишь работать Нюсю или Марусю. Если нет дома Коли, то напиши, где он и его адрес. И пишите ему сами, пусть старается в армии держать себя в чистоте, а самое главное оружие – пусть не ленится, так должен держать себя боец РККА.
Дуня! Я остался в части один без станичников, председатель колхоза «Сталь» Шевченко уехал домой по болезни. Сходите к нему и узнаете все подробности, где я. Мельник Григорий ранен, но не знаю, где он: или в госпитале, или уже дома. Если получили моё письмо, напишите мне, дома ли Мельник и Шевченко? Получила ли ты деньги, которые я вам переслал, 50 рублей? И пишите обо всех новостях нашей станицы.
Я нахожусь в Крыму.
Пока всё, простите, что мало пишу. Мой адрес: действующая Красная армия. 163-я почтовая полевая станция. Заградбатальон, 2-я рота.
До свидания, детки, целую всех крепко, ваш отец.
До свидания, твой муж.
(Имена и фамилии в тексте могут быть искажены, так как местами написано неразборчиво).