Город после ужасной трагедии постепенно приходит в себя. Корреспонденты «Зорь» в минувшие выходные проехали по Крымску. На многих улицах уже нет мусора, дома вычищены. Большинство пострадавших получили компенсации. Тем не менее, помощь крымчанам продолжается. Остались дома, в которых уже нет людей, некоторые живут в пристройках, у соседей, родственников. Дома, признанные аварийными, не убирают: опасно, так как они в любой момент могут рухнуть.
По дороге в редакцию крымской газеты «Призыв» заехали на улицу Дзержинского, которая сильно пострадала. Встречая людей, предлагали вещи. Пожилая женщина из дома № 56 с радостью взяла халат, ночную сорочку, нижнее белье, полотенце. От постельного белья отказалась, его хватает.
— Нам много всего привозят: и белье, и продукты, мы не жалуемся. Всем спасибо. А вот как раз то, что я хотела: ночную и халат моего размера – за это большое спасибо.
Женщина ждет переселения, ее дом не годится для проживания. Подошли другие женщины, брали спортивные мужские трико, футболки, халаты, полотенца, многие спрашивают обувь.
В доме № 23 женщина, взяв некоторые вещи, пригласила нас во двор. Обложенный кирпичом, саманный домик, пластиковые окна, с виду все нормально. Но внутри стены обвалились. Дом признали непригодным для жилья.
— Только, только сделала ремонт, и вот что случилось, — сокрушается женщина. — Ламинат вздулся, обои отпали. Меня сын еле успел вытащить в окно.
Узнав, что мы из Северского района, она попросила поблагодарить две семьи из нашего района, которые ей помогали.
— Передайте, что Анна Федоровна Кулешова их очень благодарит. Две женщины и два мужчины шесть часов выгребали из дома грязь, отмывали кухню, в которой я сейчас живу. Я даже не знаю, как их зовут.
Затем проехали по улицам Веселой, Ворошилова. Много разрушенных домов. Все саманные домики пострадали и, конечно, непригодны для жилья. На многих домах таблички: «Дом идет под снос». В этом районе еще стоит неприятный запах. Улицы убирают солдаты, их много, а значит, работа пойдет быстрее.
По улице Ворошилова, 25, аварийный дом. Заходить в него нельзя. Но люди находятся во дворе, деваться все равно некуда. Последние вещи отдали им.
Затем мы поспешили к коллегам в редакцию «Призыва», передали специально приготовленные для них вещи. Там тоже пострадали шесть семей.
От редакции проехали в центр, где дежурят наши полицейские. Заместитель председателя общественного совета отдела МВД России по Северскому району Ольга Бондаренко расспросила милиционеров о работе в Крымске.
Старший сводного отряда полиции отдела МВД России Северского района Алексей Школа рассказал, что сотрудники ОМВД России по Северскому району 7 июля в 5 утра уже были в Крымске.
Полицейские сразу приступили к спасению людей на улицах Ленина, Советской, Таманской, Луначарского. Сотрудники ДПС Николай Скрынько и Роман Гомон в близлежащем районе нашли несколько КамАЗов, и на машинах спасали людей. Им помогали Евгений Киримов, Алексей Кондратюк, Сергей Лишута, Александр Мокрополов, Александр Хмель, а Петр Мыц и Андрей Малыгин спасали на лодках.
Василий Беренский, Дмитрий Терещенко, Евгений Харыбин, Ахмед Басте, Сергей Москаленко и Михаил Аразов принимали людей из лодок, так как не везде лодка могла подплыть к суше, и приходилось выносить пострадавших с достаточной глубины. Всего в зоне стихии северские полицейские спасли 23 человека, среди них 5 детей.
— На сегодняшний день в Крымске ежедневно работают 15 сотрудников ОМВД России по Северскому району, — говорит Алексей Школа. — Наши сотрудники охраняют общественный порядок в пунктах оказания гуманитарной помощи и горячего питания, проводят мероприятия по пресечению фактов мародерства (встречается и такое). Также оказывают помощь полиции Крымска, принимают заявления от жителей в Крымском ОМВД. Патрулируем улицы вместе с казаками. Также работают дознаватели, участковые — рассматривают материалы по фактам затопления.
Помощь оказывают и наши сотрудники ГИБДД.
— Мы фиксируем повреждения транспортных средств во время наводнения по заявлениям граждан, — говорит Алексей Кондратюк.
Едем в наш штаб. На улице Луначарского до сих пор выкачивают воду. Любови Лахно из дома № 47 по улице Луначарского пообещали квартиру в доме военных. Ее дом будет снесен, так как он вот-вот рухнет. А пока она ночует у сестры.
— Спим на одной кровати, поэтому раскладушка очень нужна, большое спасибо северскому штабу за заботу, — говорит она, принимая гуманитарную помощь. — Я живу одна. В два часа ночи проснулась от того, что мне приснился сон, будто дом в воде. Открываю глаза — воды по колено. Но я не растерялась, схватила документы. Дверь заблокировало, и я выскочила в окно. Долго мешкала, пока спасала свою собаку, но через забор выплыли. Если бы не сон, я бы утонула.
Десять тысяч я получила, а остальные деньги пока мне не нужны, новую мебель-то некуда девать.
В штабе Северского района как всегда многолюдно. С раннего утра работает кухня. Учителя, сотрудники соцзащиты, грузят очередную машину с помощью, в основном продукты, раскладушки.
Здесь же глава района Адам Джарим, Елена Поляшенко, Виолетта Лукьянова, Светлана Зубко, Роман Воронов, Наталья Сердюкова и многие другие сотрудники районной администрации. Люди подходят, пишут заявки, уходят.
— В общем люди довольны работой Северского штаба. Уже много благодарственных писем оставлены главе района, — говорит начальник информационно-аналитического отдела Евгения Минеева.
Проехав по улицам, отмечаем, что практически все работы выполнены. Улицы чистые.
— Не успеем мусор выставить, его уже нет, — говорят жители улицы Есенина. — Бесконечная благодарность жителям Северского района.
Заместитель начальника штаба Елена Александровна Поляшенко рассказывает о работе штаба.
— Мы работаем здесь с восьмого июля. Штаб организован 9-го. В первый день работали 250 человек. Ежедневно именно в штабе трудятся до 120 человек. Мы расчистили 146 домовладений, в которых проживают 500 граждан. В первую очередь оказываем помощь тем, кто закреплен за нашей территорией. Это более 60 пенсионеров, 30 инвалидов, 13 одиноко проживающих пенсионеров. Им ежедневно оказывали помощь — расчищали, убирали, мыли.
С 10 июля в штабе развернута полевая кухня. Завтрак, обед, ужин. Кормим население и тех, кто здесь работает, в том числе и солдат. За этим следит управление по развитию малого бизнеса и потребительской сферы.
Кроме этого ежедневно оказываем гуманитарную помощь. Ни один район не обеспечил людей так, как мы. Спасибо нашим предприятиям, жителям — мы собрали много гуманитарки. На каждого члена семьи выдали подушки, одеяла, матрацы, комплекты постельного белья, моющие, гигиенические средства, продукты питания, воду. На каждый дом выдали по одной-две раскладушки.
С 16 июля развернули работу по оказанию правовой помощи в получении выплат и пособий. Мы консультируем людей, отвечаем на вопросы, готовим вместе с пострадавшими документы, обследуем домовладения, ведем разъяснительную и информационную работу.
Штаб работает с 7 утра до 22 ночи. Также организовано круглосуточное дежурство. Ежедневно работают педагоги, волонтеры, медики, работники соцзащиты, финансового управления.
Также производим обход домовладений на наших улицах, опрашиваем всех жителей, оказываем помощь в вакцинации населения.
По дороге в Нижнебаканский проезжаем по улице Энтузиастов. Здесь люди получают гуманитарную помощь.
— К счастью, на нашей улице никто не пострадал, свинарник с пятью свиньями смыло, унесло туалет. Соседи спасались на крыше, но их смыло. Они зацепились за деревья. Потом их сняли, — говорит молодой мужчина, показывая свой дом, подворье, огород.
В огородах практически ничего не осталось. Но жители Крымска не отчаиваются, главное — остались живы.
В Нижнебаканском еще проходят работы по уборке и расчистке разрушенного. В центре в школе открыт пункт приема гуманитарной помощи, в библиотеке и других административных зданиях, находящихся рядом, наводят порядок. Вода здесь тоже натворила беды.
На улицах лежит то, что осталось от гуманитарной помощи. Некоторые вещи на гуманитарную помощь не очень похожи, особенно обувь. Явно, что такую старую и изношенную при всем желании не обуешь. Сейчас люди берут в основном продукты: картошку, лук, капусту и т.д.
Жители улицы Малыгина сетуют на то, что испорчена вся бытовая техника, в подвалах стоит вода.
— Всю мебель, которая была во дворе, уголок за которым обедали, холодильник унесло. Стиральная машина испортилась, а она нам так нужна, — говорит женщина с ребенком на руках. — Зато приплыл чей-то холодильник, но нерабочий.
На берегу реки Баканки по улице Комарова все размыто. Жители улицы показывают остатки моста через реку: его нужно восстанавливать.
По улице проходит ручей, мостик тоже смыло, военные кинули бетонную плиту, чтобы в промоину дети не свалились.
Рассказывают о том, что было.
— Началось все часов в 10 вечера. Мы уже тонули, а Крымск еще спал. Дождь был не похож на дождь. Это было что-то непонятное. Стена из воды. Ветер. Все это лилось потоком всю ночь, не переставая. «Ниву» нашу крутило по двору, как щепку.
На вопрос, оказывают ли помощь, люди ответили, что вещи, продукты привозили, помогали волонтеры из Москвы, Краснодара, поселка Черноморского.
Жительница улицы Пролетарской Зинаида Михайловна Перхун благодарна за помощь.
— Спасибо за своевременную помощь. Нам повезло, не так досталось, как другим. Но пострадали машина, забор.
Кстати, обратили внимание, на многих домах висят таблички: «Спасибо за помощь».
Приятно, что так или иначе люди упоминают жителей Северского района. Мы знаем, что многие жители нашего района сами собирали вещи и развозили по домам Крымска и окрестных селений. Многие помогали очищать завалы, сами приезжали волонтерами.
Ольга Зорина.
Фото Геннадия Шкилёва.