В состав делегации Краснодарского края вошёл глава Северского района Адам Джарим.
– Адам Шахметович, что представляли Россия и Кубань в частности на «Зелёной неделе»?
– В рамках страны – это новейшие технологии и научные достижения в области сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, мясомолочная и плодоовощная продукция, пищевые добавки, ингредиенты, морепродукты и рыбные деликатесы, кондитерские изделия, консервы, безалкогольные напитки, изделия народно-художественных промыслов.
Что же касается Кубани, то в Германию приехали 38 кубанских предприятий, которые представили 13 тонн лучшей продукции, которая только есть на Кубани. Это всевозможные продукты из молока, мяса, овощи, крупы, рыбные деликатесы, кондитерские изделия, консервы, алкогольные и безалкогольные напитки, изделия народно-художественных промыслов. О повышенном интересе к выставке Краснодарского края говорит тот факт, что нашу экспозицию посетила министр сельского хозяйства России Елена Скрынник. Она попробовала блюда из кубанского риса и вина Кубани, которые регулярно становятся призерами международных выставок. Наша выставка отличалась от экспозиций других регионов и тем, что была пропитана истинным казачьим колоритом, несколько дней возле наших стендов выступал ансамбль «Казачья вольница», с творчеством которого знакомы и жители Северского района.
Не менее внушительно были представлены и инвестиционные проекты АПК. Их было 183 на общую стоимость 54 миллиарда рублей. Самыми масштабными проектами стали строительство в Армавире комплекса по выращиванию, обработке, упаковке и хранению овощей, возведения в Брюховецком районе тепличного комплекса по выращиванию овощей с консервным производством, проект размещения в Кущевском районе завода по переработке сахарной свеклы, в Красноармейском районе – комплекса по переработке рисовой лузги, в Павловском – птицефермы.
– Что впечатлило больше всего?
– Многое. Например, своеобразное гастрономическое путешествие по миру, которое предложили организаторы «Зелёной недели». Более ста тысяч деликатесов со всего мира, а ещё традиционные блюда и напитки со всего земного шара – это и впечатляет, и удивляет. В одном из павильонов свои национальные кушанья представили и российские регионы. Это и традиционные тульские пряники, и наши кубанские вина, строганина, оленина с Ямала, мед ликеро-водочная продукция из Башкирии. Но с этим мы как-то знакомы. А вот кулинарные изыски из Пакистана, такие как очень сладкий сорт мандарина, мясо антилопы на шампурах из Руанды, вяленые кусочки мяса канадского бизона, вина из Аргентины, различные комбинации иранской травы, какао-бобы в шоколадной глазури из Мадагаскара, смеси чая с оригинальными индийскими травами и ливанские блюда из теста – такое не каждый день увидишь.
Наши украинские соседи представляли типичные украинские, но хорошо знакомые и нам борщ и пельмени с чесноком, которые пользовались большим успехом и удивляли европейцев, для которых такая кухня – экзотика.
В этом году у «Зелёной недели» была особенность: вся выставка разбита на своеобразные туры, которые облегчали передвижение по территории в зависимости от интересов: международный, немецкий, рыночный (отрасли сельского хозяйства), животный, садовый, маршрут для школьных классов, исследовательский, семейный, деревенский, шоу-тур – культурные мероприятия шли на 20 сценах выставки.
– Правда ли, что самая большая часть российской экспозиции была отведена Кубани?
— Да, это действительно так. Общая площадь российской экспозиции – шесть тысяч квадратных метров, шестая часть – тысяча квадратов были отведены нам. Для Кубани участие в выставке очень важно. Таким образом к краю привлекается внимание иностранных инвесторов, продукция наших производителей продвигается на зарубежные рынки, расширяются деловые связи предприятий агропромышленного комплекса с иностранными партнёрами.
– Что было интереснее всего для вас, как руководителя?
– Наверное, раздел «Фермерский опыт». В нашем районе предстоит очень многое сделать для восстановления сельского хозяйства, а потому мне было интересно, как и на чём строится этот опыт за рубежом. Этот раздел для «Зелёной недели» традиционный. В этот раз 50 участников раздела представляли легкие для понимания и прозрачные примеры, объясняющие всю цепочку сельскохозяйственного производства. Упор был сделан на диалоге между производителями продуктов питания, возобновляемых источников энергии и сырья, с одной стороны, и потребителями с другой. А лозунгом «Фермерского опыта» 2012 стало изречение «Движение в сторону экологически ориентированного роста», в рамках которого и работали его участники.
– Что входило в деловую программу?
– Программа была насыщенной. Это и симпозиумы, и семинары, и форумы, и заседания комитетов. В них участвовали очень интересные люди – эксперты отрасли, топ-менеджеры коммерческих организаций и руководство органов управления сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Программа форумов строилась по отдельным направлениям, например, по животноводству, промышленным достижениям в развитии садовых и овощных культур, энергосберегающим технологиям в оборудовании основных направлений отрасли.
– На выставке было много посетителей?
– Эта выставка пользуется очень большой популярностью в Европе. Организаторы говорили, что в этом году «Зелёную неделю» посетили более 400 000 человек. Чтобы обойти все стенды, нужно было пройти около восьми километров, а чтобы осмотреть все и получить полную информацию, нужно было бы провести на выставке не менее трёх дней.
– Можно ли сравнивать «Зелёную неделю» и «Кубанскую ярмарку», которая была задумана по её образу?
– Сравнивать, конечно, можно. Но нужно помнить о том, что выставка в Германии – это опыт многих десятилетий, а наша «Ярмарка» проходила впервые. Но, думаю, что «Кубанская ярмарка» – это интереснее в том плане, что у нас много работы в этом направлении, а значит много новых идей, открытий, предложений, много новых проектов и путей их осуществления. «Зелёная неделя» по-немецки стабильна, дорожка уже накатана, у нас же – всё впереди. А претворять в жизнь что-то новое – всегда здорово, да и равняться есть на кого.