«Выжига» из интеллигентной семьи
Инесса родилась в Ессентуках летом 1941 года в семье врача и военного лётчика. Девчушке было всего четыре года, когда папа трагически погиб над Японским морем. С детства отцовской заботой её окружал дедушка. А бабушка обучала всем женским штучкам, которым сама научилась в институте благородных девиц. Особенно запомнилось, как Сусанна Семёновна вслух читала внучке «французские» страницы «Войны и мира», тут же переводя их на русский язык.
Когда война закончилась и бывшие госпитали снова стали «санаториями на водах», мама Инессы из хирурга переучилась на стоматолога. Попытавшись однажды вырвать зубы кошке, маленькая Инна поняла, что стоматологом она точно не будет, а вот врачом можно попробовать. Впрочем, другой вариант будущей профессии для Инессы семья даже не рассматривала, ведь в их роду было немало достойных медиков и хотелось продолжить эту славную традицию. Правда, примерным поведением в детстве Инна не отличалась, за что во дворе получила прозвище «выжига».
Окончив школу с серебряной медалью, Инесса поступила в Ставропольский мединститут на лечебный факультет.
Студенческие годы проходили бурно и весело. Одним словом, общага! Первые четыре курса Инесса училась на отлично и получала повышенную стипендию — целых 33 рубля 50 копеек (обычная была чуть меньше — 28 рублей). На койко-место в общежитии, капрон и модные наряды хватало. А если не хватало, то студенты поголовно шли в платные доноры или же подрабатывали санитарами в больницах. Тогда никто этого не стеснялся, не было деления на бедных и богатых.
На третьем курсе громом среди ясного неба стала смерть мамы. Ректор института, её однокурсник, предложил Инессе взять академический отпуск, чтобы пережить трагедию без ущерба для сессии, которая на тот момент уже была на носу. Полгода академа оказались очень непростыми, но девушка справилась и вернулась к учёбе.
На последнем курсе Инессу вызвали в деканат и сказали, что для красного диплома нужно пересдать всего два экзамена. А она взяла и отказалась: «Какая разница, красный или синий? Главное, чтоб я людей хорошо лечила».
После выпускного Инессу вместе с двумя её подругами должны были отправить на Алтай — преподавать в Барнаульском медучилище. Шанс, который даётся не каждому. Но воспользоваться им девушке так и не удалось — вышла замуж.
С милым рай и в… калмыкском совхозе
Супруги Заиченко до сих пор уверены, что в тот летний день в 1965 году их свела сама судьба. А как ещё объяснить, что Инесса с подругой пришли именно на ту танцплощадку в Ессентуках, которую обычно обходили стороной. Там встретили старого знакомого Толика. Разговорились, он спросил номер телефона, чтобы как-нибудь погулять всем вместе. Диктуя цифры, Инесса заметила, что номер записывает не Толик, а парень, стоявший рядом с ним, Николай. Как оказалось, они вместе приехали сюда на Всесоюзные соревнования институтов играть в футбол за свой Ставропольский сельхоз. Любви с первого взгляда как-то не произошло, и девушки с кавалерами быстренько распрощались.
На следующее утро — звонок от Коли: «Привет! Покажешь мне Ессентуки?». Инесса согласилась, скорее от нечего делать в тот выходной день. Потом было ещё несколько дружеских встреч. Впрочем, пока она считала это просто дружбой, он уже давно для себя решил: «Будет моей женой!».
А потом Инесса получила от института двухнедельную путёвку в Лазаревское и на отдыхе у моря про футболиста Николая вовсе позабыла.
Едва началась учёба в институте, как на пороге их женского общежития нарисовался Коля с букетом цветов и билетами в кино. Инесса смекнула, что это уже совсем не дружеский жест, но к ухаживаниям продолжала относиться снисходительно. Будучи девушкой яркой и общительной, она всегда купалась в мужском внимании. Обоим было по 24 года — возраст по тем временам ещё не свадебный, как говорится, гуляй не хочу.
…Встречались год. И, как признаётся сейчас сама Инесса, жених «взял» её своими красивыми ухаживаниями. Никогда не приходил на свидания с пустыми руками, всегда с цветами или сладостями. Денег у бедного студента, естественно, не было, поэтому цветы он просто воровал на городских клумбах. Когда Инесса сообщила, что сдала последний экзамен, Николай явился с таким огромным букетом красно-жёлтых роз, что вся общага сбежалась посмотреть на эту роскошь. «Коля, где ты взял столько роз? Это же дорого!» — ахнула тогда Инесса. А он лишь пожал плечами: «Площадь Ленина большая…». Оказывается, вместе с товарищами накануне ночью они «обчистили» самую главную городскую клумбу. Хорошо, что в те времена не было камер видеонаблюдения, а то бы точно в милицию попали.
Когда Николай приехал знакомиться с семьёй невесты, его ждал не очень приятный сюрприз в лице бабушки Сусанны, которая невзлюбила ухажёра буквально с порога. Она была слишком хорошо воспитана, чтобы заявить ему об этом прямо, поэтому деликатно намекнула внучке: «Инна, руби дерево по себе». Вот только Инна, уже по уши влюблённая, заявила, что от любви своей не откажется, собрала чемодан и поехала с женихом к нему на родину — в Калмыкию.
Там, в селе Кара-Тюбе влюблённые сыграли скромную свадьбу, обменялись тонюсенькими золотыми колечками и начали строить семью.
Пока Николай доучивался в Ставрополе на ветеринара, Инесса возглавила местную больницу. Это был совхоз с пятью тысячами человек населения, но совхоз-миллионер, где были и гостиница, и кинотеатр, и большой парк.
Там же у супругов Заиченко родился сын Игорь. А спустя пять лет им выпал шанс переехать в Ессентуки, где знакомые нашли им хорошую работу, а там и квартиру пообещали «выбить». Но и этим шансом воспользоваться не удалось — переехали в станицу Северскую.
Гладко-сладко всю жизнь не бывает
Супруги уже начали паковать чемоданы в Ессентуки, как пришло печальное известие — скончался Колин дядя из Северской. После похорон братья предложили Николаю пере-ехать с семьёй на Кубань. Будешь, мол, ветеринаром, Инну врачом устроим, уже и квартира вам есть. Раздумывать было некогда, и они рискнули.
В северской больнице Инесса работала сначала терапевтом, а в 1976 году главврач предложил возглавить новое в районе отделение по переливанию крови. Получилось! Потом были годы работы начмедом, заведующей отделением скорой помощи, а с 2013 года и по сей день Инесса Павловна — районный врач-трансфузиолог. Её общий медицинский стаж составляет 53 года.
Николай работал ветеринаром, затем директором ветлаборатории, а потом ушёл на пенсию. Сейчас он отдыхает, ездит на рыбалку — это его любимое увлечение с самой молодости. Кстати, именно рыбалка в своё время подарила супругам Заиченко надёжных друзей, с которыми они близки до сих пор. Как они сами говорят: «Тогда мы были компанией, а теперь — команда!».
Игорь не пошёл по стопам родителей и связал свою жизнь с техникой. У него растёт дочь Катюша, в сентябре она идёт в 1 класс. Уже сейчас девочка активно интересуется медициной, а бабушка Инесса мечтает, чтобы хоть Катя стала врачом и продолжила их династию.
В августе супруги отпраздновали золотую свадьбу. Казалось бы, такие разные, а уже полвека самые близкие друг другу люди. Но прежде чем стать одним целым, пережили немало лет той самой «притирки». Особенно сложно это давалось Инессе, обладающей более импульсивным характером, чем у размеренного мужа. «Коля, ну что ты как замедленная киносъёмка!» — бывало, высказывала она по молодости. А муж поднимал на неё глаза и спокойно так говорил: «Инна, ты чем занималась? Картошку жарила? Вот иди, продолжай жарить». А если она и после этого не успокаивалась, то он молча шёл в сарай или на стройку дома. Своими руками за 10 лет они построили просторный и уютный дом.
— Это самое умение обходить острые углы, наверно, и помогало нам в семейной жизни, — говорит Инесса Павловна. — Не бывает, чтоб всегда гладко-сладко, хотя бы потому, что муж и жена — это два совершенно разных человека, каждый со своими привычками. С моим мужем даже поругаться невозможно, настолько он невозмутимый. А может, именно за это я его и полюбила!
Яна БОГАТЫРЁВА.
Фото из семейного альбома супругов Заиченко.