Общество

Любимая женщина механика Рябова


Комсорг и хулиганка

Ольга родилась на хуторе Кипячем. А когда ей было всего восемь месяцев, мама снова забеременела, и бабушка с дедушкой забрали девочку к себе на воспитание в Черноморский. Во внучке души не чаяли настолько, что она прожила у них целых 11 лет. За это время родились ещё три сестры, и на хутор, к «своим», Оля ездила только по выходным. Лишь в четвёртом классе, когда родители переехали в посёлок Ильский, она решила, что хочет жить с ними.

После «продвинутого» Черноморского, где были бассейн, асфальт и уроки балета, Ильский показался девочке совсем захолустным. Первый день в новой школе запомнился тем, что балакали абсолютно все одноклассники. Вскоре кубанское «гэ» зазвучало и у Ольги — поняла, что надо соответствовать большинству.

В школе была активисткой. Училась без троек, но пай-девочкой никогда не слыла. Однажды они всем классом курили «Приму», это был первый и последний раз, когда Оля держала в руках сигарету. Но если этот случай она вспоминает с улыбкой, то за эпизод на выпускном вечере стыдно до сих пор. Ей как активистке и комсоргу поручили произнести прощальную речь и подарить директору школы букет. Тогда у школьников не принято было покупать цветы, они их втихаря срывали с клумб. И вот, накануне выпускного одноклассники сообщили Оле, мол, видели красивые цветы, штакетник там низкий, нарвём, никто и не заметит. Вечером они туда отправились. Ольга стояла на стрёме, пока мальчишки обчищали клумбу. Увидев, что в окошке загорелся свет, воришки скрылись с места преступления.

И вот он, выпускной. Девушка торжественно вручает цветы директору, а он наклоняется и вполголоса говорит: «Ольга, я тебя всегда ценил как ученицу, но отдельное спасибо за цветы из моего же палисадника!» Покраснев до кончиков ушей, Оля убежала со сцены. Потом всем классом ходили к Илье Петровичу извиняться.

После школы Ольга поступала в пединститут, но экзамен провалила и отправилась в райком, где ей дали направление на работу пионервожатой в афипскую школу № 4.

Футболисты предпочитают блондинок

Ещё в 10 классе Ольга с подружками частенько ходила на ильский стадион смотреть на футболистов. Один из них особенно выделялся — высокий, широкоплечий брюнет с карими глазами Вася Рябов. Девушка любовалась им издали, но первых шагов не предпринимала. Однажды они всем классом пришли на вокзал провожать друга. Там, на перроне, она снова увидела красавца-футболиста и подумала, что он тоже куда-то уезжает. Но спросить напрямую постеснялась. А вскоре она встретила его на танцах. Тут уже поняла: надо действовать. Спросила, давно ли вернулся… Он удивлённо вскинул брови: а я и не уезжал. Так и познакомились, и в тот же вечер Вася пошёл её провожать.

А утром Ольга уехала в Афипский, где работала и снимала квартиру. Василий об этом не знал и очень удивился, когда пришёл на следующий день и услышал, что Оля по этому адресу не проживает. Всю неделю донимал друзей расспросами, кто эта симпатичная блондинка и где, собственно, она сейчас? А потом подкараулил её на автобусной остановке, и с фразы «Как же долго я тебя искал!» начались их отношения.

Через год Ольга провожала Василия в армию уже в качестве официальной невесты. На проводах познакомились и их родители. Жених служил в Германии, домой вернулся в звании ефрейтора и на следующий же день пришёл свататься. Заявление подали 1 апреля, а уже 22-го поженились. Свадьбу тогда принято было играть на два двора, благо жили недалеко друг от друга. Гуляли весело и шумно несколько дней. В семью Рябовых молодая невестка вошла со спокойной душой. Отношения с родителями мужа были прекрасными. Со свекровью они были как подруги, а свёкор не раз говорил Василию: «Не был бы ты моим сыном, я бы Ольгу у тебя отбил!»

Четверть века «под погонами»

Через год после свадьбы родилась Елена, а ещё через пять — Александр. Ольга училась на третьем курсе филфака КубГУ, когда Саша сильно заболел. Из-за частых прогулов и «академов» студентку Рябову вежливо попросили покинуть вуз. А тут как раз в поссовете предложили работу в детской комнате милиции. Ольга согласилась не раздумывая, тем более график вечерний, а в это время как раз муж домой возвращается. В 1978 году трудолюбивую и ответственную Ольгу приметил начальник районного паспортного стола Владимир Сиренко и предложил ей работу старшим инспектором. Ольга сначала согласилась, потом, посоветовавшись с мужем, отказалась, а проведя ночь в раздумьях, решила: пойду, попробую. И осталась в органах на целых 26 лет, дослужившись до майора.

Поначалу было тяжело, но коллектив сразу принял новенькую, всячески помогал и поддерживал.

— Мы были одной семьёй, запросто подменяли друг друга, положиться можно было абсолютно на каждого, — вспоминает Ольга Рябова. — Искренне желаю каждому такого коллектива, какой был у нас.

Новую профессию она полюбила сразу. Когда училась в краснодарской школе милиции, однокурсники шептались, мол, Рябовой пятёрки ставят за красивые глаза. А ведь пока они гуляли по танцпощадкам, она читала Уголовный кодекс, как любовные романы — взахлёб. Понимала, что в её работе закон — это первое, что нужно знать, и последующие 26 лет она не отходила от него ни на шаг.

Единственный минус для любой женщины в погонах — это катастрофический дефицит свободного времени. Домой возвращалась поздно, когда дети уже спали. Но она их поднимала и проверяла уроки. Муж, конечно, пытался следить за успеваемостью в школе, но мамин авторитет дома был неприкасаем. Это не значит, что дети её боялись, скорее уважали.

Принципа «Как я сказала, так и будем делать» Ольга Дмитриевна придерживалась и на работе. Коллеги понимали, что спорить с Рябовой бесполезно, потому что всё равно выходило так, как она говорила.

На службе она всегда была при макияже, на высоких каблучках. Порой, если не успевала собраться дома, красилась прямо в машине. Это на руководящей должности ей дали служебный автомобиль, а до этого она добиралась в Северскую на попутках. С этим связан один забавный случай. В их доме жил сосед, который старательно записывал в блокнотик номера машин, на которых приезжала и уезжала Ольга, и регулярно показывал эти записи её мужу. А потом и вовсе написал письмо министру внутренних дел, мол, лейтенант Рябова совсем деловая стала, на разных машинах разъезжает. Ответ из Москвы пришёл на два адреса — соседу и на райотдел. В письме было написано, что сотрудник милиции имеет право пользоваться в служебных целях любым транспортом кроме такси бесплатно. Ниже следовало: «А если она ещё и симпатичная, то пешком ходить не должна!» Читая, хохотали всем отделом, а сосед после этого успокоился.

Уметь прощать — это так важно!

В 2004 году супруги вышли на пенсию. Правда Ольге Дмитриевне рапорт подписали далеко не с первого раза — не хотел её отпускать начальник милиции. После выхода на пенсию ещё несколько лет ей снились форма, коллеги, планёрка: «Рябова, где ваши преступления?» Были предложения вернуться на службу, отказывалась, наслаждалась свободой.

Ни Ольга, ни Василий сидеть сложа руки не захотели даже на пенсии. Поэтому он продолжил работу в НГДУ, позже устроился охранником, а она несколько летних сезонов провела на базе отдыха в Дивноморском, где была и комендантом, и уборщицей, и поваром. Вместе с внуками пережила страшное наводнение в 2012 году.

К слову, внуков у Рябовых уже четверо: Кристина, Антон, Оля, Давид и правнучка Алиса. Дети выросли хорошими людьми. Елена выбрала рабочую специальность, Александр — ведущий специалист по тендерам в «Лукойле». Давид унаследовал от папы и деда страсть к футболу и уже подаёт большие надежды.

После серьёзной операции на руке врач настоял, чтобы Ольга Дмитриевна как можно чаще вязала. А ведь она до этого ни крючка, ни спиц в руках сроду не держала. Но надо — значит надо. Так вязание стало для неё любимым хобби. Сейчас вяжет абсолютно всё — от салфеток до кардиганов и покрывал.

Дом, в котором Рябовы прожили почти всю свою жизнь, признали аварийным, и с 2011 года они начали собирать документы на переселение. А в 2014-м уже переехали на новый адрес. Супруги до сих пор не верят, что, как в советские времена, получили от государства новую, просторную квартиру.

Единственное, что огорчает, так это то, что друзей после ухода Ольги со службы стало значительно меньше. Зато те, что остались, — самые верные и дорогие. А про остальных она говорит: «Таких друзей — в музей!»

45 лет брака — срок солидный. Но Василий Яковлевич жену по-прежнему горячо любит, заботится о ней и балует цветами. Каждый год они обязательно отмечают день своего знакомства — 24 августа. А ведь по молодости чего только не пришлось пережить, неделями не разговаривали, но о разводе даже не думали. А сейчас, бывает, повздорят, но тут же мирятся: какой уже смысл в молчанку играть…

— Идеальных семей не бывает, — говорит Ольга Дмитриевна. — Наш брак держится на доверии и умении прощать. Это самое главное, если действительно хотите сохранить семью.

Яна БОГАТЫРЁВА.

Фото из семейного альбома Рябовых.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту