Общество

Максим Белов: Главное — сохранять мир в своей душе. Ответы, ч. 2

Мы продолжаем публиковать ответы на вопросы читателей в рамках прямой линии с благочинным Северского района, настоятелем храма Спиридона Тримифунтского Максимом Беловым.

Валентина, ст.Смоленская:

Один хороший знакомый умер недавно. Можно ли за него молиться, читать псалтирь, если он был некрещёным, говорил, что был язычником, а также можно ли говорить «царство небесное», заказывать молебен тем, кто закончил жизнь самоубийством?

Что касается вашей личной, домашней молитвы, то здесь ограничений нет. Мы молимся Богу о людях, которые нам дороги, о живущих или уже отошедших в мир иной, и запретить это нам никто не может. Что касается церковного поминания на литургии, совершения панихид и пр., то делать это нецелесообразно. Если умерший человек не был крещён (т.е. не был частью Церкви) или открыто выступал против Церкви, нелогично, чтобы Церковь о нём возносила молитвы, хотя бы потому, что он сам этого не желал.

Что касается молитв о человеке, совершившем самоубийство, то тут всё ещё сложнее. Человек, который закончил жизнь самоубийством, сознательно лишил себя надежды на спасение, показал, что жизнь ему не нужна. Жизнь — это дар Божий. Человек не по своей воле пришёл в этот мир, не по своей воле он и уходит из него. Испить чашу нашей жизни мы должны до дна. Проживая нашу временную жизнь, счастливые моменты или тяготы, человек порой незаметно для самого себя изменяется. Совершая свой нравственный выбор в течение жизни, сопротивляясь тому, что её губит, мы самой своей жизнью отвечаем на вопрос — достойны ли мы спасения, этого небесного царства жизни вечной? И совсем другое — когда человек себя убивает потому, что у него что-то не сложилось так, как он этого хотел, что его жизнь не такая, как он ожидал. Тем самым он отвергает дар жизни, совершенно обесценивает его. Он сознательно лишает себя всякой надежды на спасение. Это  осознанный выбор человека, который, увы, лишает его всякой возможности исправить свою ошибку.

Отсюда вопрос — чего вы хотите достичь молитвой о таком человеке?  Церковь не совершает поминовения людей, совершивших самоубийство, так как они осознанно отвергли Божий дар жизни. 

Виктория Середа:

Мне бабушка всегда говорила, что храма на костях не может быть. Он может быть рядом. В Афипском не могу посещать храм, потому что он стоит в парке — там, где во время войны были могилы и окопы. Когда хожу по парку, становится жутко. Как быть? Нельзя ли было построить храм в другом месте?

Увы, ваша бабушка не права. Первые литургии христиан совершались в том числе и в римских катакомбах, на надгробиях мучеников за веру. В память об этом и сейчас при освящении храма под престол кладут мощи святых мучеников, а на самом престоле лежит антиминс — плат со вшитой в него частицей мощей.

В нашей истории очень часто храмы строились на местах значимых сражений, в которых погибло очень много христиан, то есть именно «на костях». Делалось это для совершения христианского поминовения этих людей. Быть погребенным в ограде храма всегда считалось особой честью, поэтому вокруг храмов так часто образовывались кладбища. Случалось, что особо значимых людей хоронили в самих храмах. Например, в крипте (подвалах) Свято-Екатерининского кафедрального собора в Краснодаре есть много захоронений жителей города, участвовавших в постройке этого храма.

Во время богослужений в храме всегда возносится молитвенное прошение о «зде лежащих и повсюду христианах православных», т.е. и о похороненных на этом самом месте. Поэтому вполне уместно на месте сражений Великой Отечественной войны построить храм, где будет совершаться молитвенное поминовение погибших и похороненных в этой земле людей.

Татьяна П., ст. Северская:

Как пообщаться с батюшкой лично, если некоторые прихожане не дают к нему и подойти?

Наверняка батюшка даже не знает о вашем желании к нему подойти. Вам следует проявить чуть больше настойчивости. Но в конфликт с прихожанами вступать не стоить, нужно спокойно спросить, как и когда можно пообщаться со священником, или дождаться окончания богослужения и подойти к батюшке. К тому же, в каждом храме на стенде с информацией указан телефон священника, можно позвонить ему и договориться о встрече.

Ксения Разумова, п. Ильский:

Мама говорит, что нельзя выполнять тяжёлую работу по воскресеньям и в большие православные праздники. Так ли это?

В Священном Писании есть заповедь о том, что Господь повелел человеку шесть дней трудиться, а седьмой — посвятить Богу. Исполняя эту заповедь, мы стараемся отложить наши повседневные дела в воскресные дни и дни церковных праздников. Но главный смысл не в том, чтобы просто не работать в эти дни, а в том, чтобы посвятить это время своей духовной жизни. Очень желательно в эти дни быть в храме на богослужении. Если у вас не получается полностью посвятить день Богу, то сходите хотя бы утром на литургию и возьмите благословение на выполнение работы в оставшуюся часть дня.

Татьяна, ст.Азовская:

В одной из поездок по России знакомая хотела покаяться в своих абортах. На что батюшка сказал: «Нет тебе прощенья». После этого у неё пропало желание ходить в церковь.

Сложно оценивать действия другого священника, но все мы знаем, что Господь милостив и нет такого греха, который бы он не мог простить. Но когда мы говорим о покаянии в таком тяжёлом грехе, как убийстве своего нарождённого ребёнка, к этому нужно относиться очень серьёзно. Совершение столь тяжёлого греха свидетельствует о нашем легкомыслии, о неверном понимании жизни и её главных ценностей и приоритетов. Покаяние в этом случае должно привести нас к переосмыслению очень многих вещей и в первую очередь самого себя.

Да, Господь может простить любой грех, но это происходит не автоматически. От нас требуется деятельное покаяние — не просто признание совершившегося в нашей жизни факта, но полное изменение себя. Сама мысль о грехе должна стать чуждой и неприемлемой для человека. А это, как и всё в жизни, достигается долгим и упорным трудом.

Не осуждайте неверно выразившегося священника. Придите в храм и спросите себя: «Почему я позволила себе тогда так поступить? Что в моей душе позволило мне принять такое решение? Есть ли это во мне сейчас? Откуда это во мне и хочу ли я от этого избавиться?» Размышления об этом и ваша сердечная молитва помогут измениться и принести искренне покаяние Богу. Главное — не отчаивайтесь в своём спасении.

Анастасия, ст. Северская:

Можно ли в тяжёлые минуты обращаться к умершим родственникам, или только к святым и Богу?

Я бы предостерёг от такого потребительского отношения к умершим родственникам. Потому что в тяжёлых ситуациях нужно, прежде всего, обращаться к Богу, понимая, что только Он есть истинный помощник. Да, мы часто обращаемся с молитвой и к святым, прося у них помощи и содействия в нашей жизни. Но при таком обращении мы всегда должны понимать, что просим святых быть как бы помощниками, сомолитвенниками в нашем обращении к Богу, т.к. своей святой жизнью они доказали свою близость к Творцу.

Наши умершие родственники могут быть нами любимы и, конечно же, дороги нам. Но мы видели их жизнь, их поступки, и вряд ли можно сказать, что все они жили святой жизнью и столь же близки к Богу, как прославленные Церковью  святые. Поэтому, скорее, наши родственники нуждаются в наших  молитвах, а не мы в их помощи.

Марина Иванова, ст. Северская:

Чтобы избавить домашнее животное от страданий, его усыпляют. В обществе к этому относятся по-разному. А как церковь относится к этому?

Человек как последнее и высшее творенье Божье был призван управлять сотворённым миром, в том числе и живыми существами, которые были ему вверены Творцом. Мы пользуемся этой властью, в том числе и употребляя окружающее нас на пользу себе. Если мы голодны, мы вполне можем съесть курицу или яблоко, никого не спрашивая и ни испытывая угрызений совести.

Человек вправе принимать решение — усыпить больное животное или же оставить его умирать своей смертью. Однако следует помнить, что любое право рождает ответственность. В данном случае мы несём ответственность перед Творцом за то, как мы заботимся о Его творении. Беспечное отношение к живому существу, будь то кошка или даже лист дерева, повредит не только животному, но и в первую очередь душе самого человека. Не стоит усыплять собаку или кошку только потому, что она вам надоела или вам лень её лечить.

Мы призваны заботиться о Божьем творении, бережно сохраняя тот мир, который Он нам дал.

Ольга П., п. Ильский:

А если люди не венчаны, но расписаны в ЗАГСе, и один изменяет. Это смертный грех, прелюбодеяние?

Конечно, измена супругу — это прелюбодеяние, которое является смертным грехом. И здесь нет разницы, живут супруге в венчанном браке или нет. Измена, появление третьего в брачном союзе оскверняет Богом установленную форму отношений человека: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).

Вероника Лунёва:

Кот сильно заболел. И было непонятно, выживет ли он. И мне очень хотелось попросить Господа сохранить ему жизнь. Не грех ли это?

Нет, конечно же, не грех. Господь заботится о всяком своём творении, о каждой живой душе. Поэтому и мы так же заботимся о братьях наших меньших и призываем помощь Божью в этих наших трудах. Мы знаем о святых, по молитвам которых получали исцеления не только люди, но и домашние животные.

Только, молясь Богу о здоровье своего питомца, не следует забывать прежде молиться и о себе самом, своих родных и близких. Если мы молимся о здоровье кота, но при этом небрежно относимся к своим родителям или враждуем с ближними — вряд ли Господь услышит наши молитвы.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту