Общество

Маршрут семьи Александровых

Семья – это, конечно, больше, чем туризм, но её судьбу всегда определяют правильно выбранные маршруты

Мы с Жанной сидим в маленьком кабинете школы искусств посёлка Черноморского, где она преподаёт гитару. Жанна Александрова – красавица, многодетная мама – рассказывает  о своей семье, о воспитании детей, о семейных традициях и о себе. Минуту назад в фойе возле неё стояли два мальчугана, которым она тихо и чётко что-то объясняла, и они, внимательно выслушав, кивнули и вышли на улицу. Оказалось – это её младшие сыновья.

– Четверо детей у нас. Все четверо очень желанные. И внуку уже годик. Мы с мужем оба инструкторы по горному туризму, в горах сошлись, исходили весь Кавказ, Приэльбрусье, Эльбрус, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию – довольно серьёзные маршруты за плечами. И это ценность нашей жизни, – начала свой рассказ Жанна.

Она родом из этого посёлка, её родители работали в нефтяной отрасли. При Центре творчества в Черноморском раньше была секция спортивного туризма, и Жанна, работая там, водила в походы трудных подростков. В  походах на первом месте стоял труд, это был самый важный элемент воспитания.

– Так я привыкла жить ещё до рождения своих детей: труд, преодоление трудностей – и все равны, взрослые и дети выполняют одну и ту же задачу, вместе учимся – вместе радуемся победам.

В этот жизненный уклад почти сразу после рождения «прописался» старший сын Максим, а за ним и остальные дети.

Первая и вторая традиции семьи

Сейчас в походы разрешается водить ребят, только если с ними идут и их родители. Понятно, что у большинства мам и пап для этого нет возможности или желания. Но в жизни Александровых походы остались как важная часть воспитания детей и единения семьи.

– У нас семейная традиция на 1 января – не садиться за праздничный стол, а отправляться семьёй в Лагонаки, там мы и встречаем Новый год.

Известный всем туристам, ещё с советских времён, всесоюзный тридцатый маршрут «Через горы к морю» проходит по Северо-Западному Кавказу, 68 километров. Этот маршрут Александровы прошли недавно со своими младшими детьми за восемь дней.

– Начинается он на плато Лагонаки. Красота необыкновенная! Заходили и на адыгское озеро Хуко, там поля голубики… Вот это то, чем мы бредим.

А ещё в доме у Александровых не прижились телевизор и компьютер. С ними досуг не скрасишь, считают супруги Жанна и Остап.

– Мы очень много читаем, книги у нас в семье любят все, – поясняет мама. – Каждый вечер я читаю младшим детям. И никто не может эту традицию прервать, даже гости.

Тут нужно добавить, что Жанна окончила в своё время колледж культуры. А ещё у неё диплом учителя начальных классов.

– Есть у нас и кулинарные традиции. Сын разжигает тандыр – и мужчины готовят плов, лобио, лепёшки. Хлеб в нашей семье только свой, сами замешиваем, печём.

Старшие дети

У Жанны до Остапа был первый опыт семейной жизни, о котором она сказала так:

– Есть с чем сравнить и ещё больше ценить то, что есть сейчас. Первого мужа не интересовали ни горы, ни спорт, старших детей я водила в походы сама…

Максим и Даша в школе учились хорошо, занимались в музыкальной школе, ориентированием и, конечно, ходили в походы.

Старший сын Максим – защитник, отец с музыкой в сердце

Максим к десяти годам уже поднимался на высоту четыре тысячи метров. Сейчас ему двадцать. В армии он принял осознанное решение подписать контракт и уже два года участвует в спецоперации. В самом начале службы его отправили в Беслан на объект, расположенный недалеко от той самой первой школы, которую 1 сентября 2004 года захватили террористы. Максим ещё в детстве услышал об этой трагедии, унёсшей более трёх сотен жизней, и, конечно, зашёл в эту школу. «После этого я подумал, что стану военным», – признался он. В их роду военных никогда не было.

У Максима две медали «За воинскую доблесть» I и II степени. Эти два года он почти всё время провёл на передовой и научился по-настоящему ценить жизнь, каждый её день и час. Придёт время, и можно будет рассказать о том, какое участие принимал в боевых действиях этот парень, достойный сын своей страны и гордость семьи. А пока добавим его слова, сказанные маме: «Как мне повезло, что я прошёл такую школу взросления дома».

Дочь Дарья сегодня волейболистка, это её очередная высота

Дарья, Дарьюшка. Ей пятнадцать, но она уже постигает азы взрослой жизни. В восьмом классе Даша отправилась в Волгоград в училище олимпийского резерва. Она играет за волейбольный клуб «Волжаночка» (о старшем составе этого клуба, где играют две девушки из Северского района, мы писали в прошлом году).

– Системные нагрузки, которые были у неё с раннего детства, помогают ей и теперь, когда она живёт вдали от дома, – говорит Жанна. – И не только в спорте. С одной стороны спорт – это травмы, для здоровья не очень хорошо. Но сейчас Даша берёт определённую планку, что будет впереди, мы не знаем – сегодня мы поддерживаем её, и она идёт вперед.

Илья и Дамир: полёт нормальный

Илья – третий ребёнок в семье, ему девять лет и он второклассник школы №51.

– Он родился уже взрослым, – сразу говорит мама. – Не играл в обычные игрушки, не ходил в детский сад. Но он и до школы всегда старался расписать каждый день, чтобы прожить его максимально. С малых лет Илья умеет печь блины, он и баню растопит, и спокойно нарубит дрова.

Сейчас Илья атаман класса, и если в поход – то он всегда берёт ответственность за подготовку, дрова, костёр, рыбалка – его забота.

Почему он такой взрослый не по годам?

– Может, потому что младшие дети родились с большим отрывом от старших. Илья видел взрослеющих брата и сестру. Сюсюканья с ним не было – родился человек, и сразу для него определяется планочка. А планочка в нашей семье высокая. Мы пошли в первый поход с ним, когда он еще нетвёрдо стоял на ногах, в кенгуру и в рюкзаке преодолевал путь. И не было такого: «мне тяжело», – всем тяжело.

У нас на участке есть небольшой огород. Маленькому Илье вручалась маленькая тяпочка, маленькая леечка… Клубничку собрал сын – взвесили: сегодня ты сто граммов собрал – молодец! А завтра собрал двести – ты ещё лучше. И так было, пока не родился Дамир, наш четвёртый ребёнок. Илье было три года, и тогда он стал играть с маленьким братом.

Сейчас младшему сыну уже шесть, готовится в школу?

– Он уже пошёл в школу! – поправляет меня мама. – В пять лет прошёл все комиссии –к школе готов. В ДШИ занимается на двух специальностях. Он такой один в нашей семье. Когда Илья пошёл в первый класс, стал выполнять задания, Дамир с интересом следил за братом и проявлял желание делать то же самое. Возник дух соревновательности. У нас дома – и на улице, и внутри – есть спортивные зоны, и каждое утро начинается с турника, потом «планка». Илья отжимается двадцать пять раз, младший – двадцать. В других видах занятий то же самое. И получилось, что они как будто погодки.

В Илье сочетаются практичность и щепетильность. Он ходит на «художку», там учат тщательной проработке мелких деталей, и эта черта ярко присутствует в его характере, говорит мама. Его опыт порой напрягает взрослых.

– Однажды в походе остались переночевать в Гуамке у одного хозяина. А там река Курджипс – шикарнейшая. Илья поел и говорит: «Я пойду рыбу половлю». Хозяин дома говорит: «Какая рыба! Сидите дома играйте!» Был январь. «Жаль, – говорит Илья, – не взял с собой чемоданчик со снастями». Но – орешник есть, топор есть, леску он с собой носит. Смастерил удочки себе и брату, пошли они с Дамиром на реку, сели на ручейке. Технике безопасности мы учили их с малых лет. Через некоторое время возвращаются. С рыбкой. Естественно, у хозяина изумление на лице, – улыбается Жанна.

– Недавно Илья изъявил желание учиться игре на гитаре у меня. Я вначале попробовала сопротивляться: «Илья, я, наверно, тебя не выдержу…». Но вот уже четвёртый урок прошёл – полёт нормальный.

В прошлом году у младшего Дамира арбуз на участке вырос больше, чем у мамы. Да, в этой семье огород – как опытная министанция, где каждый может показать свой успех.

– И Дамир говорит мне: «Мам, в следующем году буду сажать арбузы только я!» А я верю, что у него действительно лёгкая рука для таких дел. Получается, что огород не только с целью познавать, это ещё очень вкусно. С нашего маленького участка урожая хватает на семью – и прекрасно.

Детей я хвалю, когда есть за что, не стесняюсь. Вечером прихожу, а они встречают меня с печёной картошкой: «Мам, попробуй мою!». И я, уставшая, таю: «Слууушайте, как я мечтала о печёной картошечке!..». А так – они у нас обыкновенные дети.

«Смотри, пап, как я могу!»

С папой Остапом тоже удалось пообщаться. Он окончил Кубанский университет физкультуры и спорта, там серьёзно занимался рафтингом. Работал в школе учителем физкультуры. Но растут сыновья, пришлось освоить строительные профессии, чтобы зарабатывать на жизнь.

Остап родом из станицы Смоленской, спортивным ориентированием занимался, ходил в горы. Они были знакомы ещё со школьных лет Остапа, но отношения начались гораздо позже. Оба смотрят в одном направлении, в том числе в вопросах, касающихся воспитания детей. Идти по жизни так намного легче.

«С праздником, мамочка! Плов сварили, хлеб напекли и подарки сделали!»

Папа может сделать всё – и малые архитектурные объекты во дворе, и теплицу, и с сантехникой разобраться, и велосипед отремонтировать. А сейчас и натяжные потолки научился делать, и камин может выложить, и баню построить.

В глазах своих детей – он тот, которому равных нет. Папа ещё «помешан» на спорте, на силовых тренировках. И это лучший пример, который рождает подражание: «Смотри, пап, как я могу!».

– Папа у нас очень добрый и иногда хочет ослабить детям распорядок, – не без иронии добавляет Жанна. – Но послабления бывают очень редко.

– Если моя точка зрения не совпадает с точкой зрения жены, мы всегда обсудим и придём к общему знаменателю. Проблем не возникает, – спокойно говорит глава семьи.

Какие отец прилагает усилия, чтобы дети росли опытными, находчивыми, умеющими выживать?

– В первую очередь – это собственный пример, – говорит Остап. Если дети балуются, мне достаточно повысить голос – авторитет отца срабатывает. С другой стороны, сами дети мотивируют меня, чтобы я многому научился. Я и на производствах работал, потом появилась цель – построить дом, навес, гараж. Так я постепенно научился сварке, строительным профессиям.

Муж со старшим Максимом построили небольшой деревянный дом, всё делали сами, вплоть до отделки. Бабушка помогла с идеями по созданию уюта.

 

– Было бы побольше средств, в доме было бы не только изящно, но и круто. Но у нас и так очень хорошо, – говорит Жанна.

Интересно, а что папа думает о жизни детей без смартфона, не потеряют они связь с современной жизнью?

– Думаю, сверстников в этом они догонят быстро, когда повзрослее будут. Мы не одна такая семья, где детям строго ограничивают общение со смартфоном. Но мультики, старые и добрые, они иногда смотрят.

Кто из родителей за что отвечает?

– В походе всё чётко распределено и не возникает вопросов. Вместе мы только решаем, когда и куда отправимся. Я несу ответственность за маршрут, жена – за меню на каждый день, экипировку. Жену я ценю в первую очередь за то, что мы единомышленники, у нас общие интересы.

К книгам у Остапа тоже очень уважительное отношение с детства. Его бабушка была учителем русского языка и литературы, дома была хорошая библиотека, и он постоянно читал.

Старшее поколение

– У нас осталась только одна бабушка – моя мама, – говорит Жанна. – Татьяна Дмитриевна её зовут, она уже на пенсии, работала в нефтяной промышленности. Что очень ценно, она разделяет наш идейный подход к семейному укладу, в котором главное – труд всех. Плюс здоровое питание, позитивное настроение. Пока родители на работе, она может заниматься с младшими внуками. Всё направлено на познание и труд. И когда люди спрашивают у неё: «Ты не устала внуков нянчить?» – она отвечает: «Я их не нянчу, мы вместе с ними всё делаем».

Жанна и её мама Татьяна Дмитриевна с внуком Кириллом

Ещё Татьяна Дмитриевна очень творческий человек, в её голове рождаются идеи для создания уюта и красоты, она шьёт одежду – это то, чего, по признанию Жанны, ей самой не хватает.

– Приходит бабушка и вместе с внуками создаёт у нас какую-нибудь клумбу. А потом говорит: «Смотри, что мы натворили!».

В семье все, кроме мамы, играют в шахматы. Эту традицию завела бабушка. Илья занимался в шахматной школе, в четыре–пять лет выступал на районных и краевых соревнованиях и завоёвывал призовые места. Но с появлением пробок на трассе ездить на занятия в Северскую стало сложно, много времени пропадало зря, и шахматы для Ильи остались только дома. Зато теперь, когда приходят в гости взрослые, он спокойно садится с ними за доску и часто выигрывает.

«Мама, я – Ника»

В детстве старший сын Максим учился играть на фортепиано. Оказавшись в одном из зданий на линии фронта, в которое они с бойцами зашли, он увидел пианино. Сел, воспользовавшись передышкой, и заиграл. Потом оборачивается, а за спиной стоят бойцы и слушают. Этот момент очень тронул всех, до слёз. И в первый свой отпуск Максим пришёл в свою школу искусств, сел за рояль и сыграл то же произведение, что и там, на фронте.

Максим всегда, когда выходил на связь, повторял: «Мам, всё хорошо». И однажды он позвонил с передовой и передал телефон девушке. Девушка сказала: «Мама, я – Ника».

– У меня вопросов не возникло. Я ответила: Здравствуй, Ника, я – Жанна.

Девушка с Украины. С началом спецоперации взгляды на ситуацию у родителей и дочери разошлись – дочь приняла сторону России. Выбиралась она в Россию с гуманитарной машиной, в камуфляже – это отдельная история.

Сейчас уже и её город стал российским, и у неё российское гражданство. А родители в Европе – каждый находит своё место, чтобы спастись. Ника с детства помнит этот раскол среди её родственников – кто за кого. Такова судьба многих украинских семей.

Максим вырвался в Черноморский в отпуск на десять дней, чтобы зарегистрировать брак со своей любимой. Всё успели.

Девушку сын выбрал, похожую на свою маму, – не внешне, а внутренне. Никушка, как её зовёт Жанна, живёт с маленьким сынишкой здесь же, в посёлке, в маленьком домике.

– Девчонка она хорошая, организованная, устремлённая, труда не боится. Тесто замешивает лучше, чем я. Готовит сногсшибательно! Она по профессии повар-кондитер.

Максим очень изменился, говорит его мама. Раньше он часто ей повторял: «Всё впереди, всё успеем, ну что ты меня торопишь!». А сейчас: «Так быстро бежит время, мама, моему сыну уже год будет, и я мечтаю попасть к нему на день рождения». Хотя уходил в армию со словами: «Не женюсь до 30 лет. И огород забетонирую…».

И теперь грядочка с клубничкой для сынишки Максима и Ники стала нужна как одна из точек семейного счастья. Не надо огород бетонировать.

«Вот такая я есть»

Почему мама именно такая? Жанна размышляет, отвечая на этот вопрос:

– В детстве мне не удалось ходить в музыкальную школу. Но потом я пошла в колледж культуры. И вот там я занималась музыкой, освоила гитару. Спортом в детстве тоже не занималась. Не пускали меня даже в однодневные походы. А мне так хотелось! И когда я вырвалась, я понеслась и несусь до сих пор… Может, и правда так запрет сыграл.

Вспомнила она и своего отца.

– Он был мягкий человек, увлекался охотой, но меня никогда не брал с собой, говорил: «Вот сын вырастет…». Так мы и не успели с ним сходить ни в один поход…

16 лет Жанна ходит в Центр творчества на пилатес – для хорошей осанки и для здоровья.

– Вот такая я есть. Если мы с семьёй на природе, то уберём чужой мусор. Праздник – никакого спиртного не надо, настроения у нас хватит и без него. А если день рождения у сыновей – к нам много детей приходит, и я провожу с ними игровую программу – в соответствии с традициями нашей семьи.

От чего же она устаёт?

– От несправедливости – я морально теряюсь. От сломанного деревца в парке теряю силу. Болею за детей, за их экзамены. Тяжело смотреть на ребятишек, которые на перемене сидят или стоят со смартфоном, не двигаются и часто многого вокруг не замечают, не знакомятся с реальным миром.

Это аргумент, когда она разговаривает со своими детьми о том, на что стоит тратить время.

– Можно заглянуть в смартфон одноклассника, и там, как правило, всё достаточно повторяемо и однообразно. А что касается новостей, информационной повестки, в этом наши дети не изолированы, мы не в куполе. Все важные новости читаем и обсуждаем вместе.

Мама любит театр, ей нравится краснодарский «Молодёжный», их репертуар, атмосферность и многогранность.

Ещё семья Александровых в этом году участвует в акции «Вместе всей семьёй».

– Сто семей получат путешествия. Мы выполняли задания, выставляли фото каждую неделю, хотелось выиграть, конечно, – рассказывает Жанна. – Мечта наша – Байкал. И ещё Алтай…

Живя в этом, по словам самой же Жанны, сумасшедшем ритме, семья активно включилась в помощь бойцам СВО. Они состоят в группе «Доброволец», дети и мама плетут «кикиморы», папа сделал каркас. «Эти маскировочные костюмы сейчас – чья-то жизнь», – объясняет мама детям.

Вот такой маршрут у семьи Александровых. «Плюсов у нас много, нам легче семьёй» – этими словами Жанны и завершим рассказ.

Ирина Орлова

Фото из семейного архива Александровых

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту