Общество

«Моя малая родина»

Жительница бывшего хутора Пороно-Покровского Людмила Ивановна Головатюк (в девичестве Шумейко) в течение многих лет пишет книгу о родном уголке. Людмила Ивановна решила поучаствовать в нашем конкурсе, рассказав о себе и поделившись некоторыми вехами истории Пороно-Покровского.

Дорогие читатели! Мы продолжаем конкурс «Моя малая родина». В нём могут участвовать все — и школьники, и взрослые. Ждём интересные истории о ваших населённых пунктах, о школе, об улице или памятнике в вашем посёлке, хуторе, селе или станице.
Присылайте письма и фотографии по адресу: ст. Северская, ул. Петровского, 12а, или по электронной почте: gazeta_zori@bk.ru, обязательно подписав своё послание.
Материалы будут приниматься в течение всего года.

«Я родилась в 1938 году в станице Северской. Мои родители были уроженцами хутора Пороно-Покровского, но потом переехали в Северскую. Отец Иван Иосифович работал районным инспектором райхозотчёта, а мама Раиса Фёдоровна трудилась в колхозе. Когда папа ушёл на войну, мне было всего три года. На хутор отец перевёз меня на велосипеде. Я работала в колхозе «Знамя Победы» учётчицей, а позже счетоводом расчётного отдела в колхозе «Кубань». С 1969 года я стала бухгалтером отделения №1 колхоза «За мир», где проработала до перестройки. Вся жизнь прошла как на ладони… Тепепь немного истории.

В 1864 году в районе стали основываться населённые пункты. По рассказам долгожителей, раньше на месте хутора Пороно-Покровского был лес и сплошные заросли камыша. Военные для передвижения прорубали просеки. На месте дома генерала Агаркова был военный госпиталь, а на холмах — дозор. В 1875 году был образован хутор Гирской. В 1902 году разразилась холера, и люди стали умирать семьями. Тогда из Северской приехали батюшка, писарь и атаман, которые решили переселить жителей хутора. Люди начали расселяться неподалёку от Гирского, жили в землянках, а в 1910 году нарезали улицы и начали строиться. Так появился хутор Покровский. Такое название ему было дано потому, что переселение проходило на церковный праздник Покрова. Другое новое селение было названо Пороновским  из-за находящейся там переправы.

И вот стали люди обустраивать свои жилища. Те хаты, которые строили наши предки, сейчас не сохранились. Это были белёные дома под камышом. Крыши украшали коньком и делали четырёхскатными. Не редкостью были и резные наличники. Жизнь казаков и иногородних никогда не была лёгкой, но каждый старался украсить свой быт. Возле хат строили сараи для лошадей, овец, а также сажи для свиней, базы для коров и телят. Делали и погреба, в которых хранились продукты для всей семьи. Люди занимались животноводством, выращивали овощи, фрукты. Обязательным было сажать тростник. В хуторе также был пресс для давки тростника.

В 1928 году в хуторах стали создавать ТОЗы — товарищества по совместной обработке земли, в Покровке их было два. Коллективизация была делом новым и весьма сложным. Приходилось преодолевать вековую силу привычки мелкого собственника, изменять его психологию, убеждать его в преимуществах коллективного труда. К коллективизации было приковано внимание всей партии, советского государства. Партийные, советские и кооперативные организации стали непосредственными создателями колхозов. К концу следующего года начался этап сплошной коллективизации сельского хозяйства, характеризовавшийся массовым вступлением крестьян в образованные колхозы. Так, в 1930 году в Покровском открылся колхоз «им. Революции», в Пороновском — «Искра».

Через время началось раскулачивание. Не миновала эта участь и жителей Пороновского и Покровского. Не вернулись в Покровский Головатюки, Кузьма, Коробка, Братковские, Романенко, Калашниковы и другие.

Памятник погибшим в годы войны хуторянам

Когда началась Великая Отечественная война, всех мужчин забрали на фронт. Остались старики, женщины и дети. На долю женщин выпали все трудные работы. Они обучались работе на тракторах. Трактористками в то время работали Мария Фёдоровна Гончаренко, Нина Петровна Малая, Антонина Дмитриевна Решетняк и многие другие. 14 августа 1942 года на Пороно-Покровский напали немцы. Я до сих пор помню, как летел самолёт и мы его называли «драбина». А сосед Ефим Коханюк выкопал в саду окоп и всех загнал туда.

После освобождения нашего хутора от фашистских захватчиков начались восстановительные работы в колхозах. Подсчитывали убытки, нанесённые войной. Нелегко было председателям налаживать жизнь села, начинать все работы с нуля, стягивать технику, инвентарь и готовиться к севу. Тяжело было и людям, все работы выполнялись вручную, на оставшихся коровах и быках пахали, возили зерно.

После войны хутор Покровский начал восстанавливаться. Колхоз выбился в передовики, было организовано три полеводческие бригады, тракторная и транспортная. Заложили сад, виноградник. Были свой ток, пасека, а при соединении двух колхозов появились детский сад, клуб, две школы.

За досрочное выполнение ремонта тракторов львовская МТС заняла первое место. В послевоенное время уборкой хлеба занимались все. Жители вязали в снопы пшеницу, убирали, свозили к комбайну, вручную перетягивали комбайны, чтобы обмолотить пшеницу. А мы, ученики, всей школой ходили в поле вместе с учителями, собирали колоски, чтобы не осталось ни зёрнышка.

В разное время открывались в хуторах новые колхозы, объединялись, меняли своё название. Так, в 1954 году появился новый колхоз «Знамя Победы» и просуществовал до конца 1957 года. Председателем был Иван Васильевич Воронин. Люди трудились не покладая рук, выезжали в поле, в горы с пасекой, качали мёд в присутствии ревкомиссии, сдавали в кладовую.

Хуторской Дом культуры во времена расцвета

Иван Васильевич Воронин задумал построить в хуторе Покровском Дом культуры, чтобы он вмещал всех жителей. В 1956 году закончилось строительство ДК на 400 мест. Большой зрительный зал со сценой, оркестровой ямой, кинооператорной, фойе, библиотекой — настоящая мечта хуторян. Дом культуры оборудовали всем необходимым: занавесы, стулья, люстры. Сюда приезжали артисты из Краснодара и Адыгеи, а также театральные коллективы из Украины. В ДК проводились собрания, лекции и общие собрания колхозников. Зрители приезжали из всех поселений нашего района.

Ещё до образования колхозов на хуторах занимались табаком, он был главной доходной культурой. Нанимались и работали у греков в Азовской. После создания ТОЗов и колхозов табаководство стало активно развиваться. Низали табак и днём, и ночью, развозили по дворам, и люди низали и развешивали его на домах, сараях, пока не построили большие табачные сооружения. В Покровском были созданы три табаководческие бригады. В Пороновском было две бригады с табачными сараями, путями, вагонами, табачные сушилки — богуны. Сколько себя помню, всё время проводила в табачном сарае. Мама уходила ломать табак в четыре-пять часов утра, а к восьми часам его уже привозили на подводах и разгружали. К этому времени я была обязана каждый день успевать подмести двор, накормить животных и сварить обед.

Женщины на табачных работах

Работа для людей была круглый год, все культуры во всех колхозах давали доход. В 1956 году начала строиться рисовая система, стали осваивать новую культуру — рис. Были назначены поливальщики, проводились занятия, на которых рассказывали о белом зерне и способах его выращивания.

В 1957 году также было очередное укрупнение колхозов. Были объединены многие хутора и сёла, в том числе Покровский и Пороновский.

В это время в районе было создано более десяти полеводческих бригад, три строительные бригады, кирпичные заводы, мелиоративная бригада, молочно- и свинотоварные фермы, птицеферма, гараж, мастерские, электроцех и многое другое.

Но в 1992 году закончилась эпоха коллективных хозяйств, просуществовавших с 1928 года. Стали разваливаться колхозы, закрылся и покровский Дом культуры, а следом детский сад.

За это время были и взлёты, и падения, и ошибки, и процветание, но главное — была забота о людях…

Идея создания книги об истории Пороно-Покровского возникла у меня очень давно. Я собирала статьи о хуторе, вырезки из газет, хотела, чтобы после меня осталось что-то нужное и мой труд не пропал даром, а был передан молодому поколению. Ведь они ничего не знают о своей малой родине, предках и быте. Очень верю и надеюсь, что когда-нибудь в Пороно-Покровском будут жить не одни пенсионеры, восстановят школу, детский сад, Дом культуры. И родной хутор снова заживёт, как много лет назад…».

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту