У сорок второго садика красивый «возраст» – 33 года. И не менее красивую цифру напишут на поздравительных открытках его заведующей Наталье Николаевне Беляевой: ей сегодня 55 лет.
Детский сад № 42 был открыт в апреле 1979 года, и тогда же на работу туда поступила Наталья Николаевна.
Разные времена переживало учреждение: и советский период, когда его посещали мои ровесники; и упадок 90-х, когда его наряду с другими садиками грозились закрыть, но отстояли силами работников и родителей; и относительно благополучные «нулевые».
Наталья Беляева в своей профессиональной биографии тоже прошла несколько периодов, связанных с детсадом № 42. Поступив туда воспитателем, она проработала в этой должности 24 года. Когда же в штатном расписании учреждения появилась новая единица – руководитель физвоспитания, Наталья Николаевна недолго думая заняла вакансию: ведь, будучи физруком по образованию, она не только понимала все тонкости этой работы, но и была ей от души рада.
Огромный опыт работы педагогом и лидерские качества впоследствии обеспечили Наталье Беляевой кресло заведующей садиком, и на этой должности она уже ни много ни мало 13 лет.
— Наталья Николаевна, что тяжелее – работать с детьми или руководить коллективом взрослых?
— Когда ты руководитель, приходится решать много организационных, хозяйственных вопросов. А непосредственного общения с малышами становится меньше. Мне же очень нравится работать с детьми, от них получаешь столько положительных эмоций, они непосредственны, бесхитростны. Я обожаю утренники и с большим удовольствием участвую в них. Например, бывало такое, что Новый год на носу, а исполнитель роли Деда Мороза заболел. Встает вопрос: «Кто будет Дедом Морозом?». Отвечаю: «Я!». Мне говорят, нельзя, мол, заведующей, несолидно. А по мне, так почему бы и нет!
(Кстати, у автора статьи есть детская фотография: у наряженной елки рядом с румяным Дедушкой. И кто, как вы думаете, скрывается под знаменитой красной «шубой» и белой «бородой»? Конечно, Наталья Николаевна, тогда еще воспитатель средней группы).
— Не одно поколение детворы прошло через ваши руки за время работы воспитателем. На ваш взгляд, современные дети отличаются от тех, которых приводили в садик лет 20 назад?
— Сильно отличаются. Вспомни, как раньше мы приходили с прогулки, садились в кружок, и я вам читала книжку. Такая тишина стояла в группе, что слышно было, как муха пролетит! А сегодняшним детям уже неинтересно слушать сказки, их даже трудно увлечь игрой с конструктором или кубиками. Все-таки компьютер и телевизор делают свое дело.
Другая проблема в том, что современные дети стали больше болеть. Раньше соотношение было таким – 80 % здоровых детей на 20 % с заболеваниями. А сейчас все изменилось с точностью до наоборот. Дети мало двигаются, почти не играют на свежем воздухе. Моя дочь Светлана, которая сейчас работает в нашем саду руководителем физвоспитания, рассказывает, что малышей приходится учить прыгать на скакалке, играть с мячом. Все потому, что у них дома нет ни того, ни другого.
— Как справляетесь с этими сложностями?
— Здесь помогает только индивидуальный подход. Дети часто приходят в группу после выходных взбудораженные, неуправляемые. Спрашиваешь такого малыша: «Что ты делал в субботу и воскресенье?», а он отвечает: «В компьютер играл». Тут уже и с родителями приходится беседовать. Ведь главный воспитатель для ребенка – это прежде всего родитель.
Безусловно, хороший результат дает пребывание в коллективе. Ребенок подстраивается под определенный распорядок дня, правила, по которым живет группа, учится общаться, дружить.
А что касается физического воспитания, то это направление в нашем саду – приоритетное. Некоторые родители хотят, чтобы их дети больше занимались математикой или музыкой. Но ведь физкультура – это универсальные занятия! Малыши осваивают навыки счета, получают элементарные представления об углах и прямых, выполняя те или иные задания на физкультуре. Когда мы просим ребят попрыгать, как зайчики, или изобразить ветерок – они осваивают навыки актерского мастерства, танца. Дети любят такие занятия, для них это увлекательная игра. Ну и, конечно, подвижные развлечения способствуют гармоничному развитию детей. А это главное: будут здоровыми – будут и счастливыми.
— Что, на ваш профессиональный взгляд, следовало бы добавить в системе дошкольного образования и чего не хватает детскому саду № 42?
— В садике крышу бы сделать, она требует ремонта. А если смотреть шире, то нужно повышать престиж самой профессии воспитателя. В Краснодаре закрылись два педучилища из-за того, что не было набора студентов. Хотя раньше, в 70-80-е годы, там был конкурс по пять человек на место. Это, безусловно, тревожит, ведь когда уйдет на заслуженный отдых мое поколение воспитателей, кто станет им на смену? Молодежь не идет в профессию из-за низкой зарплаты. К примеру, няня на дому может взять на воспитание троих детей и получать за это 12 тысяч в месяц. А воспитатель детского сада получает вдвое меньше за то, что занимается с группой в 30 человек. Никто не захочет работать в детском саду на таких условиях.
— А вы не жалеете, что много лет назад решили связать свою жизнь с воспитанием молодого поколения?
— Нет, я всегда видела себя педагогом. У меня перед глазами был отличный пример моих родных, которые работали с детьми: в семье есть и воспитатели, и учителя, а дядя был директором школы. А теперь вот трое моих дочерей пошли в педагоги – преемственность! Только четвертая Люба стала милиционером. Девочки шутят, что это она в качестве компенсации мне за отсутствие сыновей выбрала «мужскую» профессию.
По рассказам моей мамы, я с детства умудрялась руководить, организовывать людей. Сначала это были ребята во дворе, которых мне удавалась собрать для какой-нибудь работы или забавы в единую команду. И в школе я всегда была лидером.
Человеком, привившим мне любовь к профессии воспитателя, стала заведующая детсадом Валентина Иннокентьевна Рыбалкина, она принимала меня на работу, и я считаю ее своим наставником.
— Удовлетворение от работы испытываете, когда?..
— …когда слышу благодарность от родителей. Когда просто общаюсь с детьми в группах. Когда вижу хороший результат нашей работы – а это могут быть победы педагогического коллектива в различных конкурсах, признание вышестоящего руководства.
— А в чем ваше личное счастье?
— Это мои дочки – Светлана, Вера, Надежда и Любовь.
— Отдыхаете как?
— Активно! Очень любим выезжать на природу и делаем это в любое время года, с песнями под гитару, играми, соревнованиями. У нас есть даже такая традиция: когда выпускаем группу в мае, отправляемся всем коллективом на водоем, и купальный сезон при этом открывает заведующая (Смеется).
— Мама прекрасно шьет, вяжет. В детстве мы носили вещи, сделанные ее руками, – добавила штрихов к портрету старшая дочь Натальи Николаевны Светлана. – У нас прекрасный палисадник, огород. Мама успевает и в земле покопаться, и закатки приготовить. Она у нас всё умеет!
— Наталья Николаевна, ваш юбилейный день рождения – каким, вы хотите, чтобы он был?
— Дочки, наверное, уже всё продумали: и сценарий, и подарки. Придут гости, будут сценки, розыгрыши, песни, танцы. А потом, когда улягутся торжества, я обязательно поеду к маме, ей 85 лет, она живет в Кореновском районе. И мы с ней вдвоем тихо посидим, поболтаем…
Беседовала Анастасия ЛОЖКИНА.