Общество

Направление главного удара

В конце 1942 года черноморской группе войск Красной армии противостояла 17-я немецкая армия. В её состав входили: пять отдельных полков, 12 отдельных батальонов, а также морской и воздушный флоты.

Согласно приказу командующего армией А. Гречко в ночь на 16 января 1943 года наши войска, зайдя с двух сторон, врасплох захватили немцев, оборонявших Ставропольскую. Большая часть их разбежалась, но некоторые засели на чердаках и вели оттуда огонь.

Часть румынских солдат и офицеров заперлись в каменном храме и на предложение сдаться, не отвечали. Но когда наши солдаты бросили в окна церкви гранаты, румыны открыли дверь и с поднятыми руками стали выходить из неё.

Освободив Ставропольскую, наши воинские части 83-й стрелковой дивизии и 1135-го полка, не задерживаясь, устремились к станице Григорьевской. Враг пытался остановить их у Глубокого ерика, на подступах к станице, но это ему не удалось и фашисты закрепились на рубеже старого вала, бывшего некогда григорьевского укрепления.

Интенсивный огонь немцев не позволил занять всю станицу, и советские солдаты продвинулись лишь наполовину. Группа солдат не стала атаковать в лоб, а пошла в обход. Перерезала дорогу на полпути к станице Смоленской и вышла в тыл обороны противника.

Но в последующем наступление на этом участке было приостановлено, и бои здесь затянулись до февраля.

Одновременно с наступлением на Ставропольскую 16 января на рассвете 55-я Иркутская гвардейская дивизия под командованием генерала Аршинцева начала наступление с гребня хребта Пфаф на станицу Калужскую.

Группа смельчаков под командованием Александра Мрачко захватила три дзота и калужские нефтепромыслы. А по пути на станицу Калужскую воины 116-го стрелкового полка захватили батарею орудий и большие трофеи. Освободили несколько хуторов и вышли на южные окраины станицы. Здесь разведчики полка с группой бойцов Мрачко из шести атаковавших их танков подбили и сожгли два.

На следующий день, 17 января, 55-я дивизия с трех сторон повела наступление на Калужскую. Первыми в станицу ворвались воины подполковника Т. Ковалева.

После освобождения Калужской 55-я Иркутская дивизия начала наступление на станицу Новодмитриевскую. К наступающим присоединились и части, выведенные из станицы Григорьевской. Начались упорные и затяжные бои на подступах к станице Новодмитриевской на рубежах между Калужской и хуторами Труженик и Культурный.

Нашим воинам приходилось сражаться, в основном, легким оружием: винтовками, автоматами, пулеметами против пушек, минометов и танков противника. Все тяжелое вооружение осталось на перевале или застряло в непролазной грязи.

Командующий 56-й армией генерал А. Гречко решил укрепить наступающих и ввел в бой 61-ю стрелковую дивизию. Прибыв на хутор Аульная балка, полки дивизии вступили в бой, но исход его оказался трагическим. Без поддержки артиллерии, минометов и пулеметов наступающих расстреливали в упор. В ротах осталось по 10-20 бойцов, а рота автоматчиков погибла полностью. Дивизия потеряла около трети своего состава.

По приказу командира дивизии С. Кузнецова войска заняли круговую оборону, но немецкая авиация засыпала Аулью балку и бойцов мелкими бомбами и поливала пулеметным огнем. И опять были большие потери. Только в 221-м полку они составили 417 человек.

Иркутская 55-я дивизия была вынуждена оставить хутор Культурный, а 83-я дивизия отступила из станицы Григорьевской.

Третьего февраля наши войска в тяжелейших боях овладели хуторами Новый, Передовик и Труженик, который три раза переходил из рук в руки. Здесь погиб и разведчик, капитан Александр Мрачко, похороненный с воинскими почестями на хуторе Оазис.

12 февраля вместе с освобождением Краснодара, была освобождена и станица Новодмитриевская. В боях за неё погибли 1800 бойцов и командиров.

Затяжные и кровопролитные бои сковали наше наступление на подступах к станице Смоленской.

На этом направлении враг создал укрепленные линии обороны из проволочных заграждений, завалов, минных полей, множества дзотов и мощных укреплений на горе Ламбина, естественной крепости на пути наших войск.

16 января полки 20-й дивизии, преодолев бесчисленные укрепления и преграды, продвинулся лишь на 200-300 метров. И, понеся большие потери, были вынуждены приостановить наступление, и только 265-й горно-стрелковый полк, преодолев яростное сопротивление врага, сбросил фашистов с горы Ламбина. Это была важная победа. И, закрепляя успех, войска дивизии 19 января ворвались в Смоленскую, овладев северной и западной окраинами станицы.

Но наши войска на Ламбине были недолго. Гитлеровцы превосходящими силами вновь захватили гору, однако удержать её тоже не смогли. В ночь на 21 января войска 20-й дивизии снова отбили гору, а днем уже вели бои за станицу Смоленскую, однако освободить её не удалось. Противник при поддержке 50 танков, прибывших из станиц Афипской и Северской, вынудил войска 20-й дивизии оставить северо-западную часть Смоленской.

Больше месяца шли здесь кровопролитные бои. В них погибли не менее пяти тысяч бойцов и офицеров Красной армии. И только 20 февраля 1943 года были освобождены станицы Григорьевская и Смоленская.

12 февраля советские войска освободили город Краснодар, а затем аул Энем и повели наступление вдоль железной дороги в сторону станицы Афипской. Но на подступах к ней немцы выставили заградительные отряды и оказывали яростное сопротивление.

У хутора Рашпиль завязался бой, где гитлеровцы потерпели поражение, и 14 февраля 85-й гвардейский полк 32-й стрелковой дивизии освободил станицу Афипскую. Враг отступил на запад и на север, а наши войска без промедления повели наступление на станицу Северскую.

На подступах к ней развернулись ожесточенные бои. Фашисты, используя местность, создали оборонительную линию, с большой плотностью огня. Некоторые оборонительные участки имели до 20 орудий, самоходную артиллерию, использовали и подвижные танковые группы.

После упорных боёв батальоны Рухидзе и Свистельниченко ворвались на южную окраину Северской. Но гитлеровцы пошли в контратаку и в этом бою Рухидзе был убит, а политрук батальона Расторгуев ранен.

Командир дивизии А. Лисицын приказал 808-му полку наступать с юга, а 810-му полку через плавни нанести удар с севера со стороны хутора Волик. Под ударами наших войск немцы отступили на западную окраину станицы Северской, и дальше к станице Ильской.

Таким образом, 18 февраля станица Северская была освобождена, а в её освобождении участвовали и жители станицы О. Беляева, Н. Черевичко, Н. Проценко.

С 10 по16 февраля 20-я дивизия, ведя наступление, овладела населенными пунктами восточнее станицы Григорьевской и севернее станицы Смоленской хуторами Консулов и Свободный. 17 февраля войска 6-й отдельной бригады освободили хутор Новоалексеевский, а к утру 18 февраля 7-я стрелковая и 16-я отдельная бригада освободили станицу Азовскую и южную окраину Северской.

За Азовской по пути на Ильскую после освобождения хутора Карибов наши войска увидели огромные костры на улицах станицы Ильской. Это гитлеровцы сжигали все, что не могли унести и увезти из награбленного.

Артиллерия врага вела огонь из-за кладбища. Под его прикрытием немцы поджигали дома Заречья, сожгли здание средней школы в центре станицы, убивали коров, угоняли молодежь.

При освобождении Ильской погибли более 150 человек. Похоронены они на станичном кладбище в двух братских могилах.

Войска 56-й армии освобождали населенные пункты, продвигаясь как вдоль гор, так и вдоль левого берега Кубани. Хутора Нижне-Ильский (ныне Новоивановский), Красный, Новопетровский, и табаксовхоз № 6 были освобождены 21 февраля, а 22 февраля были освобождены нынешний поселок Октябрьский и станция Хабль.

Таким образом, 22 февраля весь Северский район был освобожден от фашистов.

Публикацию подготовил В. Михайлов.

(В материале использованы архивы редакции, записки краеведа А. Кистерева).

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту