Краевой конкурс «Преподаватель искусств Кубани» проходит один раз в пять лет. Почти что олимпиада для тех, кто вводит наших детей в мир прекрасного, доброго, вечного. О том, как шла подготовка к конкурсу, какие чувства и эмоции испытали выступающие на сцене краевой филармонии, мы беседуем с обладателем высокой награды — Валерием Голиковым.
— За право выйти на сцену краевой филармонии, — рассказывает Валерий Викторович, — мы боролись на зональном конкурсе, в котором участвовали представители трёх районов — Северского, Абинского и Крымского. Комиссия была компетентная, и отбор жёстким. Участников было много, около 20 человек, и около половины из них сразу «отсеялись».
— Что показывали на зональном этапе?
— Согласно требованиям конкурса в номинации для руководящего состава «Я — лидер» мы представляли программу долгосрочного развития нашей школы искусств. Она называлась «Развитие таланта ребёнка — основа успеха школы». Мы приняли её общим собранием коллектива и утвердили в вышестоящих инстанциях. В программе отражены основные положения развития учреждения до 2020 года. Это и материальные аспекты развития, как, например, расширение учебных площадей, и практические — открытие новых отделений для учащихся. Нам хотелось бы видеть свою школу современной, отвечающей всем требованиям быстро изменяющегося времени. Вот об этом и рассказано в программе.
Сегодня перестраивается вся система образования эстетической направленности. В прошлое уходят прежние приоритеты и правила. И уже совсем скоро школы искусств будут делать акцент на начальную профессиональную подготовку детей.
— То есть, у вас будут учиться только те, кто планирует связать свою профессию с искусством?
— Конечно, нет. Дети, которые хотят заниматься для общего развития, будут иметь такую возможность, но акцент — на будущих профессионалов. Такой подход, впрочем, оправдан. Коллективы и школ искусств, и музыкальных школ сегодня «возрастные». Большинство преподавателей предпенсионного возраста. Хотя я и стараюсь привлекать в коллектив молодёжь, её явно недостаточно. Средний возраст преподавателей нашей школы — 47 лет. И у нас коллектив чуть ли не самый «молодой» среди школ искусств района. Можно говорить о том, что сфера образования в области искусств сегодня испытывает кадровый голод. И эта проблема уже «кричит».
— Чем вы это объясняете?
— В основном тем, что в 90-е годы резко упал престиж учительской профессии, и, конечно, низким уровнем заработной платы. Но это только один из аспектов проблемы. Ломка нравственных устоев — это главное. Были времена, когда учитель не пользовался авторитетом у своих учеников только лишь потому, что был плохо одет. Вот поэтому сегодня много делается для того, чтобы профессия учителя снова стала значимой и престижной. Образование — основа будущего любого общества.
— Вернемся к конкурсу. Как оценили ваше выступление на зональном этапе?
— Я стал третьим. Первое место заняла директор Абинской школы. Но и третье место давало мне право участвовать в краевом конкурсе.
— Как выступили в крае?
— В своей номинации я стал первым. Участников было очень много. Из 143 человек в суперфинал попали только 15. В том числе и я. Кстати, в числе этих 15 человек были и выпускники нашей школы искусств, которые сами стали преподавателями. Так что смотрелись мы весьма представительно.
Временной промежуток между финалом и генеральной репетицией суперфинала был меньше недели. За это время мы должны были подготовить новую, совершенно отдельную, программу. В одном из заданий мы обыграли пугачёвскую песню «Маэстро». У нас образовалась творческая очень мобильная группа, и все задачи решались сообща. Мы могли позвонить друг другу в любое время суток, если пришла в голову какая-то идея, обсуждали выступление днями и ночами. Моими помощниками стали Татьяна Голикова, Елена Ансимова, Марина Кашапова, Геннадий Шахов и Вячеслав Журавлев. В песне мы изменили некоторые слова, придумали по её сюжету сценарий и работали, работали, работали.
Если вы помните, то в песне рассказывается о том, как из зала на маэстро смотрит его восхищённая ученица, ставшая уже взрослой, как она вспоминает о своей любви к нему. Мы попросили нашу выпускницу Юлию Диденко, которая работает сегодня в Краснодаре, сыграть роль ученицы. Она с радостью согласилась. В определённый момент она выходила с микрофоном из зала и пела свою часть песни. Это получилось очень здорово! Марина Кашапова, наш молодой хореограф, исполняла роль Музы. А с каким вдохновением выступали наши дети! Эти малыши ни разу ни пикнули и не высказали своего недовольства. Даже они прониклись общим командным духом и делали всё, что от них требовалось. Огромное спасибо родителям, которые ни свет ни заря, несмотря ни на какие затраты поднимали детей и сопровождали их на репетиции в город. Режим репетиций и требований был очень жёстким, но это только ещё больше объединило всех нас. Мы «совпали», а такое бывает не так уж и часто.
Помогла нам и Людмила Коломиец, методист нашего РОМЦ, поддержка и совет профессионального режиссёра были очень кстати. Нашу общую работу оценила и режиссёр краевой филармонии, ей очень понравилась задумка «оживить» «Маэстро».
От всей души хочу поблагодарить начальника управления культуры Ж. В.Тиунчик и своего коллегу, директора афипской ДШИ М. В. Басову, за поддержку и помощь в организации поездки делегации школы на суперфинал.
Был у нас и свой талисман школы, который мы должны были представить по условиям конкурса. Это символическая связка ключей: золотой ключик от школы, скрипичный ключ как символ музыки, объединяющей все виды искусств, и ключ настройщика фортепиано, соответствующий настрою коллектива школы на достижение высоких результатов.
Кроме этого, в качестве заданий было предложено ответить на несколько совершенно непредсказуемых вопросов, проявить сообразительность и остроумие, а также провести короткий мастер-класс и за две минуты чему-то научить зал.
— Когда выходили на суперфинал, вы, наверняка чувствовали свой уровень, видели программы других участников. В победе были уверены?
— Нет, конкуренты у нас были очень достойными, и программы у всех были на высоком уровне. У каждого была своя «изюминка», и у художников, и у хореографов, и у театралов. Поэтому никакой уверенности в победе не было.
— Какие чувства испытали, когда поняли, что победили?
— Честно, почти никаких. Устали так, что успех осознали немного позже. Пять часов, в течение которых шло мероприятие, лишили всяких сил. Конечно, было приятно, я видел, какими счастливыми выглядели наши дети. Но все ощущения пришли позднее, когда получал поздравления от районной администрации, управления культуры, коллег, друзей и знакомых.
Сцена, это такая штука, которая забирает всё. Она, как зеркало, показывает все твои недостатки, выворачивает их наизнанку. Люди, которые не знают, что такое сцена, думают, что всё просто. Нет, сцена — это жесточайшая вещь, слишком откровенно показывающая малейшие недочёты, на которые в повседневной жизни вообще не обращаешь внимания.
— Каким было «послевкусие»?
— Приятным. Нам удалось поработать и пообщаться с профессионалами, работающими в краевой филармонии. Это, уверен, было полезным для всех нас: и преподавателей, и детей. Но главное, мы очередной раз доказали, что можем работать единой командой, можем понимать, уважать, и слышать друг друга, можем быть собранными, мобильными, ответственными, можем вместе идти к намеченной цели, а это дорогого стоит! Мы решились на большую серьёзную работу и выполнили её достойно.
Беседовала Татьяна Симагина.