Общество

Несломленный

Более сорока лет Стародуб прожил в селе Львовском, много лет работал главным инженером в колхозе «За мир».

Не семеро по лавкам

Родился он под Краснодаром в станице Нововеличковской Новотитаровского района в феврале 1937-го.

Семья Стародубов была многодетной. Не семеро по лавкам, а все одиннадцать. Детей – девять человек, Володька младший.

Помнит, как отправляли отца на фронт. Вся семья уселась на подводу, чтобы проводить его до военкомата. Ехать надо было в райцентр. А Вовку не взяли – маленький, мол, устанет… Он от горькой обиды залез в лужу. Там глубоко разрезал ногу. Рану обмыла и забинтовала, а также слёзы ему утёрла какая-то незнакомая тётя.

Помнит, как в станицу входили немцы. Почему-то все в шортах. Это было диво! Помнит, как эсэсовцы гонялись по огороду за визжащим поросёнком и настигли его.

Станицу освободили, и Володька в 44-м пошёл в школу.

Помнит, как весной 45-го у въезда в станицу мужчины установили ворота, к которым прибили красное полотнище со словами: «Привет победителям!».

А через несколько дней Володька с приятелями бегал за станицей, и вдруг мальчишки услышали в станице шум, гам. Что случилось? Оказалось, Победа! Вот было удивительно: «И чего это взрослые дяди и тёти и смеются, и плачут?»

Домой стали возвращаться фронтовики. Да только не все. Не вернулся с войны и Ефим Стародуб, грудью закрыл от фашистов и семью, и страну…

Мужичок с ноготок

После вражеского нашествия надо было страну восстанавливать, хлеб растить. Взрослых рук не хватало, тогда и дети старались помочь. Даже очень маленькие.

Когда Володька учился во втором классе, их, ребятишек, повели в поле собирать в бутылочки клопа-черепашку. А летом школьники собирали колоски.

Дома у мальчишки были тоже обязанности. Он пас кур и гусей.

— Голодно было, – вспоминает Владимир Ефимович. – Росли мы тогда в основном на подножном корме. Жевали одуванчики, молочай, рогоз и мечтали досыта наесться хлеба!

С седьмого класса Володя был уже полноправный работник. Трудился в поле рядом с матерью: он водил лошадь под уздцы, а она с плугом, с бороной или культиватором сзади. Чего стоило матери девятерых детей поднять – особая история. Низкий поклон Анне Васильевне!

После окончания десятилетки пошёл младший Стародуб работать прицепщиком в машинно-тракторную станцию. Оттуда его направили на курсы в Славянское училище механизации. Вышел из его стен через три месяца трактористом широкого профиля. Когда вернулся на МТС, ему там доверили новенький трактор ДТ-54. Это было для парня счастьем.

«Крёстный» и «крестник»

В октябре 1956 Владимира Стародуба призвали в армию.

Во время учений с молодым солдатом случилась беда – вывих и серьёзная травма позвоночника. Спинной мозг зажало, и как следствие – парализация.

Спас его молодой капитан медицинской службы. Он повесил Володьку за голову и сам повис на нём. Вывих вправился: зашевелились пальцы рук и ног. Это стало началом возвращения к полноценной жизни.

Молодой военврач – недавний выпускник медицинской академии приходил к своему «крестнику» и донимал его:

-Ты кто такой?

-Тракторист, – гордо отвечал тот.

-А я уже в 21 врачом был. А ты пока – пустое место.

В госпитале Володька должен был по всем правилам лежать год. Но от злости и от обиды на такие слова своего спасителя сбежал из госпиталя через четыре месяца.

Парня комиссовали. Домой вернулся инвалидом. В колхозе предложили быть учётчиком и заведовать складом. А он на трактор рвался. Но нашёлся один человек, который сказал:

-Володька, брось! Ни тракторы, ни девчата от тебя никуда не уйдут. Иди учись!

Стародуб вспомнил молодого врача из госпиталя и …поступил сначала на подготовительные курсы, а потом и в институт. На вступительном экзамене по физике сделал теоретическую выкладку объединённого закона газового состояния, чем шокировал приёмную комиссию.

Декан полистал его дело и сказал:

— Не издевайся, парень, над собой. Как ты будешь со своей спиной чертежи делать?

Но Володька не отступил.

Главный инженер

После института Стародуб попал в Кавказский район в колхоз имени Калинина. Владимира назначили инженером по сельхозмашинам, а ещё в нагрузку дали заведование ремонтной мастерской.

Эти четыре года стали для него настоящей школой жизни. За честную работу и рационализаторские предложения молодого инженера премировали …отрезом на брюки.

Потом было село Львовское. В феврале 1969 года Владимир Стародуб в свои 32 года стал главным инженером колхоза «За мир».

«За мир» – огромное хозяйство. Восемь производственных бригад, столько же токов и парников. А ещё девять молочных, четыре свинофермы, две овцеводческие, четыре птицефермы. Гараж, машинно-тракторные мастерские и ещё мелиоративный отряд.

Он старался везде успеть, всюду заглянуть, во всё вникнуть. Именно здесь проклюнулся и расцвёл его талант изобретателя. У него получалось находить простые решения сложных задач.

Впервые увидев, как выращивают табак, он тут же придумал приспособление для усовершенствования рассадопосадочной машины. На следующий год таких машин в колхозе было уже девять.

Были в колхозе свои авгиевы конюшни. Правление несколько лет ломало голову, что делать с овцефермой. Никакая техника не проходила в сарай, забитый навозом. Взялся очистить ферму Стародуб.

По его приказу частично разобрали часть фронтона. Сняли кабину с трактора, и тот стал ниже метра на полтора. Выхлопную трубу повернули вниз. Так и впихнули в корпус трактор с механической лопатой. Ну, а всё остальное – дело техники.

На току четвёртого отделения лежала несколько лет в разобранном виде какая-то техника. Стародуб разобрался. Оказалось, что это четыре зерноочистительных аппарата. Главный инженер отправился на север края, чтобы посмотреть на эту диковину в действии.

Да такая техника позарез в колхозе нужна! Во время уборки она работала в полную силу, поднимала и опрокидывала гружённые зерном машины, а потом доводила зерно до кондиции.

В 1970-м пришёл в хозяйство новый председатель Иван Степанович Савченко. 33-летний Владимир Стародуб как аккумулятор всяких идей и придумок стал его правой рукой. И пошло-поехало.

Например, строительство парников на электрообогреве. Смонтировали цеха по переработке зелёного горошка и томатов. Семенами овощей колхоз стал торговать. Установили линию по переработке семян люцерны. Начали строить два животноводческих комплекса: один для свиней, другой – для коров…

А дела не кончались. Надо было механизировать трудоёмкие процессы в животноводстве.

Нигде не обходилось без инженерной мысли. Построили центральные мастерские. За станками и оборудованием Владимир Ефимович ездил в Волгоград, Ростов, Таганрог. Четырнадцать станков добыл в Москве. Потом в колхозе по его инициативе построили цеха по ремонту энергонасыщенных тракторов и комбайнов.

Когда колхоз стал расширять посевные площади под рис, Стародуб увидел ещё одну проблему: грязь, слетавшая с гусениц, попадала на валок, а затем в барабан комбайна. Предложил зерновую жатку навесить на шасси гусеничного рисового комбайна. За три года в хозяйстве изготовили 25 таких жаток. Они потом стали прообразом тех, которые стал выпускать завод «Рисмаш».

На току тоже много чего ещё пришлось придумывать. Агрегаты по приготовлению травяной муки сушили влажное зерно, вместе с травой дробили их. Полученные гранулы шли на корм животным.

А для людей в каждой бригаде построили бани, а на молочном комплексе – сауну.

Когда я итожу то, что прожил

Талант и трудовые подвиги Владимира Ефимовича Стародуба не остались незамеченными.

Вот диплом Краснодарской краевой сельскохозяйственной выставки за плодотворную рационализаторскую деятельность. «Плюс к диплому мотоцикл с коляской», – вспоминает ветеран.

Вот бронзовая медаль за достигнутые успехи в развитии неродного хозяйства СССР, медаль «За трудовую доблесть». Почётная грамота Министерства сельского хозяйства СССР…

А какие интересные фотодокументы в архиве Стародуба! Вот он в Москве, на Всероссийском собрании представителей советов колхозов в составе делегации Краснодарского края («29 Героев социалистического труда. И я с ними!»). Вот он рядом с космонавтом Анатолием Березовым, который приезжал в колхоз «За мир». Вот момент передачи новых тысячи гектаров рисовой системы колхозу, приём делегации таганрогского комбайнового завода.

— «Когда я итожу то, что прожил, и роюсь в днях — ярчайший где», – цитирует Маяковского Владимир Ефимович. – Честно признаюсь: их в моей жизни немало. – Но есть один день судьбоносный. Если бы не молодой вредный военный доктор, который спас меня в армии, кто знает, как бы повернулась моя судьба? А ещё скажу: самую большую радость человек испытывает от побед, одержанных над обстоятельствами и в первую очередь над собой.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту