Общество

По пути Скорби к Воскресению

Тайная Вечеря

Смерть и воскресение Иисуса Христа также связаны с праздником Пасхи. Иисус решил отметить её вместе с апостолами на день раньше установленного срока. А так как его искали, то встретились они скрытно, отсюда и название Тайная вечеря.

На склоне горы Сион за стенами Старого города когда-то располагалась горница Тайной вечери. В период арабского правления дом был разрушен, но сохранился первый этаж, где, по преданию, захоронен иудейский царь Давид. Позже горница была восстановлена. Сегодня под ней находится небольшая мечеть, через которую и можно подняться в горницу. Сделать это можно и по лестнице на внешней стене дома.

Здесь и была последняя трапеза Иисуса с учениками.

«И когда настал час, Он возлег, и двенадцать апостолов с Ним. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде моего страдания». Он знал, что «…пришел Его час перейти от мира сего к Отцу Своему».

И хотя, отмечая Пасху, они выполняли обряд таинства еврейский, преломляли хлеб и запивали его красным вином, но уже с другим смыслом. Как сказал Иисус: «Хлеб – тело Моё, вино – кровь Моя. Сие творите в Моё воспоминание». И это было Таинство святого Причащения. Поэтому Тайная вечеря и считается концом Ветхого и началом Нового Завета.

А потом Иисус ушел молиться в Гефсиманский сад на Елеонскую гору, куда пригласил и своих учеников и где один из них предал его. Сегодня на месте, где Иуда поцеловал Иисуса, тем самым выдав его, расположена базилика. В её алтаре лежит большой камень, свидетель тех давних лет.

От базилики вниз по склону горы кое-где растут масличные деревья. Корявые, многовековые, они точно окаменели. А две тысячи лет назад на этом месте был большой оливковый сад, укрывавший Иисуса от посторонних глаз.

Он молился в ту ночь неистово, страстно и говорил ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно». Здесь Иисус был схвачен стражниками. В Гефсиманском саду находится и первая станция – начало его Пути на Голгофу.

На Голгофе

Но по-настоящему Крестный путь или путь Скорби начался для Иисуса от Претории – официальной резиденции римского прокуратора в Иерусалиме, где Понтий Пилат, вопреки своему желанию отпустить задержанного, сказав: «Не вижу вины на Нем», подчинился крику толпы: «Распни его!».

Во дворе Претории римские солдаты издевались над Иисусом, надели ему на голову терновый венец, били палками и кнутами, а потом дали в руки крест, на котором и собирались его казнить. Но часть пути к Голгофе этот крест нес за ним Симон Киринеянин, который шел с поля и встретил процессию, солдаты заставили его нести крест.

Путь на Голгофу в сегодняшнем Иерусалиме не полностью соответствует тому, которым шел Иисус. За две тысячи лет город не раз рушился и перестраивался, однако общее направление пути сохранилось.

Большая часть Крестного пути пролегает по улице Скорби – Виа Долороза, проходящей через арабскую часть Старого города, среди лавок и магазинчиков, и заканчивается в Храме Гроба Господня, возведенном на Голгофе.

Это место во времена Иисуса находилось за городской стеной, к западу от Судных ворот, и называлось Лобным местом, Голгофой, а также Калварией и Юдолью смерти. Здесь казнили преступников, которых приводили на распятие, считавшееся тогда самой позорной смертью. Место это скалистое, неровное, и на одной из скал, называемой Голгофой, и был распят Иисус. Вокруг этой скалы впоследствии был построен Храм Гроба Господня.

Внутри Храма сразу за дверью справа узкая лестница, вырубленная из камня и уходящая на десять метров вверх. Она и ведет на Голгофу, где почти под куполом Храма находится небольшая площадка, разделенная колонами на два придела.

Придел распятия богато украшен картинами, мозаикой, иконами. Над ним горят лампады, а по бокам множество свечей и живые цветы. Под мраморным приделом отверстие в полу, отделанное серебром – это место креста на Голгофе.

Главный зал Храма полутемный, огромный и высокий. В центральной его части часовня – Кувуклия, место погребения и воскресения Христа. В часовне темно-красная мраморная плита накрывает место, на которое положили Иисуса, снятого с креста. В плите отверстие, через которое можно прикоснуться к камню. Здесь тоже горят лампады, свечи, стоят иконы и живые цветы.

Как явствует из Библии, Христа обернули плащаницею и положили в гроб, высеченный в скале. Тот день был пятница, и наступила суббота. Женщины приготовили тело к погребению и закрыли гроб камнем. А когда пришли на следующий день, первый день недели, то камень от гроба был отвален и ангел сказал им: «Иисус Воскрес».

Сегодня на месте его Воскресения, в Кувуклии, во время Пасхи и загорается Благодатный огонь.

Благодатный огонь

Упоминание о необычном огне уходит в четвертый век, время окончания строительства Храма. О том, как происходит явление Благодатного огня, имеются различные предположения. Однако следует отметить, что получение его принадлежит исключительно православным христианам.

Накануне Пасхи в пятницу все огни в Храме гасят под контролем полиции. На середину ложа Животворящего гроба ставят лампаду, но без огня. По краям ложа раскладывают кусочки ваты. После этого все помещение Гроба Господня (Кувуклию) тщательно осматривают гражданские власти, и вход в него опечатывается.

В Великую субботу в Храме собираются паломники. Процессия с патриархом во главе с молитвами и пением обходит Кувуклию, затем патриарх разоблачается и остаётся в одном подряснике. Его осматривают, ощупывают и только после этого снимают с двери печать и впускают в Гроб Господень.

Он молится там в темноте 10-15 минут, иногда и больше. И вот по ложе в темноте рассыпаются голубоватые бусинки и превращаются в огонь, от которого загорается вата, потом лента и лампада.

Патриарх зажигает от лампады пучок свечей и подаёт их в окошко. От них зажигают другие свечи, и Благодатный огонь в считанные секунды волной расходится по Храму.

В первые минуты огонь не жжет, им омывают лица, руки. А потом зажигаются большие свечи у входа в Кувуклию – Гроб Господень, где Благодатный огонь и хранится до следующей Пасхи.

Первоначально смерть и воскресение Иисуса Христа отмечались христианами еженедельно в пятницу. Это был день поста и скорби в память о страданиях Христа, а Воскресенье – день радости.

Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном календаре всё отчетливее, за что и получил название «Царя дней», «Праздников праздник».

Публикацию подготовил В. Михайлов.
Фото автора.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту