«В этом году выпили всё, кроме Москва-реки, и то благодаря тому, что замёрзла…», — писал о Татьянином дне российский классик Антон Павлович Чехов. Начало этого праздника было положено 25 января 1755 года императрицей Елизаветой, которая именно в этот день подписала указ «Об учреждении Московского университета».
Несмотря на то, что история праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции сохранились и по сей день. Студенты как в прошедшие века устраивали широкие гулянья, так и сегодня не упускают возможности отметить свой законный праздник шумно и весело.
Мы решили спросить у известных людей района, чем им запомнились их студенческие годы, и они с радостью пустились в воспоминания.
Виолетта ЛУКЬЯНОВА, заместитель главы Северского района:
— Самыми яркими и запоминающимися в годы моей учёбы в Оренбургском государственном педагогическом институте стали три майских дня пионерской практики в лагере «Кувандык», что в ста километрах от областного центра. Мы тогда учились на 3 курсе, и нас отправили в очень живописный лес, где и располагался лагерь. Всех студентов поделили на пионеров и вожатых. Я была председателем пионерской дружины, отвечала за организацию жизнедеятельности лагеря. Мы на три дня вернулись в детство: звонкая пионерская зорька, зарядка и, конечно, пионерские костры — каждый вечер.
Антонина МАЛЕВАННАЯ, начальник Северского отдела управления реестра:
— Дело было в студенческом общежитии. Кухня. Я пожарила картошку и вышла на минутку. Когда вернулась, обнаружила, что на плите ни картошки, ни сковороды! Прошла неделя и у воришек, видимо, проснулась совесть. Они поставили сковороду на прежнее место, но уже без картошки.
Ольга РОВКИНА, заведующая северским детским садом № 4:
— Я училась в Краснодарском педагогическом колледже № 1 по специальности «Воспитатель с правом обучения дошкольников английскому языку». Мы с однокурсницами, шутя, называли его «Институтом благородных девиц», поскольку часто ездили с благотворительными концертами в воинские части, госпитали, детские дома, помогали станции юннатов. Объехали все детские сады Краснодара. Студенческая жизнь кипела.
Моим любимым предметом с 1 курса был «Анатомия и педиатрия» (в детстве мечтала быть врачом), это единственный предмет, который я не пропускала ни под каким предлогом и блистала на всех зачетах и экзаменах.
На 2 курсе я организовала экскурсию нашей группы в медицинский институт. Нас водили по институту, показывали анатомический музей, но мне хотелось узнать больше. Под видом студента мединститута я тайком пробралась в препараторскую, оставив свою группу, и там наблюдала за работой студентов. И даже приняла участие. Только через час я обнаружила, что вся группа покинула институт, а моя сумка одиноко лежит на полу в коридоре.
После этого случая я подумывала еще раз попробовать осуществить свою мечту, но решила продолжить начатую педагогическую деятельность и уже на 3 курсе поступила на заочное отделение в Армавирский пединститут (филологический факультет), о чем впоследствии ни разу не пожалела.
Виктор МИХАЙЛОВ, писатель:
— Дело было в Ростове, где я учился и несколько лет жил. Сидим с однокурсниками в студенческой столовой, рассказываем анекдоты, обедаем. Один из однокурсников набрал полный рот сметаны и сидит, слушает. Финал анекдота был настолько смешным, что мы дружно закатились смехом. А тот, что со сметаной во рту, не выдержав, выпустил всё содержимое рта прямо в лицо рассказчику. Сообразив, что натворил, он тут же схватил со стола салфетки и принялся вытирать сметану с бедолаги, который на какое-то время даже потерял дар речи. Потом, конечно, пришёл в себя и даже хотел двинуть обидчику кулаком, но мы свели всё на шутку, чтобы избежать разборок. К сожалению, того анекдота я уже не помню, но животы от смеха в тот день мы неслабо надорвали.
Нина РЕШЕТОВА, директор северского музея:
— В советские времена стипендию платили только за успешную сдачу сессии, более того, за отличную учёбу можно получить ещё и поощрение. Поэтому к каким только хитростям не прибегали студенты, чтобы в зачётках стояло заветное «отлично».
Однажды мои предприимчивые однокурсники из Ленинградской высшей профсоюзной школы культуры решили повысить итоговые сессионные оценки, предложив план, якобы успешный в других вузах. В первых рядах на экзамен идут отличники, в задачу которых входила обязанность незаметно взять помимо своего билета еще один. Далее схема проста: билеты попадают в руки стоящих под дверью, им даётся шпаргалка (мы называли её «бомбой»), где полный ответ на вопросы билета. И эта схема заработала! Как ни странно, всё прошло гладко, и никто не прокололся. Но…
То ли в деканате насторожились такому числу пятёрок, то ли преподаватель принял вызов и дал нам возможность проиграть эту комедию до конца… Результаты экзаменов были аннулированы. И после окончания сессии мы дополнительно сдавали тот же экзамен тому же преподавателю в присутствии его многочисленных коллег. Самое удивительное, что никто нас даже не обвинил в махинации. Мудрые преподаватели просто устроили нам жёсткую переэкзаменовку.
Ольга Бондаренко, главный редактор газеты «Зори»:
— Я никогда не забуду, как сдавала один экзамен. Если честно, даже не помню, как правильно назывался предмет, что-то вроде «управления народного хозяйства». Преподаватель был очень строгий, требовал, чтобы к нему ходили на все лекции, отмечал каждого. На лекциях или семинарах я то помогала преподавателю рисовать таблицы, то отвечала тему, или что-то писала, или объясняла иностранным однокурсникам.
Когда подошла пора экзаменов, преподаватель сказал, что тот, кто ходил на все лекции, получает «автомат», у кого одно опоздание — «полуавтомат», остальные — сдавать. У меня было одно опоздание — «полуавтомат». Уверенная, что за столько трудов во время семестра меня легко отпустят, радостная пришла на экзамен. Но преподаватель спросил: «А как называлась 25-я тема?». Кто ж это помнит. «Придете снова». Я вызубрила все темы. В следующий раз он спросил: «А как назывался третий параграф 19 темы?» В каждой теме по нескольку параграфов, как их запомнить. Одним словом, досрочно сдав всю сессию, чтобы уехать домой на каникулы, я целый месяц сдавала этот предмет. И в последний раз преподаватель мне говорит: «Да у вас же «полуавтомат», зачем вы ходили?» И поставил мне «пятерку». А мне было так обидно, что я зря сдала остальные предметы досрочно.
Виталий КОСТЕНКО, директор северского многофункционального центра:
— Я учился на третьем курсе Краснодарского юридического института МВД, когда нас отправили физруками в летний лагерь. «Отработав» смену, мы надумали поехать в Геленджик. Решили, что переночуем у меня в Северской, а утром однокурсник, у которого была машина, нас заберёт. Но по каким-то причинам он за нами не приехал. Тогда мой дедушка предложил свой старенький ЛУАЗик. Мы несказанно обрадовались! Дедуля предупредил, что этой машине свойственно периодически глохнуть и подсказал, что в таких случаях нужно «накачивать» воздух в бак. И вот, мотор завёлся, мы двинулись в путь. Первая вынужденная остановка была уже за Черноморским. Потом — за Холмской. И так до самого Геленджика…
Чёрное море мы увидели только через семь часов, уже за полночь. Дорога измотала настолько, что первым делом мы решили отпраздновать долгожданное прибытие. То ли под парами алкоголя, то ли от ностальгии по детству один из друзей вдруг вспомнил, что в подобных случаях делал его дед. Рома так подробно рассказывал, что и как нужно наладить в машине, что мы решили не откладывать это на потом и прямо среди ночи разобрали наш ЛУАЗик под уличным фонарём и… починили. На радостях мы ещё долго катались по ночному Геленджику, а домой добрались всего за два с половиной часа.