История / Общество

Самые лучшие годы

У нас снова встреча с бамовцем – с Галиной Михайловной Савостиной из станицы Азовской. Её знают очень многие азовчане, ведь она много лет отработала в местном детском саду.

Галина Михайловна принесла в редакцию целую папку с фотографиями «бамовского» периода. Можно сказать, фотолетопись её молодости. Она смущённо пожимает плечами, мол, что рассказывать – работали, как все на этой земле. Но разговорились.

Причал на Байкале

– Родом я из Тульской области, посёлок Метростроевский. Там добывали известняк и отправляли его в Москву на отделку метро.

Её отец был фронтовик, с войны вернулся без ноги, работал экономистом на карьере. Дети родились после войны – две дочери, Галина старшая, 1947 года рождения. Семья жила в маленьком домике, кухня и комната. При доме было хозяйство, работы в котором хватало для всех – огород, свиньи, куры, утки.

Посёлок Гоуджекит

– Я хотела выучиться на экономиста, но не получилось. Училась хорошо, и когда окончила школу, меня отправили за 18 километров от дома в посёлок учить детей математике – учителей тогда не хватало.

В 18 лет Галина вышла замуж за Анатолия Савостина, родила сына. Малышу был год, когда муж отправился по комсомольской путёвке восстанавливать Ташкент после землетрясения. Через некоторое время к нему приехала и Галина с сыном. В городе Ангрен Ташкентской области муж работал взрывником на проходке тоннелей, их строили для отведения воды.

Галина Савостина и её детская площадка в Северобайкальске, 1975 год

– В общежитии предоставили комнату. Нас, туляков, туда приехало много, и мы сдружились, держались вместе. Я сначала пошла работать на керамический завод, а позже устроилась в медучилище в библиотеку. И потом это медучилище окончила, работала медсестрой в детском саду.

В Узбекистане семья Савостиных прожила шесть лет. После этого они вернулись в Тульскую область. Родился второй сын.

Молодёжная свадьба в посёлке Гоуджекит

И тут пришёл 1974 год, комсомольцы и добровольцы поехали на БАМ. Анатолий Тимофеевич Савостин отправился почти сразу. В августе к нему уже летела жена с детьми.

– Полтора года Ванечке было, Андрею восемь лет. В Нижнеангарске был 11-й тоннельный отряд, муж хотел попасть туда работать. На БАМе мы встретили много своих земляков, вместе, конечно, было и легче, и веселее.

Ленинский субботник

Из Нижнеангарска с тоннельный отрядом №11 муж Галины отправился в Северобайкальск, это на другом берегу Байкала. Там он сначала работал с передвижной электростанцией, обеспечивал подачу электроэнергии в посёлок. А Галина с детьми осталась зимовать в Нижнеангарске, пока старший сын учился в школе – в Северобайкальске школы не было. Через несколько месяцев Анатолия перевели непосредственно на строительство Байкальского тоннеля, он работал проходчиком, потом взрывником. И Галине нашлась работа в тоннельном отряде.

Новогодняя ёлка в ДК посёлка Гоуджекит

– Была середина апреля. Мы с младшим сыном добирались по Байкалу, по льду, на машине, нас рыбаки подвезли. Лёд был ещё крепкий. До самого берега пришлось пройти немного пешком, потом ещё три километра до посёлка. Дали нам комнатку в мужском общежитии, она метров 12-13. Я работала кочегаром, топила печки в четырёх домиках, столовой и мужском общежитии. В перерыве бегала домой посмотреть ребёнка – и снова к печкам. Шестого мая я решила пойти в Нижнеангарск проведать сына-школьника, он у знакомых жил. И вот снова я вышла на лёд, на Байкал – путь в 18 километров пешком. Добралась до знакомых, сына проведала, взяла кое-какие вещи и назад. Вода возле берега была уже на поверхности льда, страшно идти. Дошла почти до причала Северобайкальска, но выйти на берег не могу – вода разлилась. Страшно. Я осторожно назад, стала искать выход, где можно пройти к берегу по льду. Дошла…

Первомайская демонстрация

Когда отопительный сезон закончился, Галину определили на детскую площадку.

– В семьях работников были дети разного возраста, за ними некому было смотреть, школы и детского сада ещё не было. И я летом целый день с ними на солнышке проводила, занимала играми, чтением, мы ставили представления для родителей. Нам отвели площадку маленькую, поставили там домик для игр – я вам фотографии покажу. А когда дождь начинался, я детей приводила в свою комнатку в общежитии… Позже в Северобайкальске организовали детсад летнего типа, и я водила туда младшего сына.

Работники тоннельных отрядов – кандидаты в партию. Г. Савостина слева

Все тогда были молоды, полны оптимизма, руководство старалось побыстрее обеспечить строившиеся посёлки инфраструктурой, а работников – элементарными бытовыми удобствами, организовывали не только хорошее снабжение, но и разнообразный досуг. Так что досуговое время бамовцы, несмотря на трудные природно-климатические условия, проводили интересно. Был хороший Дом культуры, где отмечали праздники, и хор был, и литературный клуб, и кинопросмотры, и танцы, и спартакиады. Из Москвы в посёлок прислали целый контейнер спортивного инвентаря для активного досуга, рассказала Галина Михайловна. Лыжами обеспечили всех желающих, а в школе можно было заниматься в спортзале.

– Одно из первых ярких впечатлений: первое мая 1975 года в Северобайкальске, – рассказывает Галина Михайловна. – Из мужчин нашего тоннельного отряда организовали духовой оркестр, и мы все присоединились к первомайской колонне «ЛенБАМстроя» и пошли на площадь Молодости. Было так радостно!

– То есть в тоннельном отряде работали люди, которые умели играть на инст-рументах?

– Играть сначала не умели. Но нашёлся творческий человек по фамилии Резников, сам любитель-музыкант, которому удалось собрать коллектив, научить исполнять две-три композиции, и получился оркестр.

Потом Галина работала в тоннельном отряде помощником маркшейдера – маркрабочей. Её избрали в профсоюзную организацию. Позже часть работников из Северобайкальска перевели в посёлок Гоуджекит, там сформировали 12-й отряд. Семье Савостиных и другим семьям дали жильё, дома как раз только построили. Была уже и средняя школа, и поликлиника, и дом культуры. Позже построили детсад.

– Мы жили при коммунизме, честное слово, – улыбается Галина Михайловна. – Отопление центральное, вода, электричество – всё бесплатно, это были расходы тоннельного отряда. Дома были сборно-щитовые, тёплые, на 10 семей. Теплотрассу прямо по поверхности прокладывали – так делали на мёрзлом грунте, трубы помещали в деревянные короба. Водопровод нам провели до дома, и в помещении, вроде бытовки, каждый брал воду. У каждой семьи в таком доме было полторы комнаты – вторую делили пополам с соседями. И вот целую комнату ещё умудрялись перегородить, получались кухня и спальня. Еду готовили на электроплитках.

– Мы, несколько семей, в складчину купили гармонь, организовывали себе культурный отдых, вместе отмечали все праздники. Ходили в кино, ни одного фильма не пропускали. Приезжали артисты из Москвы, из Ленинграда, концерты были бесплатные. Жили полноценной жизнью. В общении между людьми было равенство, несмотря на разные должности.

В 80-м Галина Михайловна вступила в партию, была делегатом на партконференциях. Потом произошла сбойка тоннеля (в одном месте встретились три тоннельных отряда – №13, 21 и 12), и по новым путям прошёл первый поезд. Это было в 1980 году – большое событие. Тоннельный отряд №12 свою задачу на этом участке выполнил.

Савостина 1975 г. жители общежития в Северобайкальске

У супруга Галины Михайловны тогда был очень болен отец, и он поехал на родину. И решили остаться и искать постоянное место жительства. Бамовская история закончилась. Но не совсем.

– Мы решили уехать в Краснодарский край. На БАМе сдружились с кубанской семьёй Лысенко, они из Тихорецка. И мы сначала подбирали жильё там. Но дом, который понравился, купить не успели – «ушёл» к другим покупателям. И тогда мы приехали в станицу Азовскую и купили здесь маленький домик, пол у него был земляной, но мужу понравилось это место. Стали строить на участке новый дом. Почти пять лет строили, муж сам много делал вечерами после работы – делал блоки, укладывал их, а мы с младшим сыном ему помогали. А я устроилась в станичный детский сад, сначала долго работала воспитателем, потом медсестрой. И так вот до пенсии проработала. Потом и на пенсии старшей медсестрой работала до 70 лет. Ушла, когда заболел муж, нужно было за ним ухаживать.

– С кем-то из бывших бамовцев вы поддерживаете связь?

– Конечно! В Северской живут Белокуровы, Николай Васильевич и Тамара Ефимовна, мы вместе работали на БАМе. Она тоже была марк-рабочей, муж – водителем на «Магирусе» при тоннельном отряде. Мы часто видимся. С другими бамовцами переписываемся в интернете. Мы же там очень со многими сблизились, можно сказать, породнились. Национальности были разные – это было неважно. Дети у нас там были все свои: кто был дома, тот мог и накормить их. Сейчас, когда мы, бамовцы, хотим встретиться, собираемся в Москве.

Уже пять лет, как умер муж Галины Михайловны. По соседству, на одном участке с ней, живёт сын Иван, другой сын живёт в Йошкар-Оле.

Площадь Молодости, 1 мая 1975 г. Жилья еще нет, только вагончики для рабочих

Мы ещё посмотрели бамовские фотографии: вот встречают первый поезд; вот снега выпало почти до крыш домов – обычная зима; вот Галина поёт в хоре; это её детская площадка; это – с мужем на Масленице, а вот она в газете вместе с другими строителями тоннеля.

– Я лишь один раз проехала по бамовскому пути – через Усть-Кут. А так всё время самолётами летали. Хотелось бы, конечно, чтобы нас, бамовцев, прокатили по этой железной дороге, мы бы посмотрели, как сегодня живут посёлки, где прошла наша молодость. Эти годы были самые лучшие…

Ирина Орлова

Фото из личного архива Г.М. Савостиной

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее