Общество

Семья – передовая борьбы со страстями

— Отец Кирилл, что такое семья в православном понимании?

— Из Евангелия нам известно, что основная заповедь, которую Христос обращает к своим ученикам — это заповедь любви. Бог есть Любовь, и задача человека в том, чтобы уподобиться Богу. Любовь с небес не сваливается, ей нужно научиться. Поэтому семья – это то место, где человек учится любить. Супруги должны непрестанно совершенствоваться в этой любви. А основное свойство любви — это жертвенность. В Евангелии мы видим такие слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Любовь приводит Бога к Голгофе, Он Сына своего не пощадил. Святые отцы так и говорят: «Бог спустился с небес, чтобы мы взошли на небо». Значит любовь Его приводит ко кресту, к самопожертвованию. Стало быть, и человек, который хочет уподобиться Богу в любви, тоже должен быть готов к несению своего креста. И Сам Христос часто говорит об этом: «Кто хочет быть Моим учеником, пусть отвергнется себя, возьмёт свой крест и следует за Мной». Этика христианская — это этика, по сути, воинская: для того чтобы быть учеником Христа, необходимо постоянно быть на поле духовной брани, а семья – это передовая этого поля. Это место, где человек борется ни с кем-то их своих домашних, а прежде всего с самим собой – со своими страстями, характером, привычками. Для того чтобы жертвовать собой ради другого.

— Можно пояснить это на конкретном примере? Что значит – жертвовать собой?

— Например, когда в семье недуг алкоголизма. Часто на исповедь приходят матери и жёны алкоголиков, сильно опечаленные тем, что их родной человек пребывает в этой зависимости. Нет нужды говорить о том, что когда в семье пьяница, страдают все, атмосфера самих взаимоотношений меняется, дело доходит до рукоприкладства, сквернословия и прочих непотребств. Вот такие люди, из-за которых страдают все вокруг, должны жертвовать собой – лечиться, находить в себе силы бороться с этим недугом ради своих близких. Должны проявлять терпение и близкие болящего. В православной церкви есть перечень канонических причин для развода. В него входят и алкогольная и наркотическая зависимость. Если человек не хочет освободиться от этой зависимости, если всякие попытки помочь ему со стороны второго супруга отвергаются, брак может быть расторгнут, чтобы не ставить под угрозу семью, не рисковать жизнями остальных её членов. Однако церковь не заставляет расторгать такой брак, потому что в нём есть место для духовного подвига, молитвы, милосердия и самопожертвования. 

— Когда молодые люди только начинают встречаться и задумываться о создании семьи, на что надо обращать внимание? Как не ошибиться?

— Очень сложный вопрос. И однозначного ответа на него нет. Столпов, на которых зиждется нормальная семейная жизнь, несколько. Это и отношения межличностные, и любовь, и взаимопонимание, и, опять же, желание жертвовать своими страстями ради любимого человека, и целомудрие. К сожалению, сегодня люди часто просто пользуются друг другом, а не создают семью. Поощряются со всех сторон свободные отношения. Происходит тотальное обесценивание отношений мужчины и женщины. Всё переводится на такие рельсы, когда священные отношения попросту профанируются. Это и пропаганда порнографии, и так называемый секс-просвет, который пытаются ввести в курс образовательных учреждений. Тем, кто хочет создать семью, нужно выработать нормальное отношение друг к другу, основанное на целомудрии и воздержании. И, конечно, нельзя создать полноценный семейный очаг, если у тебя нет ни гроша за душой. Очень важно и благословение на брак родителей: молодожены обязательно должны им заручиться. Когда священник венчает молодых, он произносит такие замечательные слова: «Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания». То есть, молитвы родителей, их благословение ложатся в основание того дома, который собирается строить молодая пара. И горе, если этого благословения нет.

И как священник должен сказать, что без веры, без сформированного христианского мировоззрения брак остаётся некрепким. Поскольку наши современные моральные нормы не выдерживают никакой критики, не выдерживают напора искушений, которые постигают новобрачных.

Уместно здесь вспомнить и о гражданском браке. Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в ЗАГСе, связанный взаимными обязательствами. Церковь такой брак признаёт, он не почитается за блуд. Когда же двое решаются на совместное сожительство и, как бы извиняясь, называют его гражданским, нужно быть честными. Это не что иное, как блуд – сожительство без взаимных обязательств. И это повод для больших ссор, скандалов и семейных трагедий. А если появляются дети, то проблема растёт, как снежный ком. И разрешить её может только нормальный подход к отношениям между мужчиной и женщиной — отношениям, которые должны быть освящены: «Кесарю – кесарево, а Богу — Божие». Человек не может прыгнуть выше своей головы, и если есть перекосы в отношениях, то будут и проблемы – это закон. Потому те люди, которые встречаются и планируют строить семью, должны об этом знать, должны трезво смотреть на вещи, чтобы не совершать ошибок, за которые потом нужно будет расплачиваться им самим или даже их детям.

— Сегодня стало модным венчаться…

— О такой моде можно только сожалеть. Венчание — это церковное таинство. И тем, кто хочет к нему приступить, я хотел бы посоветовать как следует подготовиться. Во-первых, интеллектуально — узнать, что представляет из себя таинство венчания, кем оно совершается. Может случиться так, что человек не соответствует каким-то требованиям, например, имеет нерасторгнутый церковный брак. Также нужно приготовиться исповедью и причастием, может быть, и не один раз. Может быть, подготовка продлится и не один месяц, но молодая пара подойдёт к ней осознанно. Молодые супруги должны во время венчания не просто слушать, что поют священник и хор, но и молиться сами. А для того, чтобы научиться молитве, нужно её понимать. Ни в коем случае нельзя приступать к венчанию только потому, что все так делают. Это кощунственно. Сейчас по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора все священники в храмах Кубани обязаны проводить беседы с теми, кто собирается приступить к таинству венчания, принимать исповедь и причащать Святых Христовых Тайн. Это минимальный цикл воцерковления человека, чтобы он смог воспринимать таинство так, как должно — душой и сердцем, впитать в себя его плоды. Раньше венчание было общецерковным торжеством, и очень жаль, что сегодня оно низведено до праздника, на котором присутствуют только родные и близкие. Таинство – это тайна, и к ней нужно быть готовыми – через беседу со священником, через свой личный молитвенный подвиг. И наши пастыри призваны приучить человека к этому посильному деланию, поскольку это формирует его христианский базис крестоношения. Люди, которые подойдут к таинству осмысленно, уже по-другому будут сражаться с семейными невзгодами, которые бывают у всех.

— Слышала, что венчанные пары подвергаются большим искушениям, нежели все остальные.

— Искушения будут у всякого человека. Но нападки врага рода человеческого диавола на церковный брак действительно могут быть более сильными. Потому что когда человек приближается к Богу и начинает бороться с собой, он встречает большое противодействие. Мы в мире не одни: кроме мира ангельского, есть и мир демонический, который в своей зависти и злобе пытается совратить человека, лишить его Евангельского Света. Поэтому тем, кто вступает на путь самоотвержения, нужно подготовиться к таким нападкам. Вспомните, что сказал Христос: «Не мир принёс Я, но меч». Как ни парадоксально звучат эти слова, их нужно понимать так: Христос своим последователям не обещал комфорта, что везде будут тишь да гладь, да Божья благодать. Благодать нужно ещё силой завоевать. Ниоткуда она не возьмётся. А это значит, что мы должны бороться с духами злобы поднебесной, со своими страстями и страстишками. И семья — это передовая такой борьбы.

— К сожалению, многие этой брани не выдерживают. Если один из супругов самовольно прекращает церковный брак, какие духовные последствия это для него влечёт?

— Последствия тяжёлые. Недопустимо мотивировать распад семьи тем, что  «не сошлись характерами». Церковный развод по причине несовпадения характерами не может быть дан, потому что нет канонической основы. В случае такого распада семьи ушедший из неё просто угождает своей плоти. Брак — это союз неразрушимый, который освящается на земле, но достигает небес. Именно поэтому последствия разрушения венчанного брака тяжким грузом ложатся на человека, как плоды греха. Этот грех нужно исповедовать и исправлять. Может быть, всей своей жизнью. Страдают дети, страдает тот, по чьей вине распался брак, страдает потерпевшая сторона, родители супругов. К браку нужно христианское отношение, нужно сделать всё, чтобы не допустить развода.

— Если супруги разрывают гражданский брак, но не расторгают церковный, то продолжают ли они оставаться мужем и женой перед Богом?

— Да, канонически они остаются мужем и женой. Нельзя сказать, что это брак в полном смысле слова. Кроме закона Божия, есть и закон человеческий, который освящён Евангелием. И то, и другое должно соблюдаться. Если брак разорван de facto, то канонически, de jure, он остаётся. И никак нельзя этим пренебречь. В этом случае нужно приносить покаяние и исправлять положение — добиваться развода, если есть к тому повод. Если повода нет, то ситуация сильно усложняется и решается только на исповеди с духовником.

— Любая нормальная семья — это дети. Сегодня многие молодые не торопятся их заводить.

— Это последствия ненормального отношения к браку. Союз мужчины и женщины предполагает чадородие. Господь, когда сотворил Адама и Еву, дал им благословение плодиться и размножаться, населять землю и владычествовать ею. Поэтому те люди, которые стремятся сначала обеспечить себе комфорт, которого, кстати, много никогда не бывает, ставят на первое место не радость чадородия и Божие благословение, а деньги и другие вещи бытового характера. Им можно только посоветовать правильно расставить акценты в жизни. Дети – это украшение жизни, то, к чему призвана каждая семья.

— На каких основах должны воспитываться дети в православной семье?

— Прежде всего на основах любви. Всё, что происходит между людьми, по большому счёту, должно основываться на любви. Воспитание детей – трудная стезя, потому что очень часто нет доверия между детьми и родителями. Каждый живёт своей жизнью, пребывает в своём тесном мирке. Зачастую родители не в курсе жизни своих детей. И если такое происходит, конечно же, виноваты они сами, потому что не смогли найти путь к душе своего ребёнка. К этой душе надо очень внимательно присматриваться и следить за ней. Это как огород, который нужно оберегать от сорняков, возделывать, поливать, ограждать от вредителей. А когда родители заняты только поиском средств к существованию и обустройством быта, часто забывается, что рядом есть человечек, который нуждается в их внимании, заботе и поддержке. Не нужно все свои надежды возлагать на школьных педагогов – учителя сегодняшней школы не дают полноценного воспитания ребенку. Это прежде всего забота родителей.

К отроческому возрасту человек подходит уже со сформировавшимся мировоззрением, со своими маленькими страстями, которые просмотрели родители. И вот тогда начинаются уже взрослые проблемы. Все беды легче врачевать в детстве. Есть хорошая пословица: хочешь воспитать ребёнка – начинай с бабушки. Мама и папа должны вести такой образ жизни, который бы естественным образом научил ребёнка всему доброму. Дети копируют поведение родителей, их души – чистые листы, куда первые записи делают родители. Многие вопросы не могут быть разрешены светскими методами, потому что невозможно оторвать человека от Бога, он есть творение Божие, и потому должен жить по заповедям, данным ему. И если ты их отвергаешь, это подобно отрицанию закона Ньютона: не важно, знаешь ты его или нет, но если шагнёшь с десятого этажа – непременно разобьешься. Точно так же и в духовной, нравственной и семейной жизни есть свои законы, и пренебрежение ими наносит порою тяжкие раны, которые врачуются очень долго. Некоторые бросаются за помощью к психологам и разным тренингам. Но этого мало – грех не может быть уврачеван на консультации у специалиста, его можно изгладить только покаянием. Если не принимать это во внимание, то человек рискует остаться один на один со своими неразрешёнными житейскими проблемами.

— Какие трудности подстерегают в супружеской жизни людей разных вероисповеданий?

— Если двое нашли друг друга, любят, создают семью и рожают детей, то это всегда хорошо. Другое дело, что эти отношения могут быть осложнены, если супруги друг для друга – иноверцы. Такой брак не может быть венчан церковью. Правда, канонически в некоторых случаях церковный брак возможен (к примеру, между православным и католичкой), но при условии, что рождённые в нём дети будут воспитываться сугубо в православии. Это первое требование, которое ставит церковь перед такими разнородными браками. К сожалению, это тоже повод для конфликта. Не всегда инаковерующая сторона идёт на такие уступки…

— Сегодня в протестантизме регистрируют и однополые браки.

— Нужно оговориться, что всё это происходит за оградой православной церкви. Это не брак. Те, кто пытается узаконить такой постыдный союз – духа христианского полностью отреклись. Это элементарная человеческая развращённость, современные Содом и Гоморра, которые Господь терпит до поры до времени. И нам нужно проявлять религиозную и гражданскую бдительность с тем, чтобы этот порок не коснулся нашего общества, куда вместе с семенами ювенальной юстиции западные либералы бросают плевелы борьбы за права сексуальных и гендерных меньшинств.

Беседовала Татьяна Симагина.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту