Общество

След на земле

Заслуженного мелиоратора РСФСР в 1986 году страна отправила на Кубу помочь построить мелиоративные системы. Туда же приехал с дружественным визитом первый президент СССР Михаил Горбачёв. Фидель Кастро устроил приём по случаю приезда главы советского государства. На этот приём был приглашён и Александр Зуб. В этот день руководители двух стран пожали ему руку…

Опалённое войной детство

— Я в четыре года остался без матери. Когда мне исполнилось десять лет, на фронт ушёл отец и домой уже не вернулся, погиб в 42-м. Старшие братья Сёма и Ваня тоже отправились воевать.

Помню, как к нам на хутор Куликовский Ленинградского района пришли немцы, и как они бежали, оставляя на дорогах машины и другую технику.

После ухода фашистов на третий день собралось правление колхоза имени Будённого (из тех, кто остался жив). Стали думать, как готовиться к севу, возрождать к жизни опустевшие фермы.

Мне и моим товарищам-сверстникам было не до учёбы. Шла война. Надо было помогать фронту. Сначала вместе с сестрой Таней я работал на молочно-товарной ферме. Потом молотобойцем в кузнице.

Войне пришёл конец. Домой из двух братьев вернулся только Иван.

Колхоз потихоньку становился на ноги. Но в 46-м настигла Кубань жестокая засуха. То, что было посеяно, всё пропало.

В 47-м удалось посеять много озимых. Весной 48-го посеяли яровые. Кубань получила небывалый урожай. Многие тогда получили правительственные награды, стали Героями Социалистического Труда.

Ремесленное

— В сентябре 47-го я стал ремесленником Ростовского железнодорожного училища № 2. Сюда принимали ребят, у кого не было родителей.

Сразу же мне выдали форму, парадную и повседневную. Учились так: день теории, день практики. Во время практики ремонтировали паровозы, вагоны, цистерны. Училище и такая учёба дали мне все познания, необходимые для самостоятельной жизни. В Ростове же встретил любовь моей жизни — студентку фельдшерско-акушерского техникума Валю. Она была, как и я, с Кубани, из станицы Ильской.

В училище получил пятый разряд слесаря, который в то время много значил в судьбе рабочего. Направили меня в Таганрог на завод «Красный котельщик». Поселился в общежитии, работал по трёхсменному графику, понял, что такое нормальный рабочий ритм. В сентябре поступил в вечерний машиностроительный техникум.

1 июля 1952 года я отправился в отпуск в станицу Ильскую, к своей невесте. Там состоялась наша свадьба.

А через год меня призвали в армию. Служил в Подмосковье, под Сталинградом, в Венгрии. Дома меня не было три года. Меня ждали жена Валя с дочерью Людмилой, и это согревало душу.

Вале как фельдшеру предоставили жильё, дали хатку на хуторе Новоивановском.

Нелегко пришлось моим девочкам. Но они всё выдержали.

На распутье

— В феврале 57-го я демобилизовался. На вокзале в Северской оказалась подвода, на которой добрался до села Львовского. А там меня уже ждала Валя…

Что делать? Где работать? Эти вопросы мучили меня и жену. Мне хотелось уехать в Ростов. Там есть работа, нормальные условия для жизни. Я много повидал и понимал, что такое хорошо и что такое плохо.

Но Валя вздохнула:

— Опять разлука? А где там будем жить? Давай до осени останемся здесь. А осенью поедешь в Ростов, определишься там с жильём. Тогда и нас заберёшь.

В это время в селе Львовском начал строиться городок ПМК-12 (тогда это было СМУ). Решил временно там поработать. Надо же было на что-то кормить семью!

Но основными строителями были заключённые. Нас возили на Шапсугское водохранилище, где дел хватало. Монтаж водовыпусков и затворов требовал большой точности и высокой ответственности. Так постепенно я перерождался в мелиоратора. Наступила осень. И я понял, что привык к этой работе. И она мне нравится! На семейном совете решили никуда не уезжать.

Становление

— Я возобновил учёбу. Из Таганрогского техникума перевёлся в Краснодарский монтажный. В1962 году окончил его и получил специальность техник-механик. И в этом же году был назначен механиком мелиоративного участка.

Затем работал старшим механиком, главным инженером. Наша организация строила чибийскую и фёдоровскую оросительные системы, Шапсугское, Краснодарское, Крюковское водохранилища.

Родились мои младшие дети – дочь Татьяна и сын Владимир.

В декабре 1972-го меня назначают начальником ПМК-12 в селе Львовском.

Наследство досталось сложное, убыточное. Многие объекты не достроены… Мне удалось изменить ситуацию. За два-три года достроили все незавершённые ранее объекты. Начали зарабатывать свои деньги. Люди стали вовремя получать зарплату. Наша механизированная колонна приобрела новую технику, строила рисовые системы, дома, насосные станции, детские сады,  линии электропередач, подстанции и другие объекты.

Отработал в мелиорации сорок лет. Прошёл и освоил все азы мелиоративно-промышленного строительства.

В 1970 году меня наградили орденом Трудового Красного Знамении юбилейной медалью «За трудовую доблесть». В 1975 году присвоили звание «Заслуженный мелиоратор РСФСР».

В 1976 году поступил в Кубанский сельскохозяйственный институт, на факультет мелиорации. В 1982 году успешно окончил и получил специальность инженер-гидротехник.

«Куба — любовь моя!»

— С 1986 по 1992 год работал на Кубе, где мы строили рисовые системы. Куба с нашей помощью получила высокие урожаи риса — более восьмидесяти центнеров зерна с гектара (раньше они получали по двадцать).

За эти успехи Фидель Кастро наградил меня Почётной грамотой.

С теплотой и нежностью вспоминаю эти шесть лет. Мы были ещё молоды и полны сил. Всё, за что брались, у нас получалось. Рядом — друзья-соратники да и среди кубинцев было много хороших добрых людей. Отношение к советским людям на острове Свободы было радушным и благодарным.

Возвращение домой

— Самое страшное, что мне пришлось пережить — это развал СССР, предприятий, колхозов, совхозов, в том числе и ПМК-12.

В апреле 1986 года мы с женой уезжали на Кубу из огромного Советского Союза. Перед моим отъездом в ПМК-12 работали 456 человек. Было около ста единиц землеройной техники, автоколонна в 60 автомобилей. И я надеялся, что коллектив не допустит спада производства, не сдаст взятые позиции.

Но случилось неожиданное и потому самое страшное. Развалилась страна, стали разваливаться предприятия, колхозы, совхозы — всё народное хозяйство.

На второй день после возвращения с Кубы я пошёл в свою родную ПМК-12 и узнал, что здесь осталось 26 человек, 18 единиц сломанной техники.

Когда я услышал это, меня затрясло, перехватило дыхание, защемило сердце. Не знаю, как добрался домой. Выпил с горя стакан водки и заплакал навзрыд. Не знаю то ли за страну, то ли за рухнувшую ПМК.

Устроился на работу в коммунальном хозяйстве, возглавил там участок. Следил за состоянием артезианских скважин, чтобы всегда была вода в каждом доме, в больнице, во всех организациях и предприятиях.

Руководство ЖКХ ценило мой труд, награждало грамотами и ценными подарками.

Так пролетели мои 80 лет. Я оставил свой след на земле. Кроме удачных дел в работе не обошло меня и семейное счастье. У нас с моей Валентиной Ивановной трое детей, восемь внуков, восемь правнуков, а в апреле будет девятый правнук. Все живы и здоровы. Вот оно человеческое счастье, ради которого стоит жить и трудиться.

Подготовила Людмила Бухало.
(Фото из личного архива).

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту