Общество

Сначала тоннель, затем «Наземка»

В конце прошлого года в Краснодаре состоялась презентация «Наземки». Наземное метро Краснодарской агломерации («Наземка») — это проект, разработанный инициативной группой, состоящей из активистов движения «Городские решения» и портала «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи», а также представителей «Кубань Экспресс-Пригород». По замыслу разработчиков, наземное метро в состоянии избавить кубанскую столицу от автопробок в самом городе и на подъезде к нему.

Сегодня Краснодарская агломерация помимо краевого центра включает в себя Горячеключевской, Северский, Динской, Тимашевский, Кореновский, Усть-Лабинский районы и часть Адыгеи. Авторы проекта проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что пробки возникают во многом потому, что жители пригородов утром едут на работу, а вечером возвращаются домой. Согласно подсчётам ежедневно в Краснодар въезжают 150-250 тысяч автомобилей, из них около 65 тысяч — это жители соседних муниципалитетов, работающие в городе.

Разработчики уверены, что для решения этой проблемы существует два варианта. Первый — это ограничение въезда в кубанскую столицу. Второй — создание сервиса, который снизит нагрузку на транспортную систему. Как раз ко второму варианту и относится «Наземка». Если хотя бы половина едущих в город людей пересядет из собственного автомобиля на метро, это сократит поток на въезд и выезд на 20-30 тысяч машин. И дороги в Краснодаре станут гораздо свободней.

На первый взгляд, реализация проекта не самая сложная. В том числе и потому, что не требует масштабных бюджетных инвестиций в отличие от классического подземного метро. В городе достаточно железнодорожных линий, которые пересекают его в нескольких направлениях. «Наземка» даст возможность, используя эти линии, добраться за небольшой отрезок времени из одного городского микрорайона в другой, что займёт не больше часа.

Планируется, что первым этапом внедрения проекта станет обустройство на базе имеющейся железнодорожной инфраструктуры нескольких линий наземного метро, соединяющих Краснодар с рядом населённых пунктов в соседних районах края — станицами Динской, Северской, Васюринской и Новотитаровской, как самыми напряжёнными направлениями для въезда и выезда из столицы Кубани. Нормальной альтернативы вместо общественного транспорта, который позволяет быстро, надёжно и дёшево попасть в город, жители пригородов не имеют. Это вынуждает их использовать недешёвый личный транспорт. По мысли разработчиков, если создать в этом 30-километровом радиусе наземное метро, которое сможет доставлять людей на работу, у них будет возможность пересесть с личных автомобилей на общественный транспорт. Среди возможных мер, стимулирующих пересадку со своих авто на «Наземку», фигурируют увеличение стоимости парковки, платный въезд в центр и экологические сборы.

Все железнодорожные пути уже существуют, нового строительства не требуется. Исходя из имеющейся железнодорожной инфраструктуры возможно обустройство до шести линий наземного метро: Новотитаровская — Краснодар — Северская, Новотитаровская — Краснодар — Динская, Новотитаровская — Краснодар — Васюринская, Динская — Краснодар — Северская, Динская — Второй Северный мост — Васюринская и Васюринская — Краснодар — Северская.

Интервалы движения составят 20 минут в часы пик (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 20.00) и 40 минут в дневное время. Время работы наземного метро — с 6.00 до полуночи ежедневно, без выходных.

Около месяца назад в администрации Краснодара прошло совещание по реализации «Наземки», где были подведены итоги работы комиссии, занимавшейся обследованием железнодорожных путей и возможных мест под строительство новых станций и перехватывающих парковок. В результате комиссия утвердила места под 14 платформ и 12 парковок, а также рекомендовала в первую очередь запустить две линии «Север — Юг» (Новотитаровская — Краснодар — Северская) и «Юг — Восток» (Северская — Краснодар — Васюринская).

Несмотря на всю перспективность проекта в последнее время появились сложности, ставящие под сомнение его скорую реализацию. К примеру, мэр Краснодара Евгений Первышов хочет увидеть в «Наземке» экономический эффект, которого на сегодняшний день нет. Всё будет зависеть от того, когда будут проведены необходимые финансовые расчёты и сделано экономическое обоснование. Это покажет, насколько идея реализуема и в какие сроки.

Авторы «Наземки» не раз сетовали, что кроме руководства столицы края заинтересованность в проекте не выказало ни одно муниципальное образование, на чьей территории предполагается его запуск.

Чуть больше недели назад движение «Городские решения» сообщило на своей официальной странице в социальной сети, что руководство нашего района запросило информацию о проекте, чтобы подключиться к его проработке. Спустя несколько дней руководитель районного управления архитектуры Николай Семенцов пояснил, в чём заключаются сложности запуска «Наземки» у нас.

— Предлагаемый проект наземного метро является хорошей альтернативой автомобильному транспорту и в целом интересен администрации муниципалитета, — рассказал газете «Зори» Семенцов. — Однако имеется ряд вопросов по реализации этого проекта в будущем, для чего в ближайшее время планируется провести совещание с его разработчиками. Один из таких вопросов — это дополнительная нагрузка на железнодорожный переезд в посёлке Афипском.

Возможно, нет в Северском районе более проблемного места, чем железнодорожный переезд в Афипском. Из-за часто проходящих поездов он, по подсчётам специалистов, ежедневно закрыт на несколько часов. Это приводит к возникновению больших автопробок на выезд и въезд в посёлок, протяжённость которых в часы пик может составлять несколько километров. Если учесть, что движение поездов «Наземки» в пиковые нагрузки (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 20.00) планируется осуществлять каждые 20 минут, это приведёт к ещё большим дорожным заторам, в том числе на федеральной трассе. Можно быть уверенными, что не найдётся ни одного автовладельца, который бы согласился на такую перспективу.

В настоящее время выполняется проектирование нового железнодорожного переезда, связывающего Афипский с трассой Краснодар — Новороссийск. Проект предполагает пересечение автомобильной дороги в разных уровнях с устройством путепровода тоннельного типа в створе существующей улицы Ленина с прохождением автодороги Афипский — хутор Коваленко под действующей железной дорогой. Срок выполнения работ по проектированию и прохождению государственной экспертизы проекта — третий квартал 2017 года.

Сколько бы ни стоило последующее затем строительство тоннеля (а стоить оно будет много), этих денег в бюджете Афипского поселения всё равно нет. Соответственно, после завершения проектирования начнётся поиск источников финансирования, а уже после — само строительство объекта.

Как долго это продлится, сейчас никто не возьмётся утверждать. И только лишь построив новый путепровод, можно будет заняться полноценной реализацией проекта наземного метро в Северском районе. Это ни в коем случае не ставит крест на всём проекте и не отодвигает его на длительный срок. Просто в ближайшие годы поезда «Наземки» вряд ли поедут в нашу сторону.

Александр Горяйнов.

Фото из интернета.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту