Общество

Солдатские матери отстаивают свои права

Во время первого и второго вооруженных конфликтов в Чечне и Дагестане погибли десять военнослужащих, призванных из Северского района.

11 декабря 1994 года российские войска были введены в Чеченскую Республику с целью наведения там «конституционного порядка». За два неполных года первого вооруженного конфликта в Чечне погибли пять наших парней. Вторая кавказская война в Чечне и Дагестане унесла столько же жизней.

Родители этих солдат являются федеральными льготниками, приравненными к ветеранам ВОВ, но на деле ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) различаются в 2,5 раза.

Попали в окружение

Коллизия складывалась 20 лет. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Потом появился Закон РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 года, но и тогда статус родителей и вдов определяли по советским нормам. А вот в 2004 году, с выходом Закона «о монетизации льгот», членов семей военных приравняли уже к ветеранам боевых действий — менее защищенной группе льготников, путем корректировки (задним числом) ФЗ «О ветеранах». До 16 января 1995 года (включительно) для них «стали» актуальны нормы 1989-го, после — 2004-го.

Итак, до монетизации родные погибших получали одинаковые наборы льгот, установленных для участников ВОВ. А с 1 января 2005 года ветеранам Великой Отечественной начали выдавать по 1050 рублей в месяц, а членам семей погибших военнослужащих — по 150. Плюс соцпакет стоимостью 450 рублей, которым было трудно воспользоваться.

Правовой прецедент создали 18 вдов военнослужащих из Воронежа. Вера Уварова, председатель областного движения жен погибших военнослужащих, дошла до Конституционного суда. В определении по ее делу (№ 331-О-П от 4 апреля 2007 года) сказано: если жены военнослужащих до 2005 года получали и реализовали право на льготы согласно советскому закону — то ЕДВ меньшего, чем для участников ВОВ, размера им назначать нельзя.

В результате вдовы и родители, имевшие до монетизации «большие» льготы (независимо от даты гибели сыновей и мужей), должны получать и «большие» ЕДВ – сегодня (с 1 апреля 2012 года) с учетом индексаций это 2875,98 руб. Но автоматическое увеличение выплат Пенсионный фонд произвел не всем. Многим выдают 1151,14 рубля (аналог тех 150+450). Дискуссии об этом с участием Конституционного суда РФ завершились разъяснением: члены семей военнослужащих, погибших или умерших после 16 января 1995 года, к участникам ВОВ не приравнены.

Правозащитники усмотрели в этом нарушение конституционных прав. По всей стране родные погибших военнослужащих стали обращаться в управления пенсионных фондов и суды по поводу восстановления справедливости. Подобные иски к ПФ подали многие комитеты солдатских матерей Краснодарского края, а некоторые уже выиграли процессы в судах. Заявления начальнику УПФР в Северском районе с просьбой рассмотреть право на получение ЕДВ по категории «родитель умершего (погибшего) участника боевых действий» в размере, как для участников ВОВ написали и родители погибших солдат нашего района.

Разная цена жизни

По наблюдениям юристов всероссийского фонда «Право Матери», отстаивающего интересы родителей погибших военнослужащих, перерасчеты ЕДВ были сделаны в 90 процентах случаев. Но до сих пор борются за свои права родители тех, кого не стало в январе 1995 года — в разгар чеченской кампании. Военные гибли каждый день, а их смерти волей законодателя сделались качественно разными.

— Ребята из одного города погибли в одной операции. Один поздно вечером 16-го, другой — буквально в 00:30 17-го января. Мать второго получает на полторы тысячи рублей меньше, — рассказала «Российской газете» юрист фонда «Право Матери» Анна Мукасеева. Или: мальчик погиб 1 января 1995 года, но удостоверения о праве на льготы его родители не могли получить до 16 января.

Еще одна проблема — Пенсионный фонд делал перерасчет ЕДВ с 4 апреля 2007 года, когда было вынесено определение КС, а не с 1 января 2005-го, когда началась монетизация. Отсудить компенсации за «выпавшие» годы удалось, по словам Мукасеевой, в Москве и Зеленограде: «По Гражданскому кодексу право восстанавливается с момента его нарушения».

Вероника Марченко, председатель правления фонда «Право Матери», так прокомментировала данную ситуацию:

— После принятия Конституционным судом определения по жалобе Веры Уваровой категория «члены семьи погибших военнослужащих» разделилась: одни получают 2875,98 рубля, другие – 1151,14 рубля. Разница ощутимая и, по нашему мнению, недопустимая. Статья 19 Конституции РФ запрещает дискриминацию прав по каким-либо обстоятельствам. Тем более — как здесь, внутри одной категории населения. Дата 16 января 1995 года разделяет вооруженный конфликт в Чечне и на прилегающих к ней территориях, длившийся с декабря 1994 по декабрь 1996 года. Пока ФЗ «О ветеранах» не изменен, «de jure» члены семей военнослужащих, погибших в период действия Закона «О ветеранах», могут получать социальное обеспечение только по статье 21 (которая устанавливает меньший размер ЕДВ). Но де-факто они не должны быть дискриминированы.

Семьи военнослужащих Северского района, потерявшие в этой жизни самое дорогое после 16 января 1995 года, оказались заложниками правового несоответствия. И только в силах органов государственной власти восстановить справедливость.

Екатерина КУЗНЕЦОВА.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту