Общество

Строил самый длинный и самый сложный в России тоннель

Ринат Муртазин до конца и не представлял весь масштаб Северомуйского тоннеля, в создании которого он участвовал.

«По правде говоря, я и приехал в редакцию, потому что воспоминания о работе на БАМе для меня очень дороги. Там прошли лучшие годы молодости…»

Ринат Тагирович рассказал, что в Северской живёт с детства, в 1968 году сюда переехали его родители. А родом он из Пермской области.

Учился в 44-й школе. В старших классах увлёкся автоделом, в этой школе по программе производственного обучения тогда готовили будущих водителей. Собственно, это и стало первой профессией Рината. За рулём прошла его служба в армии, водителем работал и после службы.

«Давай к нам, в подземку»

В 1979 году он женился, родилась дочка. Через четыре года поехал на БАМ.

– Почему решил ехать? Мои родители – люди очень трудолюбивые и лёгкие на подъём, и они к тому времени там уже работали. Из писем я узнал, что на БАМе трудится мой двоюродный брат и немало ребят из Северской. Поэтому решение было принято. Через два месяца туда приехала и моя семья.

Когда Муртазины приехали на стройку, там уже были проложены сотни километров железной дороги – до Северо-Байкальска.

– Мы поселились в посёлке Разлив в Бурятии. Сейчас этого посёлка уже нет. Жили в щитовых бараках. Все ребята вокруг работали в подземке и меня звали: «Давай к нам». Строили Северомуйский тоннель и как раз ждали новую машину из ФРГ – горно-проходческий комплекс. Было интересно попробовать себя на новом месте. Я поменял профессию, стал слесарем-монтажником, позже машинистом ГПК. На первом месте на БАМе были метры, метры, метры. ГПК мы собрали и с немцами испытывали его в течение трёх-четырёх лет.

Сложность была в разломах. Тоннель разрабатывался ещё до войны, а немцы не учли наличие подземных рек, сложных участков. А сроки стояли жёсткие.

Забирая на себя воду и разломы

– Горно-проходческий комплекс устанавливался на рельсы, впереди у него была роторная головка, она упиралась в скальный забой, домкратами опирался на щиты и продвигался вперёд. Сзади – 12 технологических тележек с оборудованием. Мы проходили штольню параллельно основному тоннелю. Шли вперед, забирая на себя воду, разломы. Риск был, в основном его создавала вода.

Машинист ГПК Ринат Муртазин возле пульта, его непосредственного рабочего места

Пару раз комплекс заваливало, прорывалась вода с песком и глиной, засыпало всё по самые последние тележки. По шесть-восемь месяцев стояли, но не отдыхали – откапывались, выносили всё оборудование наверх, высушивали – и всё собирали по новой.

– Это, наверно, было самое трудное в нашей работе. В этой штольне попутно строилась насосная для откачивания воды. Плюс мощные трансформаторы, система вентиляции. Приезжала спецбригада, которая вела работы по укреплению грунта.

Когда работа с ГПК была окончена, на смену этой машине прислали другую, более мощную.

– Климат там мне очень понравился. Зима суровая, до минус 30-40 градусов, влажность невысокая, я те зимы очень легко переносил. И дети не болели. В 1987 году у нас появился сын.

Северомуйский тоннель – самый длинный железнодорожный путь в России. Его протяжённость – 15 343 метра. Тоннель строили 26 лет, первый поезд по нему пустили в декабре 2003 года. Это один из ключевых объектов БАМа, до его появления движение по магистрали осуществлялось по обходному пути (2,5 часа). Время прохода по тоннелю – 15 минут.

Земляки из Северской трудились на других участках, и на выходные они обязательно собирались своей компанией. Появились на БАМе и новые друзья.

– Дружно жили, приятно вспомнить. Мы и на рыбалку ходили, хариуса ловили. Бруснику собирали. Я с детства был любителем фотографии, поэтому нашлось и там место моему хобби, лазил по горам, снимал. Горы, тайга, короткое, но с жаркими днями лето. Любое время года имело там свою красоту. Зимой в клуб ходили, по большим праздникам собирались там семьями, организовывали викторины. Музыка, танцы… В основном же молодёжь работала.

Тоннель начали строить в 1977 году, а с 1979 по 1981 год строительство было заморожено из-за прорыва грунта водой. Одним из усложняющих строительство факторов стал горный Северо-Муйский хребет, протяжённостью 300 км с шириной горной породы 30 км. Было решено прорубить гору насквозь – невероятно сложная задача, учитывая неоднородность грунта и внутренние водные потоки.
Для надёжности стены тоннеля укрепили в четыре слоя. Получилось, что тоннель как бы вмонтировали в многослойную трубу.

– Иной раз здесь уже в разговоре со знакомыми вспоминал, как работал на БАМе. Меня спрашивают: «Романтика, палатки?» Нет, говорю, палатки были у первопроходцев, а для нас уже создали вполне приемлемые условия. Тепло, светло, для детей детский сад и школа Государство заботилось о нас, учитывало, что бамовцы приезжали жить семьями. Хотя все же знали, что наш посёлок временный. Каждому человеку по мере его способностей находили работу. Жена Татьяна была по профессии продавцом, но магазинов в посёлке всего два, а продавцов много. Стала работать на душкомбинате, где были и баня, и сауна, и прачечная.

Внутри горного Северо-Муйского хребта всё было в трещинах. Было выявлено четыре основных разлома горных пород. На эти разломы пришлось 860 метров от всей протяжённости тоннеля. Ещё одна «находка» – радиоактивный газ радон, излучение от которого намного превышало нормы радиационной безопасности. Рядом с основным тоннелем с разницей в 20 метров бурили разведочный тоннель, который должен был выполнять транспортно-дренажную функцию.

Медаль за строительство БАМа

– Обычно собирались в клубе, проводили мероприятие, вручали почётные грамоты и медали. Мне вручили медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Но мы в то время даже не задумывались ни о пенсии, ни о льготах. Много там было молодых специалистов – выпускников вузов. Для них это была хорошая перспектива: года через три они работали уже начальниками участков. Было тяжело, но мы были вместе.

Ринат Муртазин, супруга Татьяна и дочь Ирина. Бурятия, бамовский посёлок Разлив

Была ли возможность проехать по участку магистрали, ощутить, какую глыбу подняли миллионы человеческих рук, какого титанического труда и воли это всё стоило? Пока работал, не до этого было…

– У меня всю жизнь эта мечта была – проехать и посмотреть, – говорит Ринат Тагирович. – Просто пока никак не получается. В девяностые годы особенно тянуло, тогда воспоминания были ещё свежи и ребята некоторые ещё остались там. Мы уехали в 1990 году, после этого ухудшилось и состояние стройки, и условия труда, месяцами задерживали зарплаты. Финансирование было скудное, из трёх отрядов формировали один. Ближе к двухтысячному году постепенно условия улучшались, технику пригнали хорошую. У меня остались друзья в соседнем посёлке Северо-Муйске – единственном в округе, который остался, остальные снесли. Они рассказали, как в 2003 году пускали тоннель, который строил и я. Узнал, что начали строить вторую ветку, второй тоннель – значит товарооборот расширяется. Рабочим будет легче проходить – ведь участок уже пройденный, да и техника более совершенная. И в основном строители работают сейчас вахтовым методом – по месяцу. Остановиться там есть где, так что мы с женой не теряем надежды поехать.

Вернувшись в Северскую, Ринат Тагирович работал на Афипском НПЗ слесарем-монтажником. Потом ушёл в райгаз, отучившись на слесаря по ремонту и обслуживанию газового оборудования. Он и сейчас работает в газовой службе, ежедневно объезжая объекты. Кстати, работники нашей редакции помнят Рината Тагировича, он обслуживал и наше здание.

Поинтересовался, о ком из бамовцев писали и будут писать наши журналисты. Посмотрели список. «Коля Еремский, знаю его…». Кто-то уехал из района, кто-то ушёл из жизни, с кем-то не был знаком.

– Извините, что заболтал вас, – прощаясь, скромно сказал Ринат Тагирович.

А я почувствовала, насколько это было важно и приятно для него – вспомнить то бамовское время. Прекрасное оно, тяжёлое или просто хорошее – кому как. Для Рината Муртазина оно – самое лучшее.

Ирина Орлова

Фото из личного архива Р. Муртазина

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту