В этом году Байкало-Амурская магистраль встретила своё 50-летие. Люди, строившие эту дорогу, были героями своего времени. Один из них – Валерий Григорьевич Саврандейкин – живёт среди нас. Отличник милиции, полковник полиции в отставке. Он считает, что судьба ему БАМ подарила…
По стопам отца
Он, старший из четырёх братьев, родился в Татарстане в семье милицейского следователя и медработника. Когда Валере исполнилось десять лет, семья перебралась в город Лысьва Пермской области. В школе увлёкся историей. Но после окончания десятилетки в университет не прошёл по конкурсу и пошёл работать на металлургический завод.
У завода была своя героическая история. В годы войны там изготавливали каски для всего фронта. После войны Лысьву признали городом трудовой славы.
Но надо было получать профессию, с которой Валерию предстояло шагать по жизни. Он решил пойти по стопам отца – поступил учиться в высшую школу милиции в Омске.
В 1971 году получил диплом и направление в Пермскую область и нёс там службу пять лет.
Инспектор уголовного розыска Саврандейкин проявил себя с самой положительной стороны. Настойчивый, целеустремлённый, он добивался практически стопроцентной раскрываемости преступлений.
Первая просека
В 1974 году студенческий стройотряд прорубил первую просеку в тайге. С неё и начался БАМ.
В августе 1975 на БАМ отправился старший лейтенант милиции Валерий Саврандейкин. Его адресом стал посёлок Магистральный.
Посёлок – только название. На самом деле это были стоящие прямо в лесу среди высоких сосен палатки да несколько вагончиков на сваях.
Затем в биографии Саврандейкина появился посёлок Звёздный. Затем – другие посёлки с экзотическими, а точнее – с бурятскими и эвенкийскими названиями: Якурим, Новый Уоян, Тында, Северомуйск… Красоту этих мест приезжающие сюда поэты называли таёжной Швейцарией.
В ту пору газеты и журналы взахлёб рассказывали об участниках грандиозной стройки. Валерий Саврандейкин лично был знаком с Александром Бондарем, Викторовым Лакомовым, Леонидом Казаковым. Теперь это герои Социалистического труда.
В газетных заметках о БАМе мелькали слова: просека, земляное полотно, мосты, трубы, тоннели, рельсы, шпалы… Строилась железная дорога. Журналисты рассказывали о молодых первопроходцах, о комсомольских свадьбах, о рождении первых бамовских малышей. Информации о работе милиции практически не было. Но то, что люди спокойно жили, работали, отдыхали, не переживая за себя и свою семью, – огромная заслуга бамовской милиции.
Под руководством Валерия Саврандейкина работали семеро хлопцев-украинцев.
– Хорошая у нас была команда, – вспоминает он.
Конечно, не всё было гладко. Да такого и быть не могло. Поживиться за чужой счёт всегда найдутся желающие.
Были и обычные квартирные кражи, вскрывались сейфы и кассы предприятий. Случались и тяжкие преступления, такие как убийства…
Сыщики чаще всего выходили на след людей, прибывших на БАМ из мест заключения, имевших порой не одну, а несколько судимостей.
Людям, приехавшим на стройку по зову сердца, и в голову не приходило заняться воровством.
Серьёзные дела
А однажды на вертолёте прилетели пятеро сотрудников КГБ с автоматами и надели наручники на главного бухгалтера СМП-572 (строительно-монтажный поезд).
Оказалось, что это крупный рецидивист, имеющий 35 лет общей судимости. С двумя побегами из заключения. Он делал всё так, чтобы люди бежали со стройки. Рабочие иногда по три месяца не получали зарплаты, в 30-градусный мороз работали в резиновых и кирзовых сапогах, в том числе и девушки. А на складе в это время находились сотни и сотни пар унтов, валенок, полушубков, меховых сапог и меховых рукавиц, другой зимней спецодежды… По бухгалтерским бумагам в результате проверки выяснилось, что пропало 11 миллионов рублей. Их так и не нашли. А сумма по тем временам была немаленькая.
В августовский полдень в посёлке Северомуйск на обочине дороги, идущей в аэропорт, был обнаружен труп женщины. Убитой оказалась воспитательница детского сада Нина Дуненко. В тот день она вместе с мужем Владимиром отправилась в лес за ягодами. Между ними в пути завязалась ссора из-за того, что Нина, по мнению супруга, медленно поднималась в гору…
Следствие вёл Валерий Саврандейкин.
На допросах Владимир отрицал свою причастность к убийству жены. Но под тяжестью собранных доказательств был вынужден признаться в совершённом преступлении.
Много ещё чего было в жизни лейтенанта милиции…
Встречи с творческой элитой
БАМ притягивал к себе творческую элиту. В семейном альбоме Валерия Григорьевича – снимки с уникальными людьми.
На одном из них – Роберт Рождественский на встрече со строителями БАМа, на другом – американский певец Дин Рид всматривается со сколоченной наспех трибуны в лица строителей магистрали. А вот на трибуне украинский писатель Михаил Стельмах. В архиве у Саврандейкина хранится автограф известного футболиста Эдуарда Стрельцова.
На БАМ приехал жить и работать знаменитый спорт-смен Асламбек Аслаханов. Он заслуженный мастер спорта международного класса по дзюдо, пятикратный чемпион мира по самбо. Но спортивные победы в жизни Асламбека Аслаханова значили не всё. Основные силы он отдавал службе в правоохранительных органах. В 1975 году он добился перевода на строительство БАМа. За большой вклад в профилактику правонарушений и борьбу с преступностью на БАМе Аслаханов удостоен двух государственных наград и дважды – досрочного присвоения воинских званий. Но главной наградой стала любовь и признательность жителей Тынды, где он организовал взрослую и детскую секции самбо.
Валерий Григорьевич занимался в этой секции, на спортивном поприще добился заметных результатов. Именно Аслаханов посоветовал Валерию поступить в Московскую академию МВД СССР. Сегодня Аслаханов – генерал милиции в отставке, доктор юридических наук, профессор.
Валерий Саврандейкин после окончания академии вернулся в Тынду в уголовный розыск. Через год его направляют в Северобайкальск, где он назначен заместителем начальника ОВД. Через три года он снова возвращается в Тынду начальником линейного отдела внутренних дел. На БАМе за семнадцать лет службы из лейтенанта он вырос до полковника милиции. Всю свою жизнь Валерий увлекался историей, любил её. И так уж случилось, что и ему довелось вписать в неё свои яркие страницы.
Ну, а потом началась перестройка…
С приходом к власти Михаила Горбачёва финансирование БАМа прекратилось, строительство застопорилось, люди стали уезжать. В 1992 году семья Саврандейкиных приняла решение переехать на юг. Валерия Григорьевича назначают заместителем начальника Северского РОВД. С 1996 года он работает в Краснодаре начальником отделения управления уголовного розыска УВД. С 1999 года Валерий Григорьевич – член Краснодарской коллегии адвокатов.
Когда к руководству страной пришел Владимир Путин, началось возрождение БАМа. На ряде участков, чтобы увеличить пропускную способность, стали строить вторые пути. В Северомуйске было завершено строительство самого длинного в России железнодорожного тоннеля – 15 443 метра. Вызывает оптимизм, что легендарная стройка продолжается. А на 8 июля запланировано масштабное мероприятие в связи с 50-летием её начала. Празднования будут проходить в Тынде, Северобайкальске и других населённых пунктах БАМа.
Сын Валерия Григорьевича Алексей пошёл по стопам отца. Два года служил в зоне СВО, сначала в ЧВК, затем прибыл в отпуск, а спустя два месяца снова ушёл на СВО добровольцем, уже в рядах Вооружённых сил. На мемориальной доске, установленной в Северском парке возле памятника воинам-интернационалистам, увековечено и его имя. Погиб в ноябре 2023 года. Посмертно награждён орденом Мужества.
Можно ли чем-то восполнить потерю сына?.. У Валерия Григорьевича осталась дочь Вика, подрастают внуки Коля и Лиза. В них – его продолжение.
Сейчас он и его жена Татьяна Николаевна собираются в Тынду, в город своей молодости…
Людмила Бухало
Фото из личного архива В. Саврандейкина